Пропустить до основного содержимого

Система оценки качества образования

Найти
Домашняя
  
Система оценки качества образования > Страницы > Федеральные процедуры оценки качества образования  

Федеральные процедуры оценки качества образования

 
 

Наименование процедуры

Описание процедуры

Результаты деятельности

ГИА-9

С 2014 года в Российской Федерации государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
В настоящий момент ГИА выпускников IX классов проводится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с  Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394.
ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл» ( http://rcoi12.ru/)
 

ГИА-11

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников XI (XII) классов представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ЕГЭ сдают выпускники образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной, заочной формах, а также те, кто освоил основные образовательные программы в форме экстерната, семейного образования или самообразования и был допущен в текущем году к ГИА.
ГИА в форме государственного выпускного экзамена проводится для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.
Для этих категорий выпускников ГИА может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Государственная итоговая аттестация организуется и проводится:
· в форме ЕГЭ — Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;
· в форме ГВЭ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.
Вся необходимая информация о ГИА-11 размещена на сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл»(http://rcoi12.ru/)
 

Исследование

Национальные исследования качества образования (НИКО)
Реализация программы начата в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.
Целью программы является:
·развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
·содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
·совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
·развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию систем Российской Федерации;
·содействие эффективному внедрению ФГОС;
·содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
 
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
 
Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:
1.На федеральном уровне
– для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.
2.На региональном и муниципальном уровне
– для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.
3.Образовательными организациями
– для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.
4.Родителями и детьми
– для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.
 
 

 

С 15 по 27 апреля 2024 года Республика Марий Эл участвовала в числе 40 субъектов Российской Федерации в проведении апробации актуализированного инструментария для проведения национальных исследований качества образования (далее – НИКО) в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах (далее – апробация (8 и 10 классы)) и апробации инструментария оценки профессионального самоопределения обучающихся 9 и 11 классов (далее – апробация (9 и 11 классы)).
Целью апробации (8 и 10 классы) является совершенствование инструментария, расширение банка вопросов анкеты, обеспечивающих преемственность результатов НИКО.
Целью апробации (9 и 11 классы) является изучение возможности доработки инструментария для установления соответствия между сферами профессионального выбора обучающихся и основными направлениями реализации образовательных планов обучающихся после завершения обучения в 9 и 11 классе.
В исследовании приняли участие обучающиеся 3 общеобразовательных организаций республики:
ГБОУ «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»;
МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»;
МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого».
 В рамках проведения апробации (8 и 10 классы) было предусмотрено заполнение анкет в электронном формате нескольких категорий участников: обучающихся; представителей администрации ОО; учителей, преподающих в 8 и 10 классах; родителей (законных представителей) обучающихся 8 и 10 классов.
При проведении апробации (9 и 11 классы) оценки профессионального самоопределения обучающихся проводилось анкетирование обучающихся 9 и 11 классов.
Апробация (8 и 10 классы) и апробация (9 и 11 классы) проводились на одной и той же выборке образовательных организаций в системе тестирования (
https://test-niko.fioco.ru/) на компьютерах.
Обмен электронными материалами между федеральным организатором и организатором в образовательной организации осуществляется на платформе ФИС ОКО (
https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru) в личном кабинете ОО.
В апробации приняли участие 227 обучающихся 8 и 10 классов и 203 обучающихся 9 и 11 классов.
Национальное сопоставительное исследование качества образования в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах проходило с 15 по 31 октября 2024 года. Начиная с 2020 года, оценка воспитательного потенциала российских образовательных организаций, стала базовой целью НИКО.
Федеральным организатором проведения НИКО является Федеральный институт оценки качества образования.
В исследовании приняли участие 4 ОО Республики Марий Эл:
МОУ «Куприяновская ООШ» Сернурского района;
МБОУ «Виловатовская СОШ» Горномарийского рвйона;
МБОУ «Олорская СОШ» Параньгинского района;
МОБУ «Юбилейная СОШ» Медведевского района.
Анкетирование участников исследования проходило в федеральной электронной системе тестирования, к которой каждый респондент получит индивидуальные реквизиты доступа. Кроме обучающихся анкеты в электронном формате заполняли представители администрации школ; учителя, преподающие в 8 и 10 классах; родители (законные представители) обучающихся 8 и 10 классов. Представитель администрации (директор или  его заместитель) помимо анкеты заполнял чек-лист.
В исследовании приняли участие 57 обучающихся 8 классов и 15 обучающихся 10 классов. 
 

