Школьный музей обладает огромным
образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и
экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное
использование этого потенциала для воспитания детей в духе патриотизма,
гражданского самосознания, высокой нравственности. Участие детей в
поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов,
создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций
способствует заполнению их досуга. Кроме того, дети постигают азы
исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы
исследования, производить историографический анализ темы, заниматься
поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением
научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений,
идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой
рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей
формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем,
умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от
фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между
частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе
исследовательской деятельности дети овладевают различными приемами и
навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в
ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не
предусмотренных школьной программой.
Школьный историко-краеведческий музей в
соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.
Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у
детей любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому
прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования
общественной активности ребят, способствует сохранению и укреплению
школьных традиций.
В музее находится 527 экспонатов, (из них 226 –
основной фонд). Фонд формировался в течение многих лет, но располагался
по разным кабинетам. После объединения Купсольской и Кукнурской школ,
был перенесен памятник Конакову А.Ф. и установлен перед Кукнурской
школой в 2019 г. Началась работа по созданию музея в одном кабинете. С
этого же года начали проводится «Конаковские чтения», сначала в заочном
формате, а в 2023 г. – в очном (участвовало 120 обучающихся из различных
школ республики). В 2020-22 годах в школе была открыта муниципальная
инновационная площадка «Развитие
исследовательской деятельности учащихся через создание виртуального
музея истории родного края». Был создан виртуальный музей, который в
настоящее время используется с помощью интерактивного стола.
Экспонаты относятся к истории знаменитых людей нашего
края, села, деревень, школы: предметы пионерской и комсомольской
атрибутики, школьная форма прошлых лет, предметы быта марийской деревни
XIX – XX века и национальной одежды, исследовательские работы
учащихся и учителей, альбомы, отчеты комсомольских и пионерских отрядов
и дружин, грамоты; книги (учебники и методическая литература);
фотографии (выпуски учащихся разных лет, фото жителей села).
|