До 1927-1928г. в г.Козьмодемьянске по улице Советской, где теперь находится школа-интернат, в здании австрийского стиля, которое находится во дворе школы-интерната помещался Русский детский дом. Этот детский дом был расформирован в 1929 году. Воспитанники были распределены в разные детские дома. Среди них был один глухой мальчик - Миша Гаврилов по кличке «Коко». Называли его «Коко» лишь потому, что он очень радовался яйцам, которые давали на завтрак.
Здание бывшего Русского детского дома в 1930 году было передано Кантисполкомом города Козьмодемьянска под школу «глухонемых детей», а также было передано оборудование столярной и сапожной мастерских. Козьмодемьянская школа глухих детей открылась по инициативе Е.Г.Ласточкиной (старшей учительницы-сурдопедагога Казанского института глухонемых, работавшей еще в дореволюционное время в том же институте). Сначала открытие школы было поручено инструктору по сапожному делу А.П.Ганину. В 1930 г А.П.Ганин начал комплектовать школу глухонемых детей.
Первым учеником был вышеупомянутый Миша Гаврилов. Данный мальчик-подросток был особого типа: по телосложению очень здоровый, но неуклюж, голова большая, руки длинные, ноги короткие. Способностей ни на что не было. В классе проучился два с половиной года, но ничему не научился. Умел только писать свое имя «Коко» и несколько предметов. На вид был очень расторопный и старательный, но пользы было мало. Работать любил, а если работы не было, он скучал. Когда его звали на работу, он прыгал от радости, был суетлив. Но если ему дать поручение и показать, как делать, он готов горы свернуть. Миша Гаврилов был отправлен в г.Горький на автозавод по вербовке в шумный цех. Воспитанники проводили его торжественно.
В октябре 1930г, кроме Миши Гаврилова было пять глухонемых: Чулкова Вера, Изыкиева Нина, Федякова Елена, Варламова Александра, Соколов Гриша. Они составляли одну группу.
В декабре 1930г директором школы был назначен студент 3-го курса Педтехникума Иванов Владимир Игнатьевич.
В 1930г ОБЛОНО предложило выпускникам Козьмодемьянского Педтехникума Миронову Константину Михайловичу и Чернову Михаилу Владимировичу ехать в Казань в институт глухонемых им.Е.Г.Ласточкиной на курсы сурдопедагогов, а по окончании курсов работать в открывающейся в г.Козьмодемьянске школе глухих детей. Вернувшись с курсов, в феврале 1931г они начали работать в школе в качестве сурдопедагогов. К этому моменту в школе уже было две группы по 14 человек.
В школьном городке школа находилась не больше месяца, а затем она была помещена в здание, которое занимала артель «Дружба». Впоследствии в 1933 г школа была переведена в монастырское здание, т.к. к этому времени в школе работали уже две мастерские: сапожная и столярная. Условия были недостаточно хорошие. Общественность смотрела на глухонемых, как на диво, сомневаясь, что они способны учиться. Впоследствии все поняли, что они такие же дети, как и остальные, которые могут участвовать во всех государственных и культурных делах.
Для организации правильного обучения глухонемых детей нужны были кадры, подготовить которые было поручено школе. В подготовке кадров большую помощь оказали Кировская, Горьковская и Казанская школы глухонемых. Горьковская школа выделила опытного преподавателя Борисову О.Г. с выездом в школу для оказания помощи. К этому времени были подготовлены учителя: Седова, Сидоров и Пыринов.
В 1933г. на должность директора школы был выдвинут Чернов М.В. Он продвинул школу в учебном и хозяйственном отношении. Учебно-воспитательная работа улучшилась, была вновь открыта швейная мастерская. Мальчики работали в столярной мастерской под руководством Пыринова С.В. Они получали практические знания в работе по дереву, обеспечивая необходимой мебелью нужды школы. Сапожная мастерская под руководством Ганина А.Н. обеспечивала ребят обувью. Ганин А.Н. впоследствии окончил вечерний Педтехникум и перешел на учительскую работу, работал в г.Баку в школе глухих.
