Ваш малыш не слышит?
Вы не знаете к кому обратиться за помощью?
 

Мы готовы помочь Вам и познакомить Вас с направлениями работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха в нашем учреждении. 
 
Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека и являются очень важными этапами формирования физических и психических качеств человека. Для ребенка с нарушениями слуха дошкольный период имеет важнейшее значение для всего последующего развития, т.к. раннее начало коррекционной и развивающей работы помогает предупредить особенности в развитии неслышащего малыша, обеспечить ребенку полноценное речевое, познавательное, социальное, личностное развитие. 
 
Для решения задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха, в 2003 году в Семеновской школе-интернате было создано дошкольное отделение.
 
Цель работы дошкольного отделения – обеспечить развитие и подготовку детей с нарушениями слуха к обучению в школе.
 
В дошкольное отделение принимаются дети в возрасте от 2-х до 7 лет с разной степенью потери слуха: от легкой тугоухости до глухоты, а также дети после кохлеарной имплантации. 
 
Для поступления в дошкольное отделение школы-интерната, родителям ребенка необходимо оформить ряд документов:
 
1.   Постановления Главы администрации о направлении в школу-интернат (на основании заключения ПМПК).
2.   Постановление Главы администрации о закреплении жилья за ребенком.
3.   Акт проверки и наличия жилья (с указанием адреса, членов семьи, проживающих вместе).
4.   Характеристика из дошкольного учреждения (если ребенок посещал ДУ).
5.   Выписка из истории развития ребенка.
6.   Медицинская карта из дошкольного учреждения о прививках и осмотрах врачей.
7.   Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии.
8.   Направление Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
 
Режим работы дошкольной группы совпадает с режимом работы школы-интерната: занятия начинаются с 1-го сентября и заканчиваются 30-го мая. В каникулярное время дошкольное отделение не работает.
В настоящее время в дошкольном отделении функционируют две дошкольные группы: младшая для детей от 2-х до 4-х лет и старшая для детей от 5-ти до 7-ми лет. Наполняемость групп 6-8 человек.
Для детей раннего дошкольного возраста предусмотрена возможность  кратковременного пребывания детей в группах с 8-00 до 15-00 часов. Для детей из отдаленных районов сельской местности предусмотрено функционирование дошкольного отделения в дневное, ночное время, а также круглосуточно в выходные и праздничные дни. 
 
Режим работы дошкольной группы
 
С детьми в дошкольном отделении работают учителя-дефектологи и воспитатели с высшим педагогическим образованием и специальным дефектологическим образованием.
 
При организации и определении содержания воспитания и обучения педагоги используют программы, рекомендованные для глухих и слабослышащих детей: 
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1983, 1991.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1983, 1991.
 
Если у Вас в семье растет ребенок с нарушениями слуха, а вы сомневаетесь в необходимости посещения специального дошкольного учреждения, то вам необходимо знать, что у глухих детей дошкольного возраста без специального обучения, устная речь не формируется. У малышей отмечаются голосовые реакции, несоотнесенный лепет, звукосочетания. Без специального обучения число голосовых реакций с возрастом сокращается. Они становятся более однообразными, иногда к 5 – 6-ти годам исчезают совсем. Поэтому формирование устной речи у глухих детей в процессе всей воспитательно-образовательной работы является основной коррекционно-педагогической задачей всего дошкольного учреждения. Для обучения детей устной речи активно используются все виды речи: устная, письменная (глобальное чтение, аналитическое чтение, письмо), устно-дактильная. 
 
Коррекционно-развивающая работа с детьми ведется по самым разным направлениям:
·       физическое воспитание
·       труд
·       игровая деятельность
·       изобразительная деятельность и конструирование
·       ознакомление с окружающим
·       развитие речи
·       развитие слухового восприятия и обучение произношению
·       формирование элементарных математических представлений
·       музыкальное воспитание.
 
Ежедневно педагоги проводят с детьми групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных и индивидуальных занятий колеблется от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
 
Примерное расписание занятий в дошкольной группе с детьми первого года обучения.
 
При обязательном усвоении всех форм речи за дошкольный период обучения, основной целью работы с детьми с нарушениями слуха является достижение хорошего уровня развития речи в устной форме. Для этого необходимо создать подлинно речевую среду, как в дошкольном отделении, так и дома. 
В связи с этим педагогический коллектив ведет большую работу с родителями, оказывая психологическую, методическую, просветительскую помощь семьям, имеющим детей с нарушениями слуха. 
Учитель-дефектолог регулярно проводит индивидуальные консультации для родителей по актуальным методическим проблемам, групповые обучающие занятия, родительский всеобуч, родительские собрания, круглые столы. Педагоги дошкольного отделения проводят  открытые занятия и тематические праздники для родителей, на которых знакомят родителей с достижениями детей. Надолго запомнятся праздничные и развлекательные программы, посвященные празднованию «8-го Марта», «Новому году», «Дню защитника», «Выпускные балы», «Праздник урожая», «Здравствуй, лето», театральные постановки «Три медведя», «Репка», «Кошкин дом».
 
Фотоальбом
 
Педагоги дошкольного отделения оказывают помощь родителям по организации обучения и воспитания неслышащих детей дома, в семье, готовят рекомендации для родителей по организации обучения дома. 
Учителя-дефектологи активно ведут изучение индивидуальных особенностей психического развития детей, изучают условия возможной интеграции глухих выпускников дошкольного отделения в классы слабослышащих детей, слабослышащих детей в массовые дошкольные и школьные учреждения, обосновывают педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка, изучают уровень готовности детей к школе и определяют тип школы, в которую будет направлен ребенок. 
Учителя-дефектологи дошкольного отделения ведут большую просветительскую работу, оказывают содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, выезжают в отдаленные районы Республики Марий Эл, встречаются с медицинскими работниками педиатрических и лор отделений поликлиник республики, посещают семьи, имеющие детей с нарушениями слуха.
Учителя-дефектологи имеют тесные связи с ведущими сурдоцентрами г.Москвы и г.Санкт-Петербурга. Они уточняют слуховые возможности детей на основе проведения обследования слуховой функции с помощью педагогических методик, своевременно информируют родителей о состоянии ИСА, сообщают о необходимости замены неадекватно подобранного ИСА или о предстоящей корректировке настройки ИСА и КИ. 
Уважаемые родители!
ВЫ всегда можете обратиться за помощью, советом, консультацией к педагогам дошкольного отделения. 
ВЫ всегда можете рассчитывать на понимание, внимание к ВАШЕЙ проблеме, чуткость, отзывчивость, профессионализм педагогов. 
МЫ всегда готовы помочь ВАМ.