Пропустить до основного содержимого

Марийский институт образования

Найти
Домашняя
Подразделения МИО
Обучение
Тестирование
ФГОС
Профстандарты
Методические разработки
Форум
«Туныктышо. Учитель»
  
Марийский институт образования > Новости МИО > Завершилась республиканская конференция «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития»  

Новости МИО

Завершилась республиканская конференция «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития»

В ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»  28 февраля прошла двадцать четвертая республиканская научно-практическая конференция «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития», которая проводилась ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования».

В работе конференции приняли участие свыше 50 представителей учреждений высшего, общего, среднего, дошкольного и дополнительного образования, это: учителя школ, воспитатели дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, студенты из разных уголков нашей Республики (город Йошкар-Ола, Волжский, Горномарийский, Звениговский, Куженерский, Новоторъяльский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Оршанский район, Сернурский, Советский  районы).

Со вступительным словом выступила кандидат педагогических наук, ректор ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» Овчинникова Лариса Анатольевна, которая подчеркнула своеобразие марийского краеведения и заложенный в нем воспитательно-образовательный потенциал.

Гостей и участников конференции приветствовали: заместитель министра образования и науки Республики Марий Эл Иванов Александр Васильевич; заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Ширяева Галина Степановна; директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева Кузьмин Евгений Петрович; директор ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Иксанова Лидия Геннадьевна.

С пленарным докладом на тему «Краеведение и национальная политика» выступила Ширяева Галина Степановна, заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. По мнению Галины Степановны, приоритетом должно стать развитие тесного межведомственного взаимодействия по реализации в Марий Эл Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. К таким важным направлениям относятся вопросы укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации; развитие системы образования, гражданского патриотического воспитания подрастающего поколения; поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России.

В ходе пленарного заседания также обсуждался вопрос «Ранняя этническая история марийцев», который представил Михеев Алексей Викторович, ведущий научный сотрудник направления «Археология» Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.

Абукаева Любовь Алексеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры марийского языка и литературы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», заведующий Научно-образовательным центром языковых технологий Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева в своем докладе  «Роль родного языка в формировании коммуникативных универсальных учебных действий в школе» с акцентировала внимание участников конференции на том, что формирование коммуникативных компетенций способствует поддержанию гармоничных отношений в обществе; развитию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, религии.

Младший научный сотрудник Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева Чемышев Андрей Валерьевич в докладе «Марийский язык и компьютерные технологии: надуманные проблемы» рассмотрел проблемы функционирования марийского языка в компьютерных технологиях: использование раскладок клавиатуры, системы проверки правописания, электронного словаря, машинного переводчика. Андрей Валерьевич отметил, что в ближайшее время необходимо разработать и внедрить методические рекомендации и инструкции для системных администраторов, специалистов, обслуживающих компьютерную технику и сети всех министерств и ведомств, позволяющих марийскому языку полноценно функционировать в информационном пространстве.

На конференции были продемонстрированы эффективные методы и технологии, применяемые в образовательных организациях по направлениям: «Литературно-лингвистическое краеведение», «Историческое и культурно-этнографическое краеведение», «Проектно-исследовательская деятельность в краеведении».

Особое внимание заслужили мастер-классы, которые провели лучшие учителя марийского языка и литературы: Шалаева Елена Витальевна, учитель марийского языка МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района  - «Применение инновационных технологий в краеведческой деятельности»;

Трофимова Алевтина Львовна, учитель марийского (государственного) языка ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»  - «История одного экспоната»;

Воронцова Надежда Аркадьевна, воспитатель ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» - «Вышивка марийского орнамента».

Все выступления были содержательны, актуальны и нашли отражение в сборнике материалов конференции, традиционно опубликованного до ее начала.

Участники конференции рекомендовали:

1. Продолжить традицию проведения конференции по марийскому краеведению; юбилейную XXVконференцию провести с приглашением представителей других регионов с компактным проживанием народов мари.

2. Продолжить работу по направлениям: литературно-лингвистическое краеведение, историческое и культурно-этнографическое краеведение, элементы краеведения в педагогическом процессе ДОО, электронные краеведческие информационные ресурсы: содержательные и технологические аспекты, инновационные технологии в туристско-краеведческой деятельности.

3. Использовать краеведческий материал на уроках и во внеурочной деятельности в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС.

4. Активизировать методико-диагностическое сопровождение краеведческой деятельности детей.

5. Разрабатывать и внедрять электронные краеведческие информационные ресурсы в учебно-воспитательный процесс.

6.Подготовить к печати справочно-информационный материал за весь период проведения конференции «Марийское краеведение».

Педагоги выразили благодарность организаторам и конференции за содержательную программу и новизну примененных форм организации и проведения секционных заседаний и выразили надежду на продолжение работы конференции в подобном формате.