 

Архив информации о проведении НИКО

 

Исследование

Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662, проводит в общеобразовательных организациях страны мониторинг качества подготовки обучающихся и специалистов. В рамках этого мониторинга наша республика наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Проведение ВПР в регионе может быть организовано как на уровне образовательной организации (модель 1), так и на муниципальном или региональном уровнях (модель 2).
Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом примерных образовательных программ.
Федеральным координатором ВПР является Рособрнадзор, региональными координаторами - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Организационно-информационное сопровождение проведения ВПР осуществляет ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) на платформе ФИС ОКО – Федеральной информационной системы оценки качества образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В 2025 году Всероссийские проверочные работы проводились в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 №556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования». Участниками ВПР являлись обучающиеся общеобразовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением обучающихся 1-3, 9 и 11 классов. Сроки проведения ВПР-2025 - с 11 апреля по 16 мая.
 
Перечень учебных предметов и состав участников ВПР в 2025 году, утверждённые приказом Рособрнадзора в соответствии с вышеупомянутыми Правилами, претерпели некоторые изменения по сравнению с предыдущими годами:
- из состава участников исключили 11 классы; вместо них в ВПР теперь участвуют обучающиеся 10 классов в обязательном порядке; - впервые за всё время проведения ВПР в перечень предметов включили литературу и информатику;
- в перечень предметов вернули иностранные языки (английский, немецкий, французский); контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) по иностранным языкам разработаны для всех параллелей, участвующих в ВПР; для выполнения работы не требуется, как было раньше, специальное программное обеспечение;
- КИМ по биологии для 6-8 классов стали едиными в каждой параллели, то есть формировались без учёта типа образовательной программы по биологии, реализуемой в ОО (линейной или концентрической).
 
Таким образом, список предметов, по которым школьники выполняли проверочные работы, в 2025 году выглядел так:
4 классы – русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык;
5 классы – русский язык, математика, биология, география, история, литература, иностранный язык;
6 классы – русский язык, математика, биология, география, история, обществознание, литература, иностранный язык;
7 классы – русский язык, математика (базовый и углублённый уровни изучения), биология, география, физика (базовый и углублённый уровни изучения), информатика, история, обществознание, литература, иностранный язык;
8 классы – русский язык, математика (базовый и углублённый уровни изучения), биология, география, физика (базовый и углублённый уровни изучения), химия, информатика, история, обществознание, литература, иностранный язык;
10 классы – русский язык, математика, география, физика, химия, история, обществознание, литература, иностранный язык.
Каждый класс должен был выполнить четыре проверочных работы: две по обязательным предметам (русскому языку и математике) и две – по любым другим из утверждённого перечня, которые случайным образом определит федеральный организатор.
Для 4 классов ВПР на основе случайного выбора была только одна из трёх предложенных предметов; продолжительность выполнения всех трёх работ составила 1 урок, то есть 45 минут. ВПР по русскому языку для четвероклассников теперь состоит из одной части, а не из двух, как было ранее (исключён диктант).
 
В 5-8 классах длительность ВПР по русскому языку составила 1 урок (45 минут), по математике – два урока (90 минут). Предметы на основе случайного выбора были разделены на две группы также по количеству времени, отпущенному на выполнение работы:
- группа предметов №1, ВПР по которым состоит из одной части продолжительностью 45 минут (то есть 1 урок),
- группа предметов №2, ВПР по которым состоит из двух частей, продолжительностью 45 минут каждая (то есть два урока с перерывом не менее 10 минут между ними).
Каждый класс в этих параллелях выполнял, помимо обязательных ВПР, одну работу из группы предметов №1, и одну – из группы предметов №2.
ВПР для 10 классов по всем предметам состояли из двух частей по 45 минут каждая (с перерывом не менее 10 минут между ними), то есть были рассчитаны на выполнение в течение двух уроков.
ВПР по биологии в 5 классе и по биологии, географии, истории, обществознанию в 6-8 классах по желанию образовательной организации могли выполняться как в традиционном формате (на бумажных бланках), так и на компьютерах. В 2025 году ВПР с использованием компьютера провели 19 общеобразовательных организаций.
 
В 2025 году участниками ВПР в Республике Марий Эл стали 236 общеобразовательных организаций, из них 159 сельских и 77 городских.
 

 

Исследование

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662,  с 2021 проводит  мониторинг качества подготовки обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования в очной форме обучения, в форме всероссийских проверочных работ.
В рамках этого мониторинга наша республика с 2021 года наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР СПО).
Целью их проведения является развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование единой системы оценки качества образования.
Участниками ВПР СПО являются обучающиеся первых курсов очной формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования и обучающиеся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, завершившие освоение основных общеобразовательных программ среднего общего образования в предыдущем учебном году.
Информационное и технологическое сопровождение подготовки проведения ВПР СПО осуществляется с использованием федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИС ОКО), через личный кабинет образовательной организации.
 
