|
|
Оценка качества образования - деятельность, направленная на повышение информационной прозрачности деятельности системы образования, создание в республике, муниципалитетах и образовательных организациях систем обеспечения качества, базирующихся на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений.
ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» является одной из ключевых организаций в реализации региональной системы оценки качества образования.
В рамках данного направления центр реализует следующие виды деятельности:
· организационно-аналитическое, консультационное, научно-методическое сопровождение реализации федеральных и региональных программ в области образования, в том числе оценка эффективности их реализации;
· создание системы мониторингов в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики регионального образования;
· разработка и реализация региональных программ и планов мероприятий по организации и проведению ГИА-11 и ГИА-9;
· подготовка статистических, методических, информационно-аналитических материалов по результатам государственной итоговой аттестации;
· организационно-технологическое сопровождение международных, национальных и региональных исследований качества образования;
· внедрение в практику прогрессивных технологий измерений в области образования и оценки качества образования. |
|
|
Оценка качества образования - деятельность, направленная на повышение информационной прозрачности деятельности системы образования, создание в республике, муниципалитетах и образовательных организациях систем обеспечения качества, базирующихся на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений.
ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» является одной из ключевых организаций в реализации региональной системы оценки качества образования.
В рамках данного направления центр реализует следующие виды деятельности:
· организационно-аналитическое, консультационное, научно-методическое сопровождение реализации федеральных и региональных программ в области образования, в том числе оценка эффективности их реализации;
· создание системы мониторингов в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики регионального образования;
· разработка и реализация региональных программ и планов мероприятий по организации и проведению ГИА-11 и ГИА-9;
· подготовка статистических, методических, информационно-аналитических материалов по результатам государственной итоговой аттестации;
· организационно-технологическое сопровождение международных, национальных и региональных исследований качества образования;
· внедрение в практику прогрессивных технологий измерений в области образования и оценки качества образования.
Региональные процедуры оценки качества образования
Наименование процедуры |
Описание процедуры |
Ссылки |
Мониторинги |
Информатизация образования
Сведения о состоянии и развитии информационных технологий в образовательных организациях по показателям обеспеченности информационной инфраструктуры, использования дистанционных образовательных технологий, кадрового обеспечения информатизации образования, использования сервисов и ресурсов Интернет для управления образовательной организацией. |
http://monitoring.citoko.ru/ |
Результаты деятельности общеобразовательных организаций
Сведения о результатах деятельности общеобразовательных организаций, утверждённых Министерством образования и науки Республики Марий Эл 20.05.2014г. |
Самообследование общеобразовательных организаций
Сведения о деятельности общеобразовательных организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". |
Самообследование дошкольных организаций
Сведения о деятельности дошкольных организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". |
Самообследование профессиональных образовательных организаций
Сведения о деятельности профессиональных образовательных организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". |
Самообследование организаций дополнительного образования
Сведения о деятельности организаций дополнительного образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". |
Потребность в педагогических кадрах
Сведения о педагогических вакансиях и уровне укомплектованности педагогическими кадрами образовательных организаций |
ЗП-Образование
Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала. |
Потребность в учебниках и учебных пособиях
Сведения общеобразовательных организаций о потребности в учебниках и учебных пособиях по учебным дисциплинам |
Лицензии Microsoft
Сведения о потребности в лицензиях на программное обеспечение Microsoft |
Сведения для оценки эффективности реализации "дорожной карты" (органы управления образованием)
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Республике Марий Эл |
Сведения для оценки эффективности реализации "дорожной карты" (подведомственные организации)
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Республике Марий Эл |
Готовность ОО к внедрению регионального сегмента учета контингента обучающихся
Сведения о готовности образовательных организаций к внедрению регионального сегмента учета контингента обучающихся |
Процедуры независимой системы оценки качества образования (НСОКО) |
Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений обучающихся.
В условиях нормативно–подушевого финансирования образовательных учреждений, их перехода в автономные организации возникает конкуренция, школы начинают «бороться» за ученика, становится актуальной задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».
В целях реализации этого Указа Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2013г. N487–р утвердило «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг».
Согласно постановлению ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются:
· обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;
· формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.
С целью реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года №597 Минобрнауки России разработало «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества (НСОК) образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности» и своим письмом № АП–113/02 от 04 февраля 2013 года направил их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОКО, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273–ФЗ.
Впервые на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними, относительно образовательных учреждений, организациями.
Принципы НСОКО установлены статьей 95 Федерального закона:
· Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
· Независимая оценка качества образования осуществляется любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
· Организация, осуществляющая оценку качества образования, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
· Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
· Независимая оценка качества образования может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
· Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В Плане деятельности МОН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%. |
http://portal.mari.ru/minobr/Pages/nz_system.aspx |
Федеральные процедуры оценки качества образования |
Наименование процедуры |
Описание процедуры |
Результаты деятельности |
ГИА-9 |
С 2014 года в Российской Федерации государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
В настоящий момент ГИА выпускников IX классов проводится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394.
ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл» ( http://rcoi12.ru/) |
Аналитические материалы |
ГИА-11 |
Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников XI (XII) классов представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ЕГЭ сдают выпускники образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной, заочной формах, а также те, кто освоил основные образовательные программы в форме экстерната, семейного образования или самообразования и был допущен в текущем году к ГИА.
ГИА в форме государственного выпускного экзамена проводится для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.
Для этих категорий выпускников ГИА может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Государственная итоговая аттестация организуется и проводится:
· в форме ЕГЭ — Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;
· в форме ГВЭ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.
Подробнее см. в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400.
Вся необходимая информация о ГИА-11 размещена на сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл»(http://rcoi12.ru/) |
Аналитические материалы |
Исследования |
Национальные исследования качества образования (НИКО)
Реализация программы начата в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.
Целью программы является:
·развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
·содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
·совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
·развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию систем Российской Федерации;
·содействие эффективному внедрению ФГОС;
·содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:
1.На федеральном уровне
– для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.
2.На региональном и муниципальном уровне
– для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.
3.Образовательными организациями
– для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.
4.Родителями и детьми
– для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.
Результаты НИКО октябрь 2018 года
Результаты НИКО апрель 2018 года
Результаты НИКО октябрь 2017 года
Результаты НИКО апрель 2017 года
Результаты НИКО октябрь 2016 года
Результаты НИКО октябрь 2015 года
Результаты НИКО апрель 2015 года
Результаты НИКО октябрь 2014 года
|
16 и 18 октября 2018 года проводилось Национальное исследование качества образования по географии в 7 и 10 классах. Данный этап стал для нашей республики уже восьмым, в котором школьники Марий Эл приняли участие. На этот раз в репрезентативную федеральную выборку от нашей республики вошли две общеобразовательных организации - МОУ «Волжский городской лицей» и МБОУ «СОШ №15 г. Йошкар-Олы». Семиклассники в количестве 92 человек выполняли работу 16 октября, десятиклассники в количестве 65 человек – 18 октября.
Исследование проводилось в ставшей уже традиционной форме диагностической работы, выполняемой на частично машиночитаемых бланках, с последующим анкетированием.
Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.
В апреле 2018 года обучающиеся МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского района стали участниками очередного этапа НИКО по учебным предметам «литература» и «мировая художественная культура» (наша республика участвовала в Национальных исследованиях только по литературе). 10 апреля диагностическую работу выполняли ученики 6-го класса (22 человека), 12 апреля – ученики 8-го класса (19 человек).
Национальные исследования качества образования (НИКО) проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования и механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС.
Архив информации о проведении НИКО
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662, проводит в общеобразовательных организациях страны мониторинг качества подготовки обучающихся и специалистов. В рамках этого мониторинга наша республика наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Проведение ВПР в регионе может быть организовано как на уровне образовательной организации (модель 1), так и на муниципальном или региональном уровнях (модель 2).
Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом примерных образовательных программ.
Федеральным координатором ВПР является Рособрнадзор, региональными координаторами - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Организационно-информационное сопровождение проведения ВПР осуществляет ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) на платформе ФИС ОКО – Федеральной информационной системы оценки качества образования.
Результаты ВПР весна-осень 2020 года
Показатели решаемости по предметам 2020 года
Результаты ВПР апрель 2019 года
Показатели решаемости по предметам 2019 года
Результаты ВПР март-май 2018 года
Результаты ВПР октябрь 2017 года
Результаты ВПР апрель-май 2017 года
Результаты ВПР ноябрь 2016 года
|
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в 2020 году в график проведения ВПР были внесены изменения, согласно которым работы для 4-8 классов были перенесены на осень. Таким образом, осенью 2020 года ВПР выполняли обучающиеся 5-9 классов по программам предыдущего учебного года с целью входного мониторинга качества образования, результаты которого должны помочь образовательным организациям выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на 2020/2021 учебный год. Работы были проведены в период с 14 сентября по 12 октября и включали следующие предметы: 5 классы – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»; 6 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «История»; 7 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание»; 8 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Иностранный язык»; 9 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия». Выполнение работ по иностранному языку в 8 классах проводилось исходя из технических возможностей каждой образовательной организации. Всего в 2020 году в ВПР приняли участие 228 образовательных организаций республики.
Со 2 по 20 марта 2020 года обучающиеся 11-х классов принимали участие в написании Всероссийских проверочных работ. Перечень предметов остался традиционным: биология, история, физика, химия, иностранный язык (английский), география (из-за особенностей учебного плана в 14 школах Республики Марий Эл проверочные работы по географии писали десятиклассники). Пакеты заданий по всем предметам формировались из закрытого банка заданий для каждой школы индивидуально с использованием ФИС ОКО (Федеральной информационной системы оценки качества образования). Расписание проведения работ школы разрабатывали самостоятельно, но в рамках сроков, определённых федеральным организатором: 2-6 марта – иностранный язык (английский) и география;10-13 марта – история и химия;16-20 марта – физика и биология. .
Всего в ВПР в марте 2020 года приняли участие 104 образовательных организации нашей республики с общим количеством участников 2944 человек.
Архив информации о проведении ВПР |
|
Исследования компетенций учителей
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. №1381 «О проведении мониторинга качества образования» и письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 марта 2016 г. №02-131 «О проведении в 2016 году исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики» с 25 апреля по 20 мая 2016 года в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Марий Эл, было проведено исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики общеобразовательных организаций.
Исследование проводилось с целью содействия повышению качества подготовки педагогических работников путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.
Для проведения исследования была сформирована представительная выборка из числа педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Федеральным координатором проведения исследования явилось учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы «Центр педагогического мастерства».
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки с 8 по 19 октября 2018 года проводила Всероссийское исследование компетенций учителей, в котором приняли участие порядка 18 тысяч педагогов из 45 регионов.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 августа 2018 г. №05-307 «О проведении в 2018 году исследования компетенций учителей в субъектах Российской Федерации» в Республике Марий Эл проходило исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов по следующим предметам/ предметным областям: «История», «Обществознание», «Право», «Экономика», «Русский язык и литература», «Математика и информатика».
Целями исследования являются изучение уровня владения учителями предметными и методическими компетенциями и апробация доработанной модели уровневой оценки компетенций учителей.
На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий.
В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению Президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в стране.
