Пропустить до основного содержимого

Система оценки качества образования

Найти
Домашняя
  
Система оценки качества образования > Страницы > Федеральные процедуры оценки качества образования  

Федеральные процедуры оценки качества образования

Нормативные документы
Координационный совет РСОКО
Положение и состав
Протоколы заседаний
Проекты совета
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Система оценки качества подготовки обучающихся
Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Система организации воспитания и социализации обучающихся
Система мониторинга качества дошкольного образования
Полезное чтение

 

Наименование процедуры

Описание процедуры

Результаты деятельности

ГИА-9

С 2014 года в Российской Федерации государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

В настоящий момент ГИА выпускников IX классов проводится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с  Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394.

ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.

Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл» ( http://rcoi12.ru/)

 

Аналитические материалы

Интерактивная информационная система "Анализ результатов Государственной итоговой аттестации"

ГИА-11

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников XI (XII) классов представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

ЕГЭ сдают выпускники образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной, заочной формах, а также те, кто освоил основные образовательные программы в форме экстерната, семейного образования или самообразования и был допущен в текущем году к ГИА.

ГИА в форме государственного выпускного экзамена проводится для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.

Для этих категорий выпускников ГИА может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.

Государственная итоговая аттестация организуется и проводится:

· в форме ЕГЭ — Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;

· в форме ГВЭ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.

Подробнее см. в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400.

Вся необходимая информация о ГИА-11 размещена на сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл»(http://rcoi12.ru/)

 

Аналитические материалы

Интерактивная информационная система "Анализ результатов Государственной итоговой аттестации"

Исследования

Национальные исследования качества образования (НИКО)

Реализация программы начата в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.

Целью программы является:

·развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

·содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

·совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

·развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию систем Российской Федерации;

·содействие эффективному внедрению ФГОС;

·содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

 

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

 

Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

1.На федеральном уровне

– для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.

2.На региональном и муниципальном уровне

– для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.

3.Образовательными организациями

– для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.

4.Родителями и детьми

– для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.

 

Результаты НИКО октябрь 2021 года

 

Результаты НИКО 2014 - 2019 гг.

 

В октябре 2022 года Республика Марий Эл в 11-й раз стала участником Национальных исследований качества образования (НИКО). Обучающиеся 6 и 8 классов, как и в прошлом году, выполняли диагностическую работу, направленную на изучение достигнутых ими личностных и метапредметных результатов. В исследовании приняли участие школьники 10 общеобразовательных организаций республики:
МБОУ «Красноволжская СОШ» Горномарийского района,
МБОУ «Староторъяльская СОШ» Новоторъяльского района,
МАОУ «Медведевская гимназия»,
МОУ МОБУ «Медведевская СОШ №2»,
МОУ «Советская СОШ №2»,
МБОУ «СОШ № 10 г. Йошкар-Олы»,
МБОУ «Лицей № 11 г. Йошкар-Олы»,
МБОУ «СОШ № 15 г. Йошкар-Олы»,
МБОУ «СОШ с. Семёновка г. Йошкар-Олы»,
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска».

 

Исследование проводилось с применением технологии компьютерного тестирования с использованием электронных форм, содержащих интерактивные элементы для ввода ответов. 11 октября диагностическую работу выполняли шестиклассники, 13 октября – восьмиклассники. В отличие от прошлогоднего исследования, работа не была разделена на две части – выполнение заданий и ответы на вопросы анкеты, а включала в себя и задания, и вопросы анкеты одновременно. Помимо проведения исследования для обучающихся образовательные организации проводили анкетирование для сотрудников – представителей администрации, ответственных организаторов и классных руководителей тех классов, которые участвовали в НИКО.
Информация о ходе исследования и необходимых действиях со стороны образовательных организаций, включая инструктивные материалы, как и в случае с ВПР, размещается на платформе Федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИС ОКО) в личных кабинетах школ.
В прошедшем этапе НИКО всего приняли участие 1312 школьников Республики Марий Эл: 685 обучающихся 6 классов и 627 обучающихся 8 классов.

 

Архив информации о проведении НИКО

 

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662, проводит в общеобразовательных организациях страны мониторинг качества подготовки обучающихся и специалистов. В рамках этого мониторинга наша республика наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Проведение ВПР в регионе может быть организовано как на уровне образовательной организации (модель 1), так и на муниципальном или региональном уровнях (модель 2).

Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом примерных образовательных программ.

Федеральным координатором ВПР является Рособрнадзор, региональными координаторами - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Организационно-информационное сопровождение проведения ВПР осуществляет ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) на платформе ФИС ОКО – Федеральной информационной системы оценки качества образования.

 

Результаты ВПР_весна_2023 года

 

Результаты ВПР_весна_2022 года

 

Результаты ВПР весна 2021 года

Показатели решаемости по предметам 2021 года

 

Результаты ВПР весна-осень 2020 года

 

Показатели решаемости по предметам 2020 года

 

Результаты ВПР апрель 2019 года

 

Показатели решаемости по предметам 2019 года

 

Результаты ВПР март-май 2018 года

 

Результаты ВПР октябрь 2017 года

 

Результаты ВПР апрель-май 2017 года

 

Результаты ВПР ноябрь 2016 года

 

 

Весной 2023 года в республике состоялся очередной этап Всероссийских проверочных работ. ВПР проводились в соответствии с утверждённым Рособрнадзором графиком в следующие периоды: для 10-11 классов – с 1 по 25 марта, для 4-8 классов – с 15 марта по 20 мая. 10-11 классы традиционно писали работы в режиме апробации (по выбору образовательной организации), все остальные параллели – в штатном режиме.

По уже сложившемуся регламенту школы писали работы в соответствии с заранее составленным собственным расписанием в рамках предложенного единого периода.

Обучающиеся писали ВПР по следующим учебным предметам:
4 классы – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»;
5 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «История»;
6 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание»;
7 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Иностранный язык»;
8 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия»;
10 классы – «География» (в том случае, если изучение данного предмета в школе заканчивается в 10 классе);
11 классы – «Биология», «География», «История», «Физика», «Химия», «Иностранный язык».

 

ВПР по биологии для 6-8 классов, как и прежде, предусматривала вариативность выбора контрольно-измерительных материалов (КИМ) в зависимости от того, какой тип основной образовательной программы по биологии реализуется в каждой конкретной образовательной организации – линейный или концентрический. Если в рамках одной параллели биология для разных классов преподаётся по разным программам (так иногда бывает в школах с большим числом классов в параллелях), то можно было выбрать оба типа КИМ.

В 6-8 классах, кроме ВПР по математике, русскому языку и иностранному языку, выполняемым в обязательном порядке, каждый класс в параллели писал работы по двум предметам, которые случайным образом были определены федеральным организатором – так называемым предметам по выбору. Выполнение этих ВПР по желанию образовательной организации могло происходить как в традиционной (на бумажных бланках), так и в компьютерной форме в онлайн-режиме, за исключением работ по физике и химии – для них предусмотрен только традиционный формат. ВПР по истории и биологии в 5 классах также можно было выполнять либо в традиционной форме, либо на компьютерах. В 2023 году возможностью провести компьютерные ВПР воспользовались 35 образовательных организаций республики (в 2022 году – 31 ОО).

 

Впервые в истории проведения ВПР работы по математике и физике в 7 и 8 классах могли выполняться не только по обычной, но и по углублённой программе изучения. ВПР по углублённой программе изучения математики в 7 и 8 классах писали по 7 ОО, а по углублённой программе изучения физики в 7 классах – 2 ОО, в 8 классах – 3 ОО.

 

Всего во Всероссийских проверочных работах с 1 марта по 20 мая 2023 года приняли участие 237 общеобразовательных организаций республики.

