Пропустить до основного содержимого

Система оценки качества образования

Найти
Домашняя
  
Система оценки качества образования > Страницы > Международные процедуры оценки качества образования  

Международные процедуры оценки качества образования

Нормативные документы
Координационный совет РСОКО
Положение и состав
Протоколы заседаний
Проекты совета
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Система оценки качества подготовки обучающихся
Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Система организации воспитания и социализации обучающихся
Система мониторинга качества дошкольного образования
Полезное чтение

 

Система российского образования претерпевает в последние годы значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, система оценки результатов обучения, вводятся образовательные стандарты, создается общероссийская система оценки качества образования. Для оценки эффективности проводимых реформ в сфере образования необходимы ориентиры, позволяющие судить о тенденциях в изменении системы образования и дающие основания для корректировки выбранных направлений реформ. Определению этих ориентиров может способствовать международный мониторинг качества образования в странах мира.

Результаты международных исследований размещены на сайте http://www.centeroko.ru/

 

Наименование процедуры

Описание процедуры

Результаты деятельности

PISA

Международные исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA (более 57 стран).

Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способностей учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общероссийская оценка качества образования по модели PISA

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала реализацию проекта, в рамках которого будет ежегодно проводиться общероссийская и региональная оценка качества образования в российских школах по модели исследования PISA (проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения 15-летних школьников).

На основании приказа Рособрнадзора и Минпросвещения России от 6 мая 2019 года №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» Республика Марий Эл в 2019 году участвовала в общероссийской оценке качества образования по модели  PISA.

Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Эти данные позволят оценить состояние дел в системе образования каждого региона, отслеживать общую динамику, на их основе будут приниматься решения, что именно необходимо сделать для улучшения дел в каждом из регионов и в целом по стране.

Региональная оценка по модели PISA ежегодно будет проводиться в 14-15 субъектах РФ. Первая группа из 14 регионов участвовала в такой оценке осенью 2019 года. В Республике Марий Эл региональное исследование будет проводиться в 2021 году. К 2024 году в региональной оценке по модели PISA должны принять участие все регионы России.

 

Региональная оценка качества образования по модели PISA

Исследование PISA - крупнейшая международная программа по оценке знаний и навыков 15-летних обучающихся образовательных организаций, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Процедура организации и проведения Региональной оценки по модели PISA аналогична оригинальному исследованию PISA. Исследование «Оценка по модели PISA» позволяет получать данные по традиционным для него направлениям оценки: читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Исследование состоит из двух частей: тест для учащихся и анкета для учащихся. Тест для учащихся представляет собой набор произвольно подобранных вопросов, количество которых может варьироваться от 57 до 62. Анкета для учащихся включает вопросы о социальных и эмоциональных навыках учащихся, их отношении к школе и о семейном окружении.
В рамках исследования «Оценка по модели PISA» с помощью анкеты для администрации проводится опрос директоров образовательных организаций.
В 2021 году исследование «Оценка по модели PISA» проводилось в компьютерном формате с использованием программы Janison Replay.

В период с 9 апреля по 19 мая 2018 года  в Республике Марий Эл проводилось одно из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования PISA (Международная оценка образовательных достижений учащихся).

В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни, функциональная грамотность учащихся в области чтения, естествознания, математики и решения глобальных проблем.

В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 169 учащихся 15-летнего возраста из 5 образовательных организаций:

МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»;

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»;

МБОУ «Сысоевская СОШ им. С.Р. Суворова»;

МОУ «Мари-Турекская СОШ»;

ГБПОУ Республики Марий Эл «Торгово-технологический колледж».

Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub

 

Архив информации о проведении PISA

 

С 28 октября по 15 ноября 2019 года 169 обучающихся из 4 образовательных организаций Республики Марий Эл: МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Гайнана Курмаша (7 чел.), МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2» (38 чел.), МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Йошкар-Олы» (95 чел.) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Йошкар-Олы» (29 чел.) приняли участие в общероссийской оценке качества образования по стандартам PISA.

В рамках исследования обучающиеся проходили компьютерное тестирование. Помимо оценки подготовки школьников проводились социологические опросы, чтобы получить картину того, как российскую систему образования воспринимают граждане, чего от нее ждут, какие факторы влияют на их восприятие и отношение.

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA.

 

Региональная оценка по модели PISA проводилась c 11 октября по 9 ноября 2021 года. В исследовании приняли участие 80 образовательных организаций Республики Марий Эл, из них 3 образовательные организации среднего профессионального образования. Максимальное количество участников от ОО было определено международными экспертами в количестве 55 обучающихся. Обязательным условием прохождения исследования было участие не менее 80% обучающихся, отобранных для участия в исследовании в соответствии с международными требованиями.
Помимо оценки подготовки обучающихся в рамках исследования было проведено три социологических опроса, в которых участвовали руководители ОО, учителя, родители, обучающиеся. Для каждой категории были предложены специально разработанные анкеты.
Результаты исследования будут известны весной 2022 года.

