Пропустить до основного содержимого

Система оценки качества образования

Найти
Домашняя
  
Система оценки качества образования > Страницы > Федеральные процедуры оценки качества образования  

Федеральные процедуры оценки качества образования

Нормативные документы
Координационный совет РСОКО
Положение и состав
Протоколы заседаний
Проекты совета
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Система оценки качества подготовки обучающихся
Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Система организации воспитания и социализации обучающихся
Система мониторинга качества дошкольного образования
Полезное чтение

 

Наименование процедуры

Описание процедуры

Результаты деятельности

ГИА-9

С 2014 года в Российской Федерации государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

В настоящий момент ГИА выпускников IX классов проводится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с  Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394.

ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.

Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл» ( http://rcoi12.ru/)

Аналитические материалы

Интерактивная информационная система "Анализ результатов Государственной итоговой аттестации"

ГИА-11

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников XI (XII) классов представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

ЕГЭ сдают выпускники образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной, заочной формах, а также те, кто освоил основные образовательные программы в форме экстерната, семейного образования или самообразования и был допущен в текущем году к ГИА.

ГИА в форме государственного выпускного экзамена проводится для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.

Для этих категорий выпускников ГИА может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.

Государственная итоговая аттестация организуется и проводится:

· в форме ЕГЭ — Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;

· в форме ГВЭ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.

Подробнее см. в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400.

Вся необходимая информация о ГИА-11 размещена на сайте «Государственная итоговая аттестация в Республике Марий Эл»(http://rcoi12.ru/)

Аналитические материалы

Интерактивная информационная система "Анализ результатов Государственной итоговой аттестации"

Исследования

Национальные исследования качества образования (НИКО)

Реализация программы начата в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.

Целью программы является:

·развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

·содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

·совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

·развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию систем Российской Федерации;

·содействие эффективному внедрению ФГОС;

·содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

 

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

 

Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

1.На федеральном уровне

– для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.

2.На региональном и муниципальном уровне

– для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.

3.Образовательными организациями

– для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.

4.Родителями и детьми

– для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.

 

Результаты НИКО октябрь 2018 года

 

Результаты НИКО апрель 2018 года

 

Результаты НИКО октябрь 2017 года

 

Результаты НИКО апрель 2017 года

 

Результаты НИКО октябрь 2016 года

 

Результаты НИКО октябрь 2015 года

 

Результаты НИКО апрель 2015 года

 

Результаты НИКО октябрь 2014 года

 

16 и 18 октября 2018 года проводилось Национальное исследование качества образования по географии в 7 и 10 классах.  Данный этап стал для нашей республики уже восьмым, в котором школьники Марий Эл приняли участие. На этот раз в репрезентативную федеральную выборку от нашей республики вошли две общеобразовательных организации - МОУ «Волжский городской лицей» и МБОУ «СОШ №15 г. Йошкар-Олы». Семиклассники в количестве 92 человек выполняли работу 16 октября, десятиклассники в количестве 65 человек – 18 октября.

Исследование проводилось в ставшей уже традиционной форме диагностической работы, выполняемой на частично машиночитаемых бланках, с последующим анкетированием.

Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.

 

В апреле 2018 года обучающиеся МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского района стали участниками очередного этапа НИКО по учебным предметам «литература» и «мировая художественная культура» (наша республика участвовала в Национальных исследованиях  только по литературе). 10 апреля диагностическую работу выполняли ученики 6-го класса (22 человека), 12 апреля – ученики 8-го класса (19 человек).

Национальные исследования качества образования (НИКО) проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования и механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС.

 

Архив информации о проведении НИКО

 

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662, проводит в общеобразовательных организациях страны мониторинг качества подготовки обучающихся и специалистов. В рамках этого мониторинга наша республика наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Проведение ВПР в регионе может быть организовано как на уровне образовательной организации (модель 1), так и на муниципальном или региональном уровнях (модель 2).

Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом примерных образовательных программ.

Федеральным координатором ВПР является Рособрнадзор, региональными координаторами - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Организационно-информационное сопровождение проведения ВПР осуществляет ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) на платформе ФИС ОКО – Федеральной информационной системы оценки качества образования.

 

Результаты ВПР весна 2021 года

Показатели решаемости по предметам 2021 года

 

Результаты ВПР весна-осень 2020 года

 

Показатели решаемости по предметам 2020 года

 

Результаты ВПР апрель 2019 года

 

Показатели решаемости по предметам 2019 года

 

Результаты ВПР март-май 2018 года

 

Результаты ВПР октябрь 2017 года

 

Результаты ВПР апрель-май 2017 года

 

Результаты ВПР ноябрь 2016 года

 

 

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в 2020 году в график проведения ВПР были внесены изменения, согласно которым работы для 4-8 классов были перенесены на осень. Таким образом, осенью 2020 года ВПР выполняли обучающиеся 5-9 классов по программам предыдущего учебного года с целью входного мониторинга качества образования, результаты которого должны помочь образовательным организациям выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на 2020/2021 учебный год.
Работы были проведены в период с 14 сентября по 12 октября и включали следующие предметы:
5 классы – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»;
6 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «История»;
7 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание»;
8 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Иностранный язык»;
9 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия».
Выполнение работ по иностранному языку в 8 классах проводилось исходя из технических возможностей каждой образовательной организации.
Всего в 2020 году в ВПР приняли участие 228 образовательных организаций республики.

