Пропустить до основного содержимого

МБОУ «Русскошойская СОШ»

Домашняя
  
МБОУ «Русскошойская СОШ» > Учебный процесс > fizika  

Рисунок строки названия для страницы веб-частей
Физика

Учебный процесс

Конспект урока Заряд в электрическом поле.docКонспект урока Заряд в электрическом полеНиколай Н. Суворов
атмосферное давление.docатмосферное давлениеНиколай Н. Суворов
Электрическая цепь и ее составляющие.docЭлектрическая цепь и ее составляющиеНиколай Н. Суворов
fizika.aspxfizikaНиколай Н. Суворов
matematika.aspxmatematikaНиколай Н. Суворов

 

Физика 8 класс

Урок – объяснение нового материала по теме

« Закон Ома для участка цепи»

Учитель высшей категории Суворов Н.Н.

Цели урока:

Образовательная: Формирование представлений о зависимости силы тока от напряжения

на участке цепи и его сопротивления

Развивающая: Развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать

результаты экспериментов

Воспитательная: Воспитание интереса к предмету, выработке у учащихся умения

обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. Оборудование: Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода.


План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изложение нового материала

4. Закрепление нового материала

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. На предыдущем уроке вы познакомились с физическими величинами: сила тока, напряжение, сопротивление. Давайте дадим небольшую характеристику каждой из этих величин по плану:

  1. Назвать величину, определение.

  2. Что характеризует величина?

  3. Как обозначается?

  4. В каких единицах измеряется?

Три ученика выходят к доске и вытягивают название величины и дают их характеристики:

1. Напряжение.

2. Характеризует электрическое поле.

3. U

4. вольт.

1. Сила тока.

2. Характеризует электрический ток в проводнике.

3. I

4. ампер.

1. Сопротивление.

2. Характеризует сам проводник.

3. R

4. Ом.

Какие физические величины определяют электрический ток в цепи?

Сила тока, напряжение, сопротивление.

2. На сегодняшнем уроке нам необходимо решить следующую задачу:

выяснить, как зависит сила тока на участке цепи от приложенного напряжения и величины сопротивления одновременно. Это является главной целью нашего урока.

Итак, работу на сегодняшнем уроке будем проводить по этапам.

Сначала установим зависимость силы тока от напряжения, запишем математически эту зависимость и проверим на опыте.

Второй этап будет состоять в установлении зависимости между силой тока т сопротивлением, при постоянном напряжении; запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.

На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

Ребята, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, с которой мы сегодня познакомимся, была впервые установлена немецким ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит название закона Ома для участка цепи.

Давайте с вами посмотрим, как же все-таки устанавливается эта зависимость между I, U и R.

Итак, сила тока прямо пропорциональна напряжению. А так ли это?

Убедимся в этом на опыте.

На демонстрационной доске собрана цепь:

  • начертить схему на доске.

  • сказать из чего состоит цепь: амперметр

вольтметр

сопротивление

ключ

источник тока

Подадим напряжение 4В и 6В. Амперметр покажет 0,4А и 0,6А

Запишем полученные результаты в таблице.

U, В

I, А

4

0,4

6

0,6

Вывод: I ~ U.

А что мы можем сказать о сопротивлении проводника. Изменилась оно или нет? R= const.

Итак, экспериментально мы доказали, что I ~ U, при R=cons t.

Теперь перейдем ко второму этапу наших рассуждений, т.е. установим зависимость между силой тока и сопротивлением.

Ребята, подумайте и скажите: будет ли одинаковой сила тока в проводнике с большим сопротивлением и в проводнике с маленьким сопротивлением?

Конечно, сила тока будет разная. А в каком случае сила тока будет меньше? Где больше R.

Итак, давайте убедимся в этом на опыте. Так как в этом случае мы будем устанавливать зависимость между I и R, то U=const. Начертим таблицу в тетрадь и будем ее заполнять по ходу опыта.

U, В

I, А

R, Ом

4

10

0,4

4

5

0,8


Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением?

Эта зависимость обратно пропорциональная.

Вывод: I ~ 1/R

Итак, вот мы и подошли к третьему этапу.

Здесь мы должны сделать общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от U и R.

Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу. Мы получим с вами один из основных законов электрического тока, который называется законом Ома:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.

Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины мы всегда можем найти третью.

3. Итак, между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?

  • между силой тока, напряжением и сопротивлением.

Как зависит сила тока от напряжения?

  • Прямо пропорционально.

Как зависит сила тока от сопротивления?

  • обратно пропорционально.

Как формулируется закон Ома?




4. И в заключении нашего урока давайте решим такую задачу.

Н

I, A

а графике изображены зависимости силы тока от напряжения для проводников А и В. какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?



У проводника В при U=6B, I=1A.

У проводника А при U=6B, I=3A.

По закону Ома, чем больше сила тока, тем меньше сопротивление. Следовательно, проводник В обладает большим сопротивлением.

5.Домашнее задание: