Пропустить до основного содержимого

ФЦП РЯ

Найти
Домашняя
Подразделения МИО
Обучение
Тестирование
ФГОС
Профстандарты
Методические разработки
Форум
  

Марийский институт образования > ФЦП РЯ

 О повышении квалификации педагогических кадров Республики Марий Эл по вопросам изучения русского языка

 

ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» участвует в проекте «Реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ» в рамках ФЦП «Русский язык. 2011-2015 годы».

В период с 2012 года по данному проекту было обучено: в 2012 г. – 183 педагога, в 2013 году – 143 педагога.

В 2013 г. сотрудники Института приняли участие  в апробации сетевого курса «Русский язык как государственный язык Российской Федерации и языки народов Российской Федерации: нормативно-правовая база и вопросы функционирования на современном этапе развития многонационального демократического общества», разработанного Санкт-Петербургским госуниверситетом в рамках ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы.

Работа по ознакомлению педагогов (педагогических работников разных категорий) Республики Марий Эл с актуальными вопросами функционирования русского языка как государственного языка РФ продолжается и в течение 2014 года. В текущем году по данной программе обучены 241 чел. Всего эта программа  была представлена в 9 курсах повышения квалификации.

 

В ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» накоплен большой опыт работы в вопросах преподавания русского языка в условиях билингвальной образовательной среды. Этот опыт, в частности, представлен в участии сотрудников института в проекте «Организация мероприятий и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов».

В рамках проекта было выполнено задание «Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов». В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятия:

1. Курсы повышения квалификации «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного» в объёме 72 часов с применением дистанционных технологий. Обучено 49 педагогов.

2. Участие во всероссийской научно-практической конференции-семинаре «Русский язык как неродной: проблемы и перспективы повышения квалификации и переподготовки кадров». Выступление с докладом «Русский язык в образовательных учреждениях республики и региональные особенности реализации проекта» (Куклина И.Н. к.ф.н., старший научный сотрудник Центра «Новая школа» ГБОУ ДПО  (ПК) С «Марийский институт образования»; Старикова Т.Л. учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»).

3. Участие в итоговом двухдневном семинаре «Русский язык в условиях внедрения образовательных стандартов и билингвизма» по вопросам внедрения разработанных НОУ ВПО «РосНОУ» программ повышения квалификации в образовательный процесс учреждений Республики Марй Эл. Количество участников семинара  – 121 человек.

 

В результате обобщения накопленного опыта работы выяснилось, что проблема, связанная с русским языком как государственным, как неродным непосредственно связана с необходимостью не только актуализировать ответственность педагогов за исполнение языковой политики в РФ, но и с необходимостью разработки программы повышения квалификации по теме «Преподавание русского языка в условиях билингвальной образовательной среды». Разработке этой программы предшествовало изучение языковой ситуации в нашей стране и республике, в частности, а также современной социокультурной среды в целом. Данная программа разработана сотрудниками института. По ней обучено 250 чел.

Опыт работы сотрудников института в рамках данной программы позволил обобщить собранный материал в издании рабочей тетради «Обучение русскому языку в условиях билингвальной образовательной среды», а также методических рекомендаций «Обучение детей-билингвов русскому языку с использованием дидактических игр».

 

Кроме того, по данной тематике представлены публикации сотрудников института в журнале «Учитель»:

1. Михеева О.В., Самсонова О.Н. Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы в условиях билингвальной образовательной среды. Журнал Учитель №5 2013г., с.26-33.

2. Охотникова С.Р., Самсонова О.Н. Русский язык в условиях современной социокультурной среды. Журнал Учитель №5 2013г., с. 33-39.

 

Опыт работы на курсах повышения квалификации показал, что актуальной для педагогов Республики Марий Эл является проблема повышения уровня речевой культуры и соблюдения речевой нормы. В этой связи сотрудниками института были разработаны программы повышения квалификации по темам:

1. Культуры речи педагога.

2. Формирование культуры работы со словарем как часть образовательного процесса.

 

Издания ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»:

1. Михеева О.В., Самсонова О.Н. Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы в условиях билингвальной образовательной среды. Журнал Учитель №5 2013г., с.26-33.

2. Михеева О.В., Старикова Т.Л. Обучение детей-билингвов русскому языку с использованием дидактических игр. Методические рекомендации. Йошкар-Ола, ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013.

3. Охотникова С.Р., Самсонова О.Н. Русский язык в условиях современной социокультурной среды. Журнал Учитель № 5 2013 г., с. 33-39.

4. Обучение русскому языку в условиях билингвальной образовательной среды. Рабочая тетрадь./ Составитель Самсонова О.Н., доц. каф. развития образования  ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», Йошкар-Ола, 2013.

5. Формирование культуры работы со словарем. Рабочая тетрадь./ Составитель Самсонова О.Н., доц. каф. развития образования  ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», Йошкар-Ола, 2014.

 

Контактное лицо:
Самсонова Ольга Николаевна, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и инновационной работы
тел.: +7 (8362) 56-91-00