 

Со 2 по 20 марта 2020 года обучающиеся 11-х классов принимали участие в написании Всероссийских проверочных работ. Перечень предметов остался традиционным: биология, история, физика, химия, иностранный язык (английский), география (из-за особенностей учебного плана в 14 школах Республики Марий Эл проверочные работы по географии писали десятиклассники). Пакеты заданий по всем предметам формировались из закрытого банка заданий для каждой школы индивидуально с использованием ФИС ОКО (Федеральной информационной системы оценки качества образования). Расписание проведения работ школы разрабатывали самостоятельно, но в рамках сроков, определённых федеральным организатором:
2-6 марта – иностранный язык (английский) и география;10-13 марта – история и химия;
16-20 марта – физика и биология.
  
.

Всего в ВПР в марте 2020 года приняли участие 104 образовательных организации нашей республики с общим количеством участников 2944 человек.
 

 

 

Архив информации о проведении ВПР

 

Исследования компетенций учителей

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. №1381 «О проведении мониторинга качества образования» и письмом Федеральной  службы по надзору в сфере образования и науки от 23 марта  2016 г. №02-131 «О проведении в 2016 году исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики» с 25 апреля по 20 мая 2016 года в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Марий Эл, было проведено исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики общеобразовательных организаций.

Исследование проводилось с целью содействия повышению качества подготовки педагогических работников путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.

Для проведения исследования была сформирована представительная выборка из числа педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Федеральным координатором проведения исследования явилось учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы «Центр педагогического мастерства».

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки с 8 по 19 октября 2018 года проводила Всероссийское исследование компетенций учителей, в котором приняли участие порядка 18 тысяч педагогов из 45 регионов.

В соответствии с письмом Федеральной службы по  надзору в сфере образования и науки от 29 августа 2018 г. №05-307 «О проведении в 2018 году исследования компетенций учителей в субъектах Российской Федерации» в Республике Марий Эл проходило исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов  по следующим предметам/ предметным областям: «История», «Обществознание», «Право», «Экономика», «Русский язык и литература», «Математика и информатика».

Целями исследования являются изучение уровня владения учителями предметными и методическими компетенциями и апробация доработанной модели уровневой оценки компетенций учителей.

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий.

В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению Президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в стране.

Федеральный координатор исследования – Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Информация  о проводимом  исследовании, демонстрационные варианты диагностических работ по предметам размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://academy.prosv.ru/teachers.

 

 

  

 

 

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 сентября 2019 г. №13-406 «О проведении в 2019 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций» в Республике Марий Эл с 23 по 30 октября 2019 года проходило исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов  по следующим предметам/ предметным областям: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство», «Технология», «Иностранный язык (английский)», а также оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Оценка компетенций работников образовательных организаций проводится в рамках апробации модели оценки компетенций работников ОО, разработанной на основе Модели уровневой оценки компетенций учителей (Государственный контракт от 17.08.2018 г. №Ф-17-кс-2018). Цели проведения данного исследования – апробация подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, а также апробация подходов и инструментария оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Информация  о проводимом  исследовании, демонстрационные варианты диагностических работ по предметам размещены по адресу: https://academy.prosv.ru/teachers2019.

С 25 апреля по 20 мая 2016 года было проведено исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики общеобразовательных организаций.

В Республике Марий Эл в исследовании приняли участие 439 учителей русского языка, литературы и математики из Медведевского, Советского, Оршанского районов, г. Йошкар-Олы, из них 179 учителей математики, 176 учителей русского языка и 84 учителя литературы.

В рамках исследования, наряду с выполнением диагностической работы учителями-участниками исследования, направленной на выявление уровня ключевых компетенций, были собраны данные об участниках исследования, необходимые для более полного анализа результатов и выявления закономерностей, такие как:  преподаваемый предмет (предметы), стаж работы, классы, недельная нагрузка, используемые образовательные программы, учебники и учебные пособия, методические и дидактические материалы и др.

Результаты исследования опубликованы на сайте: http://www.edutcs.ru.

 

С 11 по 18 октября 2018 года в Республике Марий Эл было проведено исследование компетенций учителей истории, обществознания, права, экономики, русского языка и литературы, математики и информатики общеобразовательных организаций.

В исследовании приняли участие 116 учителей из Медведевского, Советского, Оршанского районов, г. Йошкар-Олы; из них 24 учителя истории, 22 учителя обществознания, 19 учителей права, 21 учитель математики и информатики, 15 учителей русского языка и литературы, 15 учителей экономики.

Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителя отвечали на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя. Кроме того, исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных – тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т.п.

Результаты исследования будут предоставлены АО «Издательство «Просвещение» региональным координаторам исследования в деперсонифицированном виде после 20 ноября 2018 г.

 

С 23 по 30 октября 2019 года проходило исследование компетенций учителей географии, физики, химии, биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, искусства, технологии, иностранного языка (английского), а также оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.

В республике в исследовании приняли участие 114 учителей и руководителей образовательных организаций из Волжского, Горномарийского, Медведевского, Моркинского, Советского районов, городов Йошкар-Олы, Козьмодемьянска, Волжска; из них 11 учителей географии, 18 учителей физики, 17 учителей химии, 18 учителей биологии, 5 учителей физической культуры, 8 учителей основ безопасности жизнедеятельности, 8 учителей искусства,  6 учителей технологии, 19 учителей иностранного языка (английского) и 4 руководителя образовательных организаций.

Ознакомиться со своими результатами можно по личному запросу к федеральному координатору исследования АО «Издательство «Просвещение» после 12 декабря 2019 г.