ЦЕЛЬ создание единых ориентиров и надежной доказательной базы для целостной системы обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования на муниципальном уровне при сохранении вариативности и многообразии разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, определение принципов реализации развивающего мониторинга качества дошкольного образования ЗАДАЧИ определение механизмов, процедур и инструментария, позволяющих обеспечить сбор, обработку, систематизацию и анализ данных мониторинга, сформировать надежную основу для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, для принятия решений в сфере образовательной политики на муниципальном уровне, а также на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования; формирование информационной основы для принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества дошкольного образования; выявление образовательных организаций с высоким уровнем оценки качества образования с целью распространения лучших практик; своевременное выявление управленческих проблем и негативных тенденций в образовательных организациях с целью их последующего устранения, оказания адресной помощи; повышение качества дошкольного образования. ПОКАЗАТЕЛИ Предметом оценки являются результаты мониторинга качества дошкольного образования по следующим позициям оценивания: 1. По качеству образовательных программ дошкольного образования; 2. По качеству содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); 3. По качеству образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда); 4. По качеству реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО; 5. По качеству взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье); 6. По обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу (количество случаев заболеваний на одного ребенка за год, качество питания и выполнение натуральных норм питания, положительные заключения Госпожнадзора и Роспотребнадзора, обеспечение безопасности территории ДОО для прогулок на свежем воздухе, проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями); 7. Соответствие психолого – педагогических условий требованиям ФГОС (использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, защита от всех форм физического и психического насилия, защита от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность) 8. ДОО, в которых функционирует ВСОКО. МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Показатели оценки качества дошкольного образования рассчитываются в соответствии с Методикой расчета показателей качества дошкольного образования (далее – Методика) согласно приложению к настоящему Порядку. Письмо руководителям образовательных учреждений о проведении мониторинга по реализации ФГОС ДО. Мониторинг проводится ежегодно в сроки, установленные Отделом образования и по делам молодежи Сернурского муниципального района. Отдел образования информирует руководителей образовательных организаций о цели, сроках, порядке проведения Мониторинга. Мониторинг осуществляется на основе информации: - региональных и муниципальных баз данных; - данных форм федерального статистического отчета 85-К; - официальных данных, опубликованных на сайте образовательной организации; - данные федеральных и региональных информационных систем (Федеральная информационная система оценки качества образования, Автоматизированная информационная система «Мониторинг образования»); - других внешних оценочных процедур. Анализ результатов оценки качества дошкольного образования проводится по группам образовательных организаций с учетом реализуемых образовательных программ. По результатам Мониторинга определяется уровень качества дошкольного образования: - высокий уровень качества дошкольного образования - уровень качества дошкольного образования выше среднего; - средний уровень качества дошкольного образования; - уровень качества дошкольного образования ниже среднего; - низкий уровень качества дошкольного образования. МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ – доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования; – доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ; – доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; – доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды; – доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями); – доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов); – доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно- пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.); – доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.; – доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДО; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье; – доля ДОО, в которых функционирует ВСОКО. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Результаты Мониторинга подлежат комплексному анализу на муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций по позициям оценивания, указанным в Порядке проведения мониторинга качества дошкольного образования по Сернурскому муниципальному району Республики Марий Эл АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА На основании результатов Мониторинга Отдел образования и по делам молодежи администрации Сернурского муниципального района обеспечивает подготовку рекомендаций для различных групп пользователей. Анализ Мониторинга обсуждается на совещаниях и других мероприятиях разного уровня с целью использования для повышения качества дошкольного образования. МЕРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ Мероприятия по повышению качества образовательных программ дошкольного образования. Мероприятия по повышению качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Мероприятия по повышению качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда). Разработка и реализация адаптированных основных образовательных программ в ДОО. Мероприятия по повышению взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье). Мероприятия по повышению обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу. Мероприятия по соответствию психолого – педагогических условий требованиям ФГОС (использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, защита от всех форм физического и психического насилия, защита от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность) Меры по реализации функционирования ВСОКО. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ - установление целей и задач решения проблемы; - определение пути и средства, которые делают возможным решение проблемы; - определение порядка реализации данного решения. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение года, следующего за отчетным периодом.
|