В 1933-1934уч.г. была организована пионерская и комсомольская организации. Первыми пионерами были: Изыкина Нина, Федякова Лена, Варламова А., Чулкова Вера, Уваров, Синдячкина Маша, Мышаков Евстафий. Первым вожатым был Рудаков В.И. Первыми комсомольцами были: Крылов Вася,Смирнов С., Бастракова Галя, Скулкина, Хаустова, Киселева М.
В том же 1933г. на территории школы был сильный пожар, горело здание лесотехникума. Работникам и учащимся школы пришлось спасать имущество школы, в результате чего Чернов М.В. заболел и был освобожден от должности директора. На его место был назначен Утятин З.И. Работал он в течение 1934-1935 уч.г. В это время учителями и воспитателями работали Смоленский И.Р., Чернов М.В, Сидоров, Миронов К.М, Седова К.Ф., Слесорева К.Т., Пыринов С.В.
В 1935-1936уч.г. директором был назначен Миронов К.М. Педагогический коллектив пополнился кадрами. Среди них появились новые учителя: Фабрицкий (зав.воспитательной частью, Орлова - языковед, Шестакова В.В. - воспитательница, Беззубов - инструктор столярного дела, Балахничев - второй пионервожатый.
С 1936-1937уч.г по 1941г. директорами школы работали: Чернов М.В., Смоленский И.Р., Шестаков В.М., Чемекова О.И.
В эти годы был период полного расцвета школы. С каждым годом она все росла. Количество учащихся доходило до 150 человек и поэтому все четыре корпуса были заняты школой. Со всеми параллельными классами количество классов доходило до 15. Для учащихся была создана хорошая материальная база. Был приличный школьный сад, получали от него хороший урожай яблок, фруктов и ягод. Собирали неплохой урожай овощей со школьных огородов, которые находились во дворе госбанка и городской бани.Площадь выкорчевывали сами учащиеся и работники, бывшие купеческие сады, отведенные под огороды школы глухих. За время своего существования школа имела сады в четырех местах: первый сад был по улице Безымянной, второй - во дворе Госбанка, третий - во дворе городской бани, четвертый - на пришкольном участке. Была организована площадка для игр, а зимой во дворе заливали каток. Подошел 1941-й.
Началась вторая мировая война: немецкие фашисты вероломно напали на нашу страну. Война сильно отразилась на всех участках нашей школы. Отцы, братья, матери и сестры учащихся уходили на фронт защищать от немецких фашистов свою Родину. В связи с этим многие учащиеся вынуждены были оставить школу и заняться другим полезным Родине делом. В эти годы учащихся в школе насчитывалось только 56-60 человек. В связи с мобилизацией работников школы были закрыты: столярная мастерская, слесарная и сапожная, а также за неимением сырья, учащимся приходилось заниматься чинкой и переделкой из старья в швейной мастерской. В большинстве случаев работники и учащиеся отрывались на выполнение хозяйственных работ, в особенности по заготовке и вывозке топлива для школы на себе, и выполнение работы подсобного хозяйства.
За годы Великой Отечественной войны сменилось несколько директоров: Бушков (1941-1942), Пивунов (1942-1943), Ганин (1943), Яшина А.М. (1944) Миронов (1944-1945). В школе работали в основном женщины: Чуркина Е.В., Шестакова В.В., Смирнова, Мурашкина М.М., Яшина А.М., Чемекова О.И. В довоенные годы школой было сделано два выпуска: первый выпуск в 1937-1938уч.г. Было выпущено пять человек: Изыкина Н., Скулкина А., Хаустова, Иванова В., Шмаков И.; второй выпуск в 1939-1940уч.г. – 6 человек.
Советский народ и Красная Армия своим трудом отстояли натиск врага. Наступил день Победы. Работа в школе начала оживать. Увеличился контингент учащихся в школе. Вернулись с войны преподаватели, поступили новые учителя и воспитатели: Кузнецова З.И., Рогова А.П., Заплатина Л.М. , Щипакина Н.П., Веселицкая М.П., Толстова К.В., Криворотова Р.И., Васютин В.А., Плахина В.П., Захаров В.В., Каратонова Е.Д., Богатова Г.Л., Горохова Е.А., Попова А.И., Водоватова З.М., Романова М.М., Водоватова Т.Н., Каратонова В.А., Скочихин А.М., Кузнецов Н.И., Астафьев П.С.
