В ряде стран экстремистские организации классифицируют по двум критериям: склонностью к применению насилия и политическими целями, которые они перед собой ставят. Экстремистов, систематически прибегающим к насилию как инструменту достижения политических целей, называют террористами.
Периодом зарождения терминов и понятий «терроризм» и «экстремизм» в новой России можно отнести к началу 90-х гг. ХХ в.
Массовое упоминание и четкое осознание термины «терроризм»
и «экстремизм» приобрели в начале первой Чеченской кампании, когда экстремисты путем террора предприняли попытку построения «светского шариатского государства – Ичкерия», приведшие фактически к геноциду славянского населения Кавказа.
Современный экстремизм, как и терроризм, видоизменился и приобрел еще более законспирированные формы и методы. Благодаря проводимой руководством страны внутренней политике, в том числе и в информационной сфере, терроризм и экстремизм воспринимается современном обществе лишь в негативном, чуждом свете. В настоящее время обеспечение развития культуры, традиционных культурно-нравственных ценностей, их защита,
а также борьба с экстремистской и террористической деятельностью являются одними из основных приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г.).
Несмотря на проводимую мировым сообществом внешнюю политику, направленную в первую очередь на борьбу с международным терроризмом, экстремистские течения различного толка завоевывают все новые пространства и территории. Экстремизм и терроризм не имеют национальности и религии, являются лишь поводом для создания раскола
в обществе и формирования в нем деструктивных ячеек. Например,
в Сирийской Арабской Республике в боевых действиях на стороне запрещенной в РФ группировки ИГИЛ принимают участие граждане бывшего соцлагеря, а также стран старого света.
Пройдя порог тысячелетия, проблема экстремизма в обществе приспособившись к новым реалиям современного мира. В сознании современного человека экстремизм уже не ассоциируется только с религиозными фанатиками, пытавшимися трактовать священное мусульманское писание в свете своих корыстных планов. Экстремизм приобрел ряд подвидов и направлений, основными из которых являются идеологический, классовый, религиозный, расовый, этнический, национальный, националистический и социальный экстремизм.
Проявления экстремистского поведения в обществе мы наблюдаем, например, среди футбольных фанатов и антиглобалистов, среди верующих и представителей музыкальных течений. Угроза экстремизма возникает в любой ситуации, когда людей можно по какому-то важному для них признаку поделить на «своих» и «других», и при этом действия «других» создают впечатление опасности для «законных интересов «своих». Любая разница между людьми может при тех или иных условиях стать причиной конфликта.
Духовные ценности и жизненные ориентиры современной молодежи, ввиду свойственной восприимчивости к получаемой информации извне, юношеского максимализма и тяги к самовыражению в обществе, зачастую искажаются, и, привлеченные на сторону экстремистов молодые люди, как правило, не осознают реально складывающуюся вокруг них картину и не предвидят последствия деятельности, в которую они втянуты.
Анализируя произошедшие в период с 1991 г. по настоящее время события в странах и республиках бывшего соцлагеря, приведшие к государственным переворотам и «цветным революциям», можно с уверенностью указать присущие наиболее существенные черты экстремизма:
• выбор силовых вариантов для решения жизненных задач;
• стремление идти к цели кротчайшим путем;
• снижение чувствительности к боли и потерям;
• полное отрицание возможного консенсуса;
• относительно низкие показатели интеллекта;
• неразборчивость в средствах достижения поставленных целей;
• ярый эгоизм;
• ярко выраженный социальный маргинализм.
ХХI в. – век активной информатизации, роботизации и развития новейших технологий. Современное общество уже невозможно представить без виртуального общения в различных социальных сетях, форумах, блогах,
и сообществах. Вместе с тем это и эпоха новых угроз, при которых социум сталкивается с проблемами в области обеспечения личной безопасности не известными ранее, но создающими реальные угрозы жизни и психологическому здоровью подрастающих поколений молодых людей.
Используя повсеместную «зависимость» молодежи от виртуальной реальности адептами экстремизма, фактически оказавшимися вне закона, развязана негласная война в практически неподконтрольном киберпространстве –глобальной сети Интернет.
К основным видам и целям «киберэкстремистов» можно отнести:
1. Вовлечение в свои ряды новых адептов, сторонников, их психологическая обработка, подготовка и изучение, а также дальнейшая вербовка и втягивание в противоправную деятельность.
2. Информационное обеспечение – создание групп, блогов, сообществ, обсуждение в них смежных, пограничных тем. Доведение и обсуждение нужной, искаженной в задаваемом русле информации.
3. Создание так называемых «групп смерти» (интернет-сообщества, основной целю которых является втягивание подростка в своего рода игру,
в дальнейшем вызывающую у участника определенную психологическую зависимость, постепенно приводящую либо к суициду, либо к острым психическим расстройствам.)
Наиболее удачно процесс вовлечения новых сторонников
в экстремистские организации реализуется за счет социальных сетей. При вербовке будущих сторонников, профессиональные психологи запрещенной
в Российской Федерации террористической группировки ИГИЛ используют популярные социальные сети Face book, Twitter, «В Контакте»
и «Одноклассники». По данным современных исследований 84% пришедших в ИГИЛ сделали это благодаря сети Интернет.
Для вербовки, как правило, изучается личная страница в социальной сети кандидата. Далее, обычно, используются три основных подхода:
Первый – социальный – жертве внушается, что в стране проживания ярко выражена социальная несправедливость. ИГИЛ же предлагает построение идеального мира, где каждому дается по его заслугам. Для женщин сюда также входит сценарий идеальной семьи (удачного замужества). Девятнадцатилетней студентки МГУ Варвара Караулова - пример вербовки членами указанной экстремистской организации
Второй подход – идеологический – борьба
за «правильный исламский образ мышления»,
в действительности радикального ислама. Актер сериала «Балабол» Вадим Дорофеев принял ислам
и уехал в Сирию, чтобы воевать на стороне ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация). Пришло сообщение о гибели Вадима, подробности его смерти неизвестны. Вадим Дорофеев принял ислам
и уехал в Сирию, подробности его смерти неизвестны. Вдова уверена – ее мужа завербовали исламисты, буквально зомбировали.
На подобных императивах «идеального мира» также построены экстремистская сектантская западная организация «Свидетели Иеговы» и др.
Третий – материальный – обещание финансового вознаграждения или иных материальных благ за поддержку субъектов терроризма.
Т.о. мотивы и преследуемые цели людей привлеченных экстремистскими организациями, варьируются в зависимости от их потребностей: материальных, социальных и духовных.