| 
		 
		Школьный музей обладает огромным 
		образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и 
		экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное 
		использование этого потенциала для воспитания детей в духе патриотизма, 
		гражданского самосознания, высокой нравственности. Участие детей в 
		поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, 
		создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций 
		способствует заполнению их досуга. Кроме того, дети постигают азы 
		исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы 
		исследования, производить историографический анализ темы, заниматься 
		поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением 
		научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, 
		идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой 
		рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей 
		формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, 
		умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от 
		фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между 
		частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе 
		исследовательской деятельности дети овладевают различными приемами и 
		навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в 
		ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не 
		предусмотренных школьной программой. 
		
		       Школьный  историко-краеведческий музей в 
		соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. 
		 Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у 
		детей любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому 
		прошлому и настоящему.  Музей  выступает важным фактором формирования 
		общественной активности ребят, способствует сохранению и укреплению 
		школьных традиций. 
		
		  В музее находится 527 экспонатов, (из них 226 – 
		основной фонд). Фонд формировался в течение многих лет, но располагался 
		по разным кабинетам. После объединения Купсольской и Кукнурской школ, 
		был перенесен памятник Конакову А.Ф. и установлен перед Кукнурской 
		школой  в 2019 г.  Началась работа по созданию музея в одном кабинете. С 
		этого же года начали проводится «Конаковские чтения», сначала в заочном 
		формате, а в 2023 г. – в очном (участвовало 120 обучающихся из различных 
		школ республики).  В 2020-22 годах в школе была открыта муниципальная 
		инновационная площадка «Развитие 
		исследовательской деятельности учащихся через создание виртуального 
		музея истории родного края». Был создан виртуальный музей, который в 
		настоящее время используется с помощью интерактивного стола.   
		
		    Экспонаты относятся к истории знаменитых людей нашего 
		края, села, деревень, школы: предметы пионерской и комсомольской 
		атрибутики, школьная форма прошлых  лет, предметы быта марийской деревни 
		 XIX – XX века и национальной одежды,   исследовательские работы 
		учащихся и учителей, альбомы, отчеты комсомольских и пионерских отрядов 
		и дружин, грамоты; книги (учебники и методическая  литература); 
		фотографии (выпуски учащихся разных лет, фото жителей села). 
		   |