|
|
|
|
|
|
С 2014 года в Российской Федерации государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
|
|
ГИА-11 |
Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников XI (XII) классов представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ЕГЭ сдают выпускники образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие основные образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной, заочной формах, а также те, кто освоил основные образовательные программы в форме экстерната, семейного образования или самообразования и был допущен в текущем году к ГИА.
ГИА в форме государственного выпускного экзамена проводится для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.
Для этих категорий выпускников ГИА может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранные выпускником форма (формы) ГИА и образовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Государственная итоговая аттестация организуется и проводится:
· в форме ЕГЭ — Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;
· в форме ГВЭ — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.
|
|
|
Национальные исследования качества образования (НИКО)
Реализация программы начата в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора.
Целью программы является:
·развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
·содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
·совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
·развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию систем Российской Федерации;
·содействие эффективному внедрению ФГОС;
·содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:
1.На федеральном уровне
– для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.
2.На региональном и муниципальном уровне
– для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.
3.Образовательными организациями
– для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.
4.Родителями и детьми
– для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.
|
С 15 по 27 апреля 2024 года Республика Марий Эл участвовала в числе 40 субъектов Российской Федерации в проведении апробации актуализированного инструментария для проведения национальных исследований качества образования (далее – НИКО) в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах (далее – апробация (8 и 10 классы)) и апробации инструментария оценки профессионального самоопределения обучающихся 9 и 11 классов (далее – апробация (9 и 11 классы)). Целью апробации (8 и 10 классы) является совершенствование инструментария, расширение банка вопросов анкеты, обеспечивающих преемственность результатов НИКО. Целью апробации (9 и 11 классы) является изучение возможности доработки инструментария для установления соответствия между сферами профессионального выбора обучающихся и основными направлениями реализации образовательных планов обучающихся после завершения обучения в 9 и 11 классе. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 общеобразовательных организаций республики: ГБОУ «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»; МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»; МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого». В рамках проведения апробации (8 и 10 классы) было предусмотрено заполнение анкет в электронном формате нескольких категорий участников: обучающихся; представителей администрации ОО; учителей, преподающих в 8 и 10 классах; родителей (законных представителей) обучающихся 8 и 10 классов. При проведении апробации (9 и 11 классы) оценки профессионального самоопределения обучающихся проводилось анкетирование обучающихся 9 и 11 классов. Апробация (8 и 10 классы) и апробация (9 и 11 классы) проводились на одной и той же выборке образовательных организаций в системе тестирования (https://test-niko.fioco.ru/) на компьютерах. Обмен электронными материалами между федеральным организатором и организатором в образовательной организации осуществляется на платформе ФИС ОКО (https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru) в личном кабинете ОО. В апробации приняли участие 227 обучающихся 8 и 10 классов и 203 обучающихся 9 и 11 классов. Национальное сопоставительное исследование качества образования в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах проходило с 15 по 31 октября 2024 года. Начиная с 2020 года, оценка воспитательного потенциала российских образовательных организаций, стала базовой целью НИКО. Федеральным организатором проведения НИКО является Федеральный институт оценки качества образования. В исследовании приняли участие 4 ОО Республики Марий Эл: МОУ «Куприяновская ООШ» Сернурского района; МБОУ «Виловатовская СОШ» Горномарийского рвйона; МБОУ «Олорская СОШ» Параньгинского района; МОБУ «Юбилейная СОШ» Медведевского района. Анкетирование участников исследования проходило в федеральной электронной системе тестирования, к которой каждый респондент получит индивидуальные реквизиты доступа. Кроме обучающихся анкеты в электронном формате заполняли представители администрации школ; учителя, преподающие в 8 и 10 классах; родители (законные представители) обучающихся 8 и 10 классов. Представитель администрации (директор или его заместитель) помимо анкеты заполнял чек-лист. В исследовании приняли участие 57 обучающихся 8 классов и 15 обучающихся 10 классов.
Архив информации о проведении НИКО
|
|
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662, проводит в общеобразовательных организациях страны мониторинг качества подготовки обучающихся и специалистов. В рамках этого мониторинга наша республика наряду с другими регионами участвует в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Проведение ВПР в регионе может быть организовано как на уровне образовательной организации (модель 1), так и на муниципальном или региональном уровнях (модель 2).
Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом примерных образовательных программ.
Федеральным координатором ВПР является Рособрнадзор, региональными координаторами - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Организационно-информационное сопровождение проведения ВПР осуществляет ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) на платформе ФИС ОКО – Федеральной информационной системы оценки качества образования.
|
В 2024 году Всероссийские проверочные работы проводились в соответствии с утверждённым Рособрнадзором графиком с 1 марта по 17 мая. Для 11 классов – с 1 по 22 марта, для 4-8 классов – с 19 марта по 17 мая. Десятиклассники в этом году в ВПР не участвовали. 11 классы как обычно выполняли работы в режиме апробации (по выбору образовательной организации), все остальные параллели – в штатном режиме. Обучающиеся писали ВПР по следующим учебным предметам: 4 классы – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»; 5 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «История»; 6 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание»; 7 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика». 8 классы – «Русский язык», «Математика», «Биология», «География», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия»; 11 классы – «Биология», «География», «История», «Физика», «Химия». Из уже привычного списка предметов на этот раз был исключён иностранный язык.
Перечень предметов, определяемых федеральным организатором на основе случайного выбора, также не изменился. Каждый отдельный класс в параллелях 6, 7 и 8 классов получал для выполнения ВПР КИМ по двум предметам, кроме русского языка и математики: один – из естественно-научной предметной области (биология, физика, химия), второй – из общественно-научной (география, история, обществознание). В 6 классах для равного количества предметов для распределения предмет «География» переносился в естественно-научную предметную область. ВПР по четырём предметам – биологии, географии, истории, обществознанию – по желанию образовательной организации могли выполняться как в традиционном формате (на бумажных бланках), так и на компьютерах в режиме онлайн. До проведения работ в компьютерном формате обучающиеся имели возможность ознакомиться с их демонстрационными вариантами, размещёнными в системе тестирования. В 2024 году возможностью провести компьютерные ВПР воспользовались 38 образовательных организаций республики (в 2023 году – 35 ОО).
ВПР по биологии для 6-8 классов по-прежнему предусматривает вариативность выбора проверочных материалов в зависимости от того, какой тип основной образовательной программы по биологии реализуется в каждой конкретной образовательной организации – линейный или концентрический. ВПР по математике и физике в 7 и 8 классах уже второй год могут выполняться как по обычной программе обучения, так и по углублённой. Контрольно-измерительными материалами, составленными по углублённой программе изучения математики в этот раз воспользовались 8 ОО, а по углублённой программе изучения физики – 5 ОО. Среди них – общеобразовательные организации г. Йошкар-Олы, г. Волжска и подведомственные Министерству образования и науки Республики Марий Эл.
Всего в 2024 году во всероссийских проверочных работах приняли участие 239 общеобразовательных организаций Республики Марий Эл, из них 157 сельских и 82 городских.
|
Исследование |
Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (ВПР СПО)
На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 марта 2022 года № 02-50 «О проведении всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2022 году» и приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 1 сентября 2022 года №778 «О проведении всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в Республике Марий Эл в 2022 году» всероссийские проверочные работы проводились с 15 сентября по 8 октября 2022 года. Технологии проведения: с использованием бланков, с использованием персональных компьютеров и с использованием персональных компьютеров и бланков (информатика 1 курс). Проверочные работы по профильным предметам и ЕПР, выполненные на бланках, в 2022 году были проведены с использованием бланковой технологии, аналогичной технологии проведения ГИА. Печать файла, выставленного в личном кабинете ОО, осуществлялась накануне дня проведения работы в формате .pdf индивидуальными комплектами для каждого участника. Работа состояла из бланка ответов №1 – для записи ответов на задания с кратким ответом и бланка с заданиями – непосредственно текст работы со специально отведенными полями для записи развёрнутых ответов. Сканирование заполненных бланков ответов участников для дальнейшей обработки по предметам, выполненных на бланках (ЕПР по социально-гуманитарным предметам и профильные предметы, кроме информатики (часть заданий 1 курс)), осуществлялось в 15 ОО СПО, где технические возможности оборудования позволяли это сделать, и в Региональном центре обработки информации (ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО»). Бланки ответов №1 после сканирования в специальной программе отправлялись на распознавание и верификацию в РЦОИ, а бланки с развернутыми ответами - на проверку экспертам в систему электронной проверки заданий «Эксперт».
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 июля 2021 года № 1079 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования в очной форме обучения, в форме всероссийских проверочных работ в 2021/2022 учебном году» всероссийские проверочные работы для обучающихся профессиональных образовательных организаций проводились в 2021 году впервые.
Целью их проведения является развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование единой системы оценки качества образования.
Участниками ВПР СПО были обучающиеся первых курсов очной формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования и обучающиеся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, завершивших освоение основных общеобразовательных программ среднего общего образования в предыдущем учебном году.
Информационное и технологическое сопровождение подготовки проведения ВПР СПО осуществляется с использованием федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИС ОКО), через личный кабинет образовательной организации.
|
В 2022 году в ВПР СПО приняли участие 5 905 обучающихся: 1 курс – 3 128 человек, завершившие изучение общеобразовательных предметов – 2 777 человек. Проверочные работы были проведены в 29 образовательных организациях среднего профессионального образования республики. Технология проведения ВПР СПО основана на использовании бланков для выполнения заданий, а также с использованием персональных компьютеров. Проверочная работа по иностранным языкам и информатике (часть заданий для 1 курса) выполнялась с использованием персональных компьютеров и бланков. С использованием бланков проводились работы по учебным предметам, профильным для осваиваемой профессии/ специальности, единую проверочную работу по социально-гуманитарным дисциплинами можно было выполнять как на компьютерах, так и на бумаге. В Республике Марий Эл ЕПР по социально-гуманитарным дисциплинами 23 ОО СПО (80%) выполняли на компьютерах, 6 ОО СПО (20%) выполняли на бумажных носителях. Результаты ВПР СПО региональные координаторы и ОО СПО получают в разделе «Аналитика» в ФИС ОКО. Результаты ВПР СПО могут быть использованы ОО, ОИВ для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития. Результаты ВПР СПО не могут быть использованы для оценки деятельности преподавателей, образовательных организаций, ОИВ.