 

Архив информации о проведении ВПР

Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (ВПР СПО)

На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 марта 2022 года № 02-50 «О проведении всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2022 году» и приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 сентября 2022 года №778 «О проведении всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в Республике Марий Эл в 2022 году» всероссийские проверочные работы проводились с 15 сентября по 8 октября 2022 года.
Технологии проведения: с использованием бланков, с использованием персональных компьютеров и с использованием персональных компьютеров и бланков (информатика 1 курс).
Проверочные работы по профильным предметам и ЕПР, выполненные на бланках, в 2022 году были проведены с использованием бланковой технологии, аналогичной технологии проведения ГИА. Печать файла, выставленного в личном кабинете ОО, осуществлялась накануне дня проведения работы в формате .pdf индивидуальными комплектами для каждого участника.
Работа состояла из бланка ответов №1 – для записи ответов на задания с кратким ответом и бланка с заданиями – непосредственно текст работы со специально отведенными полями для записи развёрнутых ответов.
Сканирование заполненных бланков ответов участников для дальнейшей обработки по предметам, выполненных на бланках (ЕПР по социально-гуманитарным предметам и профильные предметы, кроме информатики (часть заданий 1 курс)), осуществлялось в 15 ОО СПО, где технические возможности оборудования позволяли это сделать, и в Региональном центре обработки информации (ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО»).
Бланки ответов №1 после сканирования в специальной программе отправлялись на распознавание и верификацию в РЦОИ, а бланки с развернутыми ответами - на проверку экспертам в систему электронной проверки заданий «Эксперт».

 

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 июля 2021 года № 1079 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования в очной форме обучения, в форме всероссийских проверочных работ в 2021/2022 учебном году» всероссийские проверочные работы для обучающихся профессиональных образовательных организаций проводились в 2021 году впервые.

Целью их проведения является развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование единой системы оценки качества образования.

Участниками ВПР СПО были обучающиеся первых курсов очной формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования и обучающиеся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, завершивших освоение основных общеобразовательных программ среднего общего образования в предыдущем учебном году.

Информационное и технологическое сопровождение подготовки проведения ВПР СПО осуществляется с использованием федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИС ОКО), через личный кабинет образовательной организации.

 

В 2022 году в ВПР СПО приняли участие 5 905 обучающихся: 1 курс – 3 128 человек, завершившие изучение общеобразовательных предметов – 2 777 человек. Проверочные работы были проведены в 29 образовательных организациях среднего профессионального образования республики. 
Технология проведения ВПР СПО основана на использовании бланков для выполнения заданий, а также с использованием персональных компьютеров. Проверочная работа по иностранным языкам и информатике (часть заданий для 1 курса) выполнялась с использованием персональных компьютеров и бланков.
С использованием бланков проводились работы по учебным предметам, профильным для осваиваемой профессии/ специальности, единую проверочную работу по социально-гуманитарным дисциплинами можно было выполнять как на компьютерах, так и на бумаге. В Республике Марий Эл ЕПР по социально-гуманитарным дисциплинами 23 ОО СПО (80%) выполняли на компьютерах, 6 ОО СПО (20%) выполняли на бумажных носителях.
Результаты ВПР СПО региональные координаторы и ОО СПО получают в разделе «Аналитика» в ФИС ОКО.
Результаты ВПР СПО могут быть использованы ОО, ОИВ для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития.
Результаты ВПР СПО не могут быть использованы для оценки деятельности преподавателей, образовательных организаций, ОИВ.

 

Всероссийские проверочные работы для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования проводились с 15 сентября по 9 октября 2021 года в 28 ОО СПО.

В зависимости от профессии/ специальности участник ВПР СПО выполнял следующие работы:

- проверочную работу в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО (выполнялась всеми участниками);

- проверочную работу по учебным предметам, профильным для осваиваемой профессии/ специальности, выбранным по решению образовательной организации из числа общеобразовательных предметов: русский язык, математика, биология, химия, физика, история, география, иностранный язык (английский), информатика (выполнялась только обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена).

Проверочную работу в части оценки метапредметных результатов обучения можно было выполнять как на бумажных носителях, так и на компьютерах по решению образовательной организации.

Для проверки работ участников ВПР СПО была сформирована группа независимых экспертов в количестве 39 педагогических работников из 22 общеобразовательных организаций г. Йошкар-Олы и Медведевского района.