Федеральный координатор исследования – Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Информация о проводимом исследовании, демонстрационные варианты диагностических работ по предметам размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://academy.prosv.ru/teachers.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 сентября 2019 г. №13-406 «О проведении в 2019 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций» в Республике Марий Эл с 23 по 30 октября 2019 года проходило исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов по следующим предметам/ предметным областям: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство», «Технология», «Иностранный язык (английский)», а также оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Оценка компетенций работников образовательных организаций проводится в рамках апробации модели оценки компетенций работников ОО, разработанной на основе Модели уровневой оценки компетенций учителей (Государственный контракт от 17.08.2018 г. №Ф-17-кс-2018). Цели проведения данного исследования – апробация подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, а также апробация подходов и инструментария оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Информация о проводимом исследовании, демонстрационные варианты диагностических работ по предметам размещены по адресу: https://academy.prosv.ru/teachers2019. |
С 25 апреля по 20 мая 2016 года было проведено исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики общеобразовательных организаций.
В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 439 учителей русского языка, литературы и математики из Медведевского, Советского, Оршанского районов, г. Йошкар-Олы, из них 179 учителей математики, 176 учителей русского языка и 84 учителя литературы.
В рамках исследования, наряду с выполнением диагностической работы учителями-участниками исследования, направленной на выявление уровня ключевых компетенций, были собраны данные об участниках исследования, необходимые для более полного анализа результатов и выявления закономерностей, такие как: преподаваемый предмет (предметы), стаж работы, классы, недельная нагрузка, используемые образовательные программы, учебники и учебные пособия, методические и дидактические материалы и др.
Результаты исследования опубликованы на сайте: http://www.edutcs.ru.
С 11 по 18 октября 2018 года в Республике Марий Эл было проведено исследование компетенций учителей истории, обществознания, права, экономики, русского языка и литературы, математики и информатики общеобразовательных организаций.
В исследовании приняли участие 116 учителей из Медведевского, Советского, Оршанского районов, г. Йошкар-Олы; из них 24 учителя истории, 22 учителя обществознания, 19 учителей права, 21 учитель математики и информатики, 15 учителей русского языка и литературы, 15 учителей экономики.
Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителя отвечали на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя. Кроме того, исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных – тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т.п.
Результаты исследования будут предоставлены АО «Издательство «Просвещение» региональным координаторам исследования в деперсонифицированном виде после 20 ноября 2018 г.
С 23 по 30 октября 2019 года проходило исследование компетенций учителей географии, физики, химии, биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, искусства, технологии, иностранного языка (английского), а также оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
В республике в исследовании приняли участие 114 учителей и руководителей образовательных организаций из Волжского, Горномарийского, Медведевского, Моркинского, Советского районов, городов Йошкар-Олы, Козьмодемьянска, Волжска; из них 11 учителей географии, 18 учителей физики, 17 учителей химии, 18 учителей биологии, 5 учителей физической культуры, 8 учителей основ безопасности жизнедеятельности, 8 учителей искусства, 6 учителей технологии, 19 учителей иностранного языка (английского) и 4 руководителя образовательных организаций.
Ознакомиться со своими результатами можно по личному запросу к федеральному координатору исследования АО «Издательство «Просвещение» после 12 декабря 2019 г. |
Международные процедуры оценки качества образования
Система российского образования претерпевает в последние годы значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, система оценки результатов обучения, вводятся образовательные стандарты, создается общероссийская система оценки качества образования. Для оценки эффективности проводимых реформ в сфере образования необходимы ориентиры, позволяющие судить о тенденциях в изменении системы образования и дающие основания для корректировки выбранных направлений реформ. Определению этих ориентиров может способствовать международный мониторинг качества образования в странах мира.
Результаты международных исследований размещены на сайте http://www.centeroko.ru/
Наименование процедуры |
Описание процедуры |
Результаты деятельности |
PISA |
Международные исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA (более 57 стран).
Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способностей учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
Общероссийская оценка качества образования по модели PISA
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала реализацию проекта, в рамках которого будет ежегодно проводиться общероссийская и региональная оценка качества образования в российских школах по модели исследования PISA (проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения 15-летних школьников).