Всероссийские проверочные работы для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования проводились с 15 сентября по 9 октября 2021 года в 28 ОО СПО.
В зависимости от профессии/ специальности участник ВПР СПО выполнял следующие работы:
- проверочную работу в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО (выполнялась всеми участниками);
- проверочную работу по учебным предметам, профильным для осваиваемой профессии/ специальности, выбранным по решению образовательной организации из числа общеобразовательных предметов: русский язык, математика, биология, химия, физика, история, география, иностранный язык (английский), информатика (выполнялась только обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена).
Проверочную работу в части оценки метапредметных результатов обучения можно было выполнять как на бумажных носителях, так и на компьютерах по решению образовательной организации.
Для проверки работ участников ВПР СПО была сформирована группа независимых экспертов в количестве 39 педагогических работников из 22 общеобразовательных организаций г. Йошкар-Олы и Медведевского района.
Проверка работ участников ВПР СПО осуществлялась на базе ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования».
|
Исследование |
Исследования компетенций учителей
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2022 г. №08-12 «О проведении в 2022 году апробации модели ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций» в период с 28 марта по 1 апреля 2022 года проводилось исследование работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования. Целью данного мероприятия является апробация подходов и инструментария, позволяющих проводить: - оценку ИКТ-компетенций, необходимых для осуществления педагогическим работниками профессиональной деятельности; - диагностику профессиональных дефицитов в области ИКТ-компетенций педагогических работников.
Участниками апробации Модели являлись педагоги, осуществляющие образовательную деятельность по учебным предметам: «История», «Биология», «Информатика», «Математика». Диагностическая работа по всем предметам состояла из 15 заданий, которые были разработаны с учетом Профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)». Варианты диагностической работы для оценки компетенций учителей имели одинаковую структуру: • часть 1, включающая в себя задания, направленные на оценку общепользовательской ИКТ-компетентности учителя; • часть 2, включающая в себя задания, направленные на оценку общепедагогической ИКТ-компетентности учителя; • часть 3, включающая в себя задания, направленные на оценку предметно-педагогической компетентности учителя. Ознакомиться с информационными материалами проекта можно по ссылке http://initiative-nsk.tilda.ws/2022/#20221.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 сентября 2021 года «О проведении в 2021 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности» проводилось исследование компетенций учителей биологии, истории, литературы и обществознания. Цели проведения оценки компетенций учителей: - исследование уровня сформированности компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в учебной и внеурочной деятельности в рамках преподаваемой предметной области, а также в деятельности классного руководителя. - развитие Единой системы оценки качества образования в Российской Федерации. Задачи проведения оценки компетенций учителей: − установить уровень владения учителем компетенциями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в процессе решения профессиональных задач; − выявить профессиональные дефициты и сильные стороны учителя, связанные с осуществлением воспитательной деятельности; − определить образовательные потребности профессионального развития учителя в области решения воспитательных задач. Общедоступные материалы апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций размещены на официальном сайте проекта http://edu-monitoring.ru/
|
С 28 марта по 1 апреля 2022 года проходила апробация модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций. В данном мероприятии приняли участие 27 педагогов Республики Марий Эл, из них 5 учителей биологии, 6 учителей истории, 6 учителей математики, 10 учителей информатики. Реализация процедур оценки ИКТ-компетенций учителей осуществлялась с помощью информационной системы «Автоматизированная информационная система оценочных процедур в сфере образования в онлайн формате», сокращённое наименование – АИС «Оценка онлайн». В рамках исследования, наряду с выполнением диагностической работы учителями-участниками исследования, направленного на выявление ИКТ-компетенций, была собрана дополнительная информация об участниках апробации Модели в режиме онлайн (Опросник часть 1), и осуществлен сбор мнений участников апробации Модели о содержании диагностической работы в режиме онлайн (Опросник часть 2). По завершению работы участник мог сразу получить предварительный результат в автоматическом режиме.
С 25 по 28 октября 2021 года учителя Республики Марий Эл участвовали в проведении апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности. В данном исследовании приняли участие 72 педагога, из них 19 учителей биологии, 15 учителей истории, 25 учителей литературы и 13 учителей обществознания. Диагностическая работа состояла из заданий, направленных на оценку компетенций, необходимых учителям - классным руководителям для реализации воспитательного потенциала: - учебной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 1; - внеурочной деятельности в преподаваемой предметной области - часть 2; - деятельности классного руководителя - часть 3. Комплект материалов для диагностической процедуры состоял из: опросника часть 1, варианта диагностической работы, опросника часть 2. Ознакомиться с результатами апробации могут только участники по адресу: competence.edu.2021@yandex.ru.
|
|
|
|