В это время директором школы работал Кузнецов Иван Михайлович (1945-1951г.)
Учителя и воспитатели повышали свое педагогическое мастерство путем посещения курсов в г.Йошкар-Ола, в г.Казани, в г.Горький. Снова начали работать столярная, сапожная мастерские. В 1945-1946 уч.г. был произведен 3-й выпуск учащихся. В выпуск входили шесть человек: Мамаева Н., Маслова М, Абросимова Г., Смирнов А., Липшиц И., Жубрин П. В августе 1946г. поступила на работу Щипакина Нина Петровна. В 1946-1947г. школой был сделан четвертый выпуск учащихся в составе пяти человек: Шмер Г., Анцыгина П., Капустина А., Кабанова Н., Зефирова Т. С этими выпускниками в течение 1946-1947г. работала Нина Петровна Щипакина.
В 1948г. хорошо поставлена была трудовая работа. в швейной мастерской девочки обучались шитью, кройке, вязанию и вышиванию. Учащиеся не только хорошо работали, но и прилежно учились. Учащиеся школы работали не только в мастерских, но и в саду, и в огороде. За свое существование школа имела сады в четырех местах. Все это посадили и вырастили учащиеся школы. Есть участок под огрод, где учащиеся проводят опыты по выращиванию культур овощных и полевых растений.
Пятый выпуск учащихся школы 1947-1948 год - Алешина П., Дерябина М., Аксенова М., Загайнова, Полевщиков.
Выпускники с учителями 1949 год. (Соколова Олимпиада, Орлов Геннадий, Попенова Нина)
1949-1950 уч.год - директор школы Кузнецов И.М., завуч Миронов К.М. (в центре). Выпускники - Китаев Николай, Гончарова Ольга, Медяков Вениамин, Васянькин Иван.
Восьмой выпуск учащихся 1953-1954г. - Овчинникова Нюра, Швецова Тамара, Смирнова Тая. Девятый выпуск учащихся 1954-1955г. - Демакова Л., Салов Л., Зайцева Л., Кудряшова, Рубцова Сталина, Кудрявцев Н.
Десятый выпуск учащихся 1955-56 г. - Кузнецов С., Шагин Н., Якимов В., Блинов А., Александрова З., Сабанчеева Ж., Плеханов Л., Антонов Илья, Заболоцкий Гена.
Козьмодемьянскую школу глухих в 1960г. 17 декабря принял новый директор - Сидушкин С.В. Завучем школы была назначена учитель школы Криворотова Р.И. В школе было 12 классов: с приготовительного по одиннадцатый. И впервые был организован учебно-производственный 9-й класс. Всего было 114 учащихся. Педагогический коллектив остался в основном старый. проведена большая организаторская работа по сплочению педагогического и ученического коллективов. Упорядочены методы руководства деятельностью школы. Большое внимание обращалось на профессионально-трудовое обучение учащихся и введение детского самоуправления.
Коллектив школы, учитывая крайнюю недостаточность материальной базы школы, решил своими силами построить физкультурный зал, заменить изгородь вокруг территории школы, построить посудомоечную, гараж и конюшню для подсобного хозяйства. В исполнение этого решения была проведена большая организаторская, подготовительная работа, куда включились Совет детского коллектива, Совет дружины, комсомольская организация, партийная организация и местком школы. Всей работой руководил Штаб по строительству во главе с директором школы Сидушкиным С.В. В течение марта-апреля месяцев 1961г. весь коллектив школы упорно добывал щебень и кирпич в развалинах старого монастыря.
5 мая 1961г. в торжественной обстановке был заложен первый кирпич лучшим учеником школы - Рябчиковым Александром под строительство физкультурного зала. К ноябрьским праздникам физкультурный зал, посудомоечная были построены. На большую радость всех учащихся спортзал стал центром массовых мероприятий школы. Все помещения школы были приведены в культурный вид, созданы необходимые условия для проведения учебно-воспитательной работы.
Выпуск 1961-62 уч.г.