Проверка работ участников ВПР СПО осуществлялась на базе ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования».

 

 

Исследования компетенций учителей

На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2022 г. №08-12 «О проведении в 2022 году апробации модели ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций» в период  с 28 марта по 1 апреля 2022 года проводилось исследование работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования.
Целью данного мероприятия является апробация подходов и инструментария, позволяющих проводить:
- оценку ИКТ-компетенций, необходимых  для осуществления педагогическим работниками профессиональной деятельности;
- диагностику профессиональных дефицитов в области ИКТ-компетенций педагогических работников.

Участниками апробации Модели являлись педагоги, осуществляющие образовательную деятельность по учебным предметам: «История», «Биология», «Информатика», «Математика».
Диагностическая работа по всем предметам состояла из 15 заданий, которые были разработаны с учетом Профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)».
Варианты диагностической работы для оценки компетенций учителей имели одинаковую структуру:
• часть 1, включающая в себя задания, направленные на оценку общепользовательской ИКТ-компетентности учителя;
• часть 2, включающая в себя задания, направленные на оценку общепедагогической ИКТ-компетентности учителя;
• часть 3, включающая в себя задания, направленные на оценку предметно-педагогической компетентности учителя.
Ознакомиться с информационными материалами проекта можно по ссылке
http://initiative-nsk.tilda.ws/2022/#20221
.

 

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 сентября 2021 года «О проведении в 2021 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности» проводилось исследование компетенций учителей биологии, истории, литературы и обществознания.
Цели проведения оценки компетенций учителей:
- исследование уровня сформированности компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в учебной и внеурочной деятельности в рамках преподаваемой предметной области, а также в деятельности классного руководителя.
- развитие Единой системы оценки качества образования в Российской Федерации.
Задачи проведения оценки компетенций учителей:
− установить уровень владения учителем компетенциями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в процессе решения профессиональных задач;
− выявить профессиональные дефициты и сильные стороны учителя, связанные с осуществлением воспитательной деятельности;
− определить образовательные потребности профессионального развития учителя в области решения воспитательных задач.
Общедоступные материалы апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций размещены на официальном сайте проекта
http://edu-monitoring.ru/


 

Исследования компетенций учителей 2020

Исследования компетенций учителей 2019
Исследования компетенций учителей 2018
Исследования компетенций учителей 2016

 

С 28 марта по 1 апреля 2022 года проходила апробация модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций.
В данном мероприятии приняли участие 27 педагогов Республики Марий Эл, из них 5 учителей биологии, 6 учителей истории, 6 учителей математики, 10 учителей информатики.
Реализация процедур оценки ИКТ-компетенций учителей осуществлялась с помощью информационной системы «Автоматизированная информационная система оценочных процедур в сфере образования в онлайн формате», сокращённое наименование – АИС «Оценка онлайн».
В рамках исследования, наряду с выполнением диагностической работы учителями-участниками исследования, направленного на выявление ИКТ-компетенций, была собрана дополнительная информация об участниках апробации Модели в режиме онлайн (Опросник часть 1), и осуществлен сбор мнений участников апробации Модели о содержании диагностической работы в режиме онлайн (Опросник часть 2).
По завершению работы участник мог сразу получить предварительный результат в автоматическом режиме.


Аналитический отчет.

 

 

С 25 по 28 октября 2021 года учителя Республики Марий Эл участвовали в проведении апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.
В данном исследовании приняли участие 72 педагога, из них 19 учителей биологии, 15 учителей истории, 25 учителей литературы и 13 учителей обществознания.
Диагностическая работа состояла из заданий, направленных на оценку компетенций, необходимых учителям - классным руководителям для реализации воспитательного потенциала:
- учебной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 1;
- внеурочной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 2;
- деятельности классного руководителя - часть 3.
Комплект материалов для диагностической процедуры состоял из: опросника часть 1, варианта диагностической работы, опросника часть 2.
Ознакомиться с результатами апробации могут только участники по адресу: competence.edu.2021@yandex.ru.


Аналитический отчет.