TIMSS

Международное исследование TIMSS (более 40 стран) стало первым международным мониторинговым исследованием качества школьного математического и естественно - научного образования. Основной его целью является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4-х и 8-х классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению. Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное исследование TIMSS – 2019

Целью данного исследования является сравнительная оценка  подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования. Данное исследование проводится с 1995 года, периодичность - один раз в 4 года. Республика Марий Эл была включена в выборку для проведения тестирования в рамках исследования TIMSS в 8 классах.

В исследовании TIMSS-2019 приняли участие более 60 стран мира.

Отличием данного цикла исследования является переход на компьютерное тестирование. Для обеспечения сравнимости результатов с результатами предыдущих циклов в большинстве ОО тестирование проводилось на компьютерной основе (2/3), а в части ОО – на бумажной основе в специальных тетрадях (1/3).

В соответствии с программой международного исследования  TIMSS  в выбранном классе выполняется следующая работа: тестирование и анкетирование учащихся отобранного 8 класса; анкетирование учителей математики и предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии и географии), преподающих в этом классе и анкетирование администрации образовательной организации в режиме онлайн.

С 15 по 22 апреля 2015 года в Республике Марий Эл проводилось международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS в 4 классах. В данном исследовании участвуют около 60 стран мира. В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 84 учащихся из 4 школ:

МОУ «Помарская СОШ» Волжского района;

МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы»;

МБОУ «СОШ №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы»;

МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска».

Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся. В рамках данного исследования проводится  анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество начального образования.

Результаты исследования опубликованы на сайте:

http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm

 

 

С 10 апреля по 25 мая 2019 года в Республике Марий Эл проводилось международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS в 8 классах. В исследовании приняли участие 122 учащихся из 6 образовательных организаций Республики Марий Эл:

МОУ «СОШ №1 г.Йошкар-Олы» (25 чел.);

МАОУ «Гимназия №26 имени Андре Мальро» (24 чел.);

МОУ «Средняя школа №4» г. Волжска (21 чел.);

МАОУ «Медведевская гимназия» (28 чел.);

МБОУ «Красноволжская СОШ» (18 чел.);

МОБУ «Цибикнурская ООШ» (6 чел.).

Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru в декабре 2020 года.

PIRLS

Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of  Educational Achievement).

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS стало одним из самых представительных исследований по начальной школе.

Почему почти 50 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях, таких как PIRLS? В этих исследованиях обеспечивается высокое научное и техническое качество инструментария и оценочных процедур и, как следствие этого, высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.

 

В апреле 2016 года в Республике Марий Эл проводилось тестирование учащихся 4-х классов в рамках международного сравнительного исследования PIRLS «Исследование качества чтения и понимания текста». В России в исследовании PIRLS-2016 участвовали более 4000 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов страны.

В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 89 учащихся из 4 школ:

МБОУ «СОШ №15 г. Йошкар-Олы»;

МОУ «СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Волжска;

МБОУ «Куженерская СОШ №2»;

МОУ «Ронгинская СОШ».

Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по чтению в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся.

Как и в других международных исследованиях, в PIRLS проводится  анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество начального образования.

Результаты исследования будут опубликованы на сайте http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub.htm

 

REDS

Международное исследование REDS

Исследование REDS (Responses to Educational Disruption Survey) – Меры против сбоев в образовательном процессе – это совместный проект IEA, UNESCO, Европейской комиссии и Австралийского совета по исследованиям в области образования. Оно было проведено Министерством просвещения России. В ходе исследования анализировалась информация о том, как распространение коронавирусной инфекции COVID-19 повлияло на образовательный процесс, изучению практик, способствующих поддержанию устойчивости системы образования, преподавание и обучение, а также о том, как предпринятые меры помогли смягчить негативные последствия нарушения образовательного процесса в разных странах.

Главная цель исследования REDS состоит в том, чтобы получить общее представление о положении дел в различных системах образования и предоставить специалистам и руководителям, ответственным за национальную образовательную политику, ценную информацию, которая обеспечит принятие обоснованных решений, возможность обмениваться передовым опытом и извлекать из него уроки в целях создания такой образовательной системы, которая будет устойчива по отношению к кризисным условиям.

С 1 по 14 декабря 2020 года в Республике Марий Эл проводилось международное исследование REDS (Responses to Educational Disruption Survey) в 8 классах. В исследовании приняли участие 68 обучающихся из 4 общеобразовательных организаций:

МАОУ «Гимназия №26 имени Андре Мальро» (20 чел.);

МОУ «Средняя школа №4» г. Волжска (20 чел.);

МБОУ «Красноволжская СОШ» Горномарийского района (20 чел.);

МОБУ «Цибикнурская ООШ» Медведевского района (8 чел.).

Кроме обучающихся восьмых классов в компьютерном опросе  приняли участие учителя, преподававшие в 2019-2020 учебном году в седьмых классах, и руководители перечисленных образовательных организаций.

Результаты исследования будут опубликованы в 2022 году.