На основании приказа Рособрнадзора и Минпросвещения России от 6 мая 2019 года №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» Республика Марий Эл в 2019 году участвовала в общероссийской оценке качества образования по модели PISA.
Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Эти данные позволят оценить состояние дел в системе образования каждого региона, отслеживать общую динамику, на их основе будут приниматься решения, что именно необходимо сделать для улучшения дел в каждом из регионов и в целом по стране.
Региональная оценка по модели PISA ежегодно будет проводиться в 14-15 субъектах РФ. Первая группа из 14 регионов участвовала в такой оценке осенью 2019 года. В Республике Марий Эл региональное исследование будет проводиться в 2021 году. К 2024 году в региональной оценке по модели PISA должны принять участие все регионы России. |
В период с 9 апреля по 19 мая 2018 года в Республике Марий Эл проводилось одно из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования PISA (Международная оценка образовательных достижений учащихся).
В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни, функциональная грамотность учащихся в области чтения, естествознания, математики и решения глобальных проблем.
В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 169 учащихся 15-летнего возраста из 5 образовательных организаций:
МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»;
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»;
МБОУ «Сысоевская СОШ им. С.Р. Суворова»;
МОУ «Мари-Турекская СОШ»;
ГБПОУ Республики Марий Эл «Торгово-технологический колледж».
Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub
Архив информации о проведении PISA
С 28 октября по 15 ноября 2019 года 169 обучающихся из 4 образовательных организаций Республики Марий Эл: МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Гайнана Курмаша (7 чел.), МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2» (38 чел.), МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Йошкар-Олы» (95 чел.) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Йошкар-Олы» (29 чел.) приняли участие в общероссийской оценке качества образования по стандартам PISA.
В рамках исследования обучающиеся проходили компьютерное тестирование. Помимо оценки подготовки школьников проводились социологические опросы, чтобы получить картину того, как российскую систему образования воспринимают граждане, чего от нее ждут, какие факторы влияют на их восприятие и отношение.
Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA. |
TIMSS |
Международное исследование TIMSS (более 40 стран) стало первым международным мониторинговым исследованием качества школьного математического и естественно - научного образования. Основной его целью является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4-х и 8-х классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению. Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей.
Международное исследование TIMSS – 2019
Целью данного исследования является сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования. Данное исследование проводится с 1995 года, периодичность - один раз в 4 года. Республика Марий Эл была включена в выборку для проведения тестирования в рамках исследования TIMSS в 8 классах.
В исследовании TIMSS-2019 приняли участие более 60 стран мира.
Отличием данного цикла исследования является переход на компьютерное тестирование. Для обеспечения сравнимости результатов с результатами предыдущих циклов в большинстве ОО тестирование проводилось на компьютерной основе (2/3), а в части ОО – на бумажной основе в специальных тетрадях (1/3).
В соответствии с программой международного исследования TIMSS в выбранном классе выполняется следующая работа: тестирование и анкетирование учащихся отобранного 8 класса; анкетирование учителей математики и предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии и географии), преподающих в этом классе и анкетирование администрации образовательной организации в режиме онлайн. |
С 15 по 22 апреля 2015 года в Республике Марий Эл проводилось международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS в 4 классах. В данном исследовании участвуют около 60 стран мира. В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 84 учащихся из 4 школ:
МОУ «Помарская СОШ» Волжского района;
МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы»;
МБОУ «СОШ №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы»;
МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска».
Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся. В рамках данного исследования проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество начального образования.
Результаты исследования опубликованы на сайте:
http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm
С 10 апреля по 25 мая 2019 года в Республике Марий Эл проводилось международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS в 8 классах. В исследовании приняли участие 122 учащихся из 6 образовательных организаций Республики Марий Эл:
МОУ «СОШ №1 г.Йошкар-Олы» (25 чел.);
МАОУ «Гимназия №26 имени Андре Мальро» (24 чел.);
МОУ «Средняя школа №4» г. Волжска (21 чел.);
МАОУ «Медведевская гимназия» (28 чел.);
МБОУ «Красноволжская СОШ» (18 чел.);
МОБУ «Цибикнурская ООШ» (6 чел.).
Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru в декабре 2020 года. |
PIRLS |
Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS стало одним из самых представительных исследований по начальной школе.
Почему почти 50 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях, таких как PIRLS? В этих исследованиях обеспечивается высокое научное и техническое качество инструментария и оценочных процедур и, как следствие этого, высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.
|
В апреле 2016 года в Республике Марий Эл проводилось тестирование учащихся 4-х классов в рамках международного сравнительного исследования PIRLS «Исследование качества чтения и понимания текста». В России в исследовании PIRLS-2016 участвовали более 4000 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов страны.
В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 89 учащихся из 4 школ:
МБОУ «СОШ №15 г. Йошкар-Олы»;
МОУ «СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Волжска;
МБОУ «Куженерская СОШ №2»;
МОУ «Ронгинская СОШ».
Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по чтению в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся.
Как и в других международных исследованиях, в PIRLS проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество начального образования.
Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub.htm
| |
|
Управление подписками | /_layouts/images/ReportServer/Manage_Subscription.gif | /rsoko/_layouts/ReportServer/ManageSubscriptions.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x80 | 0x0 | FileType | rdl | 350 | Управление источниками данных | | /rsoko/_layouts/ReportServer/DataSourceList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x20 | FileType | rdl | 351 | Управление параметрами | | /rsoko/_layouts/ReportServer/ParameterList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 352 | Управление параметрами обработки | | /rsoko/_layouts/ReportServer/ReportExecution.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 353 | Просмотр журнала отчета | | /rsoko/_layouts/ReportServer/ReportHistory.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x40 | FileType | rdl | 354 | Просмотр зависимых элементов | | /rsoko/_layouts/ReportServer/DependentItems.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rsds | 350 | Изменить определение источника данных | | /rsoko/_layouts/ReportServer/SharedDataSource.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rsds | 351 | Просмотр зависимых элементов | | /rsoko/_layouts/ReportServer/DependentItems.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 350 | Управление отчетами с дополнительной информацией | | /rsoko/_layouts/ReportServer/ModelClickThrough.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 352 | Управление безопасностью элементов модели | | /rsoko/_layouts/ReportServer/ModelItemSecurity.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x2000000 | FileType | smdl | 353 | Повторно создать модель | | /rsoko/_layouts/ReportServer/GenerateModel.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 354 | Управление источниками данных | | /rsoko/_layouts/ReportServer/DataSourceList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x20 | FileType | smdl | 351 | Загрузить в построителе отчетов | | /rsoko/_layouts/ReportServer/RSAction.aspx?RSAction=ReportBuilderModelContext&list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x2 | FileType | smdl | 250 | Изменить в построителе отчетов | /_layouts/images/ReportServer/EditReport.gif | /rsoko/_layouts/ReportServer/RSAction.aspx?RSAction=ReportBuilderReportContext&list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 250 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /rsoko/_layouts/formserver.aspx?XsnLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | FileType | xsn | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /rsoko/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /rsoko/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.2 | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /rsoko/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.3 | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /rsoko/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.4 | 255 | Просмотр в веб-обозревателе | /_layouts/images/ichtmxls.gif | /rsoko/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&DefaultItemOpen=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsx | 255 | Просмотр в веб-обозревателе | /_layouts/images/ichtmxls.gif | /rsoko/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&DefaultItemOpen=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsb | 255 | Снимок в Excel | /_layouts/images/ewr134.gif | /rsoko/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&Snapshot=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsx | 256 | Снимок в Excel | /_layouts/images/ewr134.gif | /rsoko/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&Snapshot=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsb | 256 |
|
|
|
|
|