Всероссийские проверочные работы проводились с 16 сентября по 8 октября 2024 года. В рамках установленного периода каждая образовательная организация составляла своё расписание.
В 2024 году в ВПР СПО приняли участие 7 392 обучающихся: 1 курс – 3 855 человек, завершившие изучение общеобразовательных предметов – 3 537 человек, из 29 образовательных организаций среднего профессионального образования республики, что на 467 человек больше, чем в прошлом году.
С использованием бланков проводились работы по учебным предметам, профильным для осваиваемой профессии/ специальности. Единую проверочную работу по социально-гуманитарным дисциплинами 23 ОО СПО (79,3%) выполняли на компьютерах, 6 ОО СПО (20,7 %) выполняли на бумажных носителях.
При формировании заданий ВПР СПО используются открытые задания ЕГЭ, ОГЭ, а также задания ВПР по соответствующему предмету и разработанные отдельные линии заданий для проверочной работы с оценкой метапредметных результатов обучения.
ВПР по каждому учебному предмету для каждого курса образовательной организацией проводится в один день.
Сканирование заполненных бланков ответов участников для дальнейшей обработки по предметам, выполненных на бланках (ЕПР по социально-гуманитарным предметам и профильные предметы) осуществлялось в 19 ОО СПО, где технические возможности оборудования позволяли это сделать, и в Региональном центре обработки информации (ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО»).
 
 

Исследование

Исследования компетенций учителей
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2022 г. №08-12 «О проведении в 2022 году апробации модели ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций» в период  с 28 марта по 1 апреля 2022 года проводилось исследование работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования.
Целью данного мероприятия является апробация подходов и инструментария, позволяющих проводить:
- оценку ИКТ-компетенций, необходимых  для осуществления педагогическим работниками профессиональной деятельности;
- диагностику профессиональных дефицитов в области ИКТ-компетенций педагогических работников.
Участниками апробации Модели являлись педагоги, осуществляющие образовательную деятельность по учебным предметам: «История», «Биология», «Информатика», «Математика».
Диагностическая работа по всем предметам состояла из 15 заданий, которые были разработаны с учетом Профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)».
Варианты диагностической работы для оценки компетенций учителей имели одинаковую структуру:
• часть 1, включающая в себя задания, направленные на оценку общепользовательской ИКТ-компетентности учителя;
• часть 2, включающая в себя задания, направленные на оценку общепедагогической ИКТ-компетентности учителя;
• часть 3, включающая в себя задания, направленные на оценку предметно-педагогической компетентности учителя.
Ознакомиться с информационными материалами проекта можно по ссылке
http://initiative-nsk.tilda.ws/2022/#20221.
 
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 сентября 2021 года «О проведении в 2021 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности» проводилось исследование компетенций учителей биологии, истории, литературы и обществознания.
Цели проведения оценки компетенций учителей:
- исследование уровня сформированности компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в учебной и внеурочной деятельности в рамках преподаваемой предметной области, а также в деятельности классного руководителя.
- развитие Единой системы оценки качества образования в Российской Федерации.
Задачи проведения оценки компетенций учителей:
− установить уровень владения учителем компетенциями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в процессе решения профессиональных задач;
− выявить профессиональные дефициты и сильные стороны учителя, связанные с осуществлением воспитательной деятельности;
− определить образовательные потребности профессионального развития учителя в области решения воспитательных задач.
Общедоступные материалы апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций размещены на официальном сайте проекта
http://edu-monitoring.ru/

 
С 28 марта по 1 апреля 2022 года проходила апробация модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций.
В данном мероприятии приняли участие 27 педагогов Республики Марий Эл, из них 5 учителей биологии, 6 учителей истории, 6 учителей математики, 10 учителей информатики.
Реализация процедур оценки ИКТ-компетенций учителей осуществлялась с помощью информационной системы «Автоматизированная информационная система оценочных процедур в сфере образования в онлайн формате», сокращённое наименование – АИС «Оценка онлайн».
В рамках исследования, наряду с выполнением диагностической работы учителями-участниками исследования, направленного на выявление ИКТ-компетенций, была собрана дополнительная информация об участниках апробации Модели в режиме онлайн (Опросник часть 1), и осуществлен сбор мнений участников апробации Модели о содержании диагностической работы в режиме онлайн (Опросник часть 2).
По завершению работы участник мог сразу получить предварительный результат в автоматическом режиме.
 
 
С 25 по 28 октября 2021 года учителя Республики Марий Эл участвовали в проведении апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности.
В данном исследовании приняли участие 72 педагога, из них 19 учителей биологии, 15 учителей истории, 25 учителей литературы и 13 учителей обществознания.
Диагностическая работа состояла из заданий, направленных на оценку компетенций, необходимых учителям - классным руководителям для реализации воспитательного потенциала:
- учебной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 1;
- внеурочной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 2;
- деятельности классного руководителя - часть 3.
Комплект материалов для диагностической процедуры состоял из: опросника часть 1, варианта диагностической работы, опросника часть 2.
Ознакомиться с результатами апробации могут только участники по адресу: competence.edu.2021@yandex.ru.