Здоровая семья – основа процветания общества, главное условие демографического развития государства.
Благополучие страны начинается с благополучия семьи. Будущее закладывается сегодня в каждом доме. Процесс восстановления нравственного воспитания детей в семье является актуальным и значимым. Общеобразовательным учреждениям нужно формировать новые подходы в работе с семьёй с использованием оптимальных форм и методов педагогического воздействия, должна проводится разносторонняя работа по формированию основ здоровой семьи.
В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией.
Что же такое здоровье?
Обратимся к всезнающему Далю: «Состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке».
Итак, здоровье – это состояние, позволяющее учиться, работать, служить в армии.
Но семья — это прежде всего дети; они необычайно выросли интеллектуально, но изменились ли физически? Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе каждый день преподавались четыре предмета: урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда. Итак, урок здоровья давным-давно стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить детей к перегрузкам уже с дошкольного возраста. Не столь важно, будут то стрессовые ситуации, эмоциональная тяжесть или физическое перенапряжение. Испытания, ожидающие наших детей, будут нелегкие. И о здоровье настало время заботиться уже с самого раннего возраста.
Разумнее рассматривать здоровье дошкольника, ориентируясь на три основные составляющие: ПИТАНИЕ + ЗАКАЛИВАНИЕ + ДВИЖЕНИЕ.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала д/сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Принцип единства с семьей.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях —
физкультурные досуги и праздники, походы.
Содержание работы в семье и ДОУ
· самопознание;
· я и другие;
· гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
· питание и здоровье;
· основы личной безопасности и профилактики травматизма;
· культуры потребления медицинских услуг.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разделы |
Содержание |
Ожидаемый результат |
Самопознание |
• Мой организм.
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.
|
Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного. |
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний |
• Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
• Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия. |
Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.
Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки. |
Питание и здоровье |
• Питание — основа жизни.
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
• Гигиена питания.
Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой. |
Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.
Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением. |
Основы личной безопасности и профилактики травматизма |
• Безопасное поведение на дорогах.
Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.
• Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.
Оказание первой помощи при ссадине, царапине.
• Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре.
Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911) |
Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.
Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.
Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.
Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.
Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным. |
Культура потребления медицинских услуг |
• Обращение с лекарственными препаратами.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. |
Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки. |
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно правила здорового образа жизни усвоить.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п |
Формы |
Виды |
1 |
2 |
3 |
1. |
Интерактивная |
• анкетирование;
• интервьюирование;
• дискуссия;
• круглые столы;
• консультации специалистов. |
2. |
Традиционная |
• родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;
• семейные спортивные соревнования;
• акция «Здоровый образ жизни»;
• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита». |
3. |
Просветительская |
• использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;
• выпуск бюллетеней, информационных листков;
• стенд «Здоровье с детства»;
• уголок в группах. |
4. |
Государственно
общественная. |
• создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни». |
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ
№ п/п
|
Формы работы |
В детском саду |
В семье |
1. |
Беседы педагога с детьми при:
• формировании культурно-гигиенических навыков;
• организации питания. |
Беседы отца и матери:
• «Вкусные посиделки»;
• чистота тела;
• организация сна;
• мои чистые игрушки;
• я люблю комнатные растения. |
2. |
Занятия:
• физическая культура;
• обучение плаванию;
• динамический час.
Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни». |
Оздоровительные традиции в семье:
• ходим в сауну;
• бассейн;
• на лыжах, в походы.
Оздоровительные игры в семье:
• профилактика осанки;
• зрения;
• плоскостопия;
• игры для предупреждения гиподинамии. |
3. |
Чтение художественной литературы. |
Чтение художественной литературы. |
4. |
Просмотр телепередач (требования САНпиНа) |
Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье». |
5. |
Акция «Здоровый образ жизни»
• подготовка д/материала. |
Непосредственное участие родителей в акции. |
6. |
Познавательное развитие:
• беседы о ЗОЖ;
• рассказы из личного опыта;
• беседы старшей м/сестры, врача. |
Беседы отца:
• я веду здоровый образ жизни.
Беседы матери:
• я веду активный и подвижный образ жизни;
• физические качества отца. |
7. |
Проведение тематических занятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита». |
Посещение библиотеки, клуба здоровье, спортивного магазина «Спортмастер». |
8. |
Тематические мероприятия:
• выставки в библиотеке
• марафон «Мой выбор» |
Тематические мероприятия в городе:
• посещение игры по хоккею «Лада». |
9. |
Информационное поле для детей:
• выпуск брошюр, плакатов;
• анкетирование;
• интервьюирование. |
Информационное поле для родителей:
• непосредственное участие в выпуске плакатов;
• газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);
• анкетирование;
• освещение в СМИ. |
Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
В семье |
В ДОУ |
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. |
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. |
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. |
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка. |
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. |
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. |
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. |
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ. |
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. |
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. |
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: |
- условиями домашних условий |
- условиями образовательного учреждения |
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. |
10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. |
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. |
12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. |
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни. |
АНКЕТА
«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка». Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Болел ли ваш ребенок в последние полгода?_________________________________________________________________
Если болел, перечислите заболевания ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
2. Сколько дней болел Ваш ребенок?_________________________________________________________________________
3. Что было причиной его болезни? ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
4. У ребенка есть постоянный режим дня? _____________________________________________________________________
5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
6. Ежедневно ли он чистит зубы?_____________________________________________________________________________
7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
9. Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
10. Регулярно с ним проводите закаливание?____________________________________________________________________
11. Всегда ли одеваете его по погоде?_________________________________________________________________________
12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в д/саду)? ____________________________________________________________________
13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?____________________________________________________