Пропустить до основного содержимого
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл "Косолаповская школа-интернат"     

СОКРАЩЕННОЕ  НАЗВАНИЕ ОУ: ГБОУ Республики Марий Эл "Косолаповская школа-интернат"

ГБОУ Республики Марий Эл "Косолаповская школа-интернат "

Домашняя
Обратная связь
  
ГБОУ Республики Марий Эл "Косолаповская школа-интернат " > страницы для сайта > Экспериментальная площадка  

Экспериментальная площадка

Списки
Внимание! Остерегайтесь мошенников!!!!
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово - хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Дистанционное обучение.
План работы
План работы на год
Методические рекомендации по безопасности
Новости
Поступающим в школу - интернат
Родителям
Внимание, подросток!
Обучающимся
Расписание работы кружков и секций
Расписание учебных занятий
Расписание занятий внеурочной деятельности
Достижения педагогов
Достижения воспитанников
Страничка психолога
Информационная безопасность
Локальные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся, воспитанников
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся, воспитанникам
Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников
Детские безопасные сайты
Профсоюзная страничка
Рисунки
Документы
политика персональных данных
Организация питания
Антикоррупционная деятельность
Доступная среда
Международное сотрудничество
Локальные акты
Воспитательная работа
Финансовая грамотность
ДОБРОШКОЛА
food
ШСК
Служба примирения
Часто задаваемые вопросы
Музей педагогической славы
Снижение документационной нагрузки на педагогических работников
"Дорожная безопасность"
Деятельность школы

Республиканская экспериментальная площадка

«Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната».

 

 Решением коллегии Министерства Образования Республики Марий Эл №4/4 от 17марта 2009 года на базе школы-интерната открыта экспериментальная площадка «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната».

Научный руководитель - Козина Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».

 

Этапы эксперимента:

  I этап – поисковый, январь-май 2009г.

  II этап – основной, 2009-2012г.

  III этап – обобщающий, 2013г.

Цель проекта – создание условий, обеспечивающих полноценную профориентацию детей с интеллектуальным недоразвитиям, воспитывающимся в условиях сельской школы-интерната посредством приобщения их к народным промыслам.

  Задачи:

1. Изучение и обобщение опыта отечественных и зарубежных исследователей по проблемам трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Разработка и апробация комплекта методик для изучения уровня профессиональной ориентации детей, воспитывающихся в условиях коррекционной школы-интерната.

3. Разработка и апробация системы коррекционно-развивающих программ для формирования профессиональных навыков. 

4. Разработка технологии реализации программы профориентации воспитанников Косолаповской школы-интерната.

5. Содействие социальной адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальной недостаточностью.

Практическая значимость – разработанные в процессе исследования диагностический и коррекционный инструментарий, программы, учебно-методические пособия могут применяться педагогами, психологами и другими специалистами в работе по формированию профориентации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с учетом их индивидуальных особенностей, при подготовке и повышении квалификации дефектологов, логопедов, психологов специальных школ.

 

В ходе реализации  1 этапа  эксперимента проделана следующая работа:

 

- подбор литературы по проблеме, просмотр методической литературы;

- подбор и разработка диагностических методик по профориентации,   оценке   профессиональных    качеств  воспитанников, уровня сформированных основных знаний, умений, навыков необходимых для трудовой деятельности;  проведение диагностики, анализ данных;

- определение группы педагогов - экспериментаторов, занимающихся деятельностью по реализации  намеченных  направлений  в рамках экспериментальной площадки;

- определение направлений  работы  кружков, факультативов по народным видам промыслов;

- проведён практический семинар с проведением мастер-классов по народным видам промыслов, занимающихся в школе, в рамках Международной Российско–Бельгийской конференции (16 мая 2009 г.), где особый интерес у бельгийской делегации вызвало посещение учебных мастерских, кабинетов допрофессиональной подготовки и мастерских народных промыслов.

Руководители кружковой деятельности, педагоги трудового обучения показали, как происходит  поэтапное обучение детей с ОВЗ приемам и навыкам практической деятельности с различными видами материалов, а гости имели возможность попробовать самостоятельно выполнить элементы различных видов ремесел. Была организована выставка изделий,  выполненных руками детей, где воспитанники говорили о том,  что  научившись в школе какому-либо ремеслу, они в будущем,  в случае невозможности трудоустройства по основной профессии (швеи, столяра–плотника, штукатура–маляра, каменщика, обувщика и др.), могут работать на дому: вышивать, вязать, заниматься резьбой по дереву, изготавливать на заказ изделия из лозы, бересты, бисера, так как школа-интернат дает возможность детям с ОВЗ получить дополнительное образование.              

В 2009 – 2010 учебном году начат II этап экспериментальной площадки. Он является основным, рассчитан  на период с сентября 2009 г. по декабрь 2012г.

Цель II этапа:  - разработка и апробация технологии профориентационной работы посредством приобщения воспитанников к народным ремеслам.    

 В ходе экспериментальной площадки в школе  целенаправленно работает система дополнительного образования по следующим направлениям: «Художественная обработка древесных и текстильных материалов», «Рукоделие» и др.

 Педагоги – экспериментаторы  работают над совершенствованием технологии выбранного направления народных промыслов: завершают работу над составлением программ, методических руководств по направлениям декоративно – прикладных видов творчества.

Виды занятий, проводимых педагогами-экспериментаторами  в рамках уроков, факультативов, кружков, занятий по интересам:

- аппликация;  

- резьба по дереву;

- бисероплетение;      

- роспись по дереву;

- бисероткачество;     

- вышивка крестом;

- работа с соломкой; 

- работа с берестой, лозой;

- вышивка лентами;    

- лоскутное шитье;

- вязание крючком;     

- марийская вышивка;

- изготовление кукол; 

- цветы из ткани;

- за два года экспериментальной деятельности было опубликовано 10 статей о ходе реализации проекта, о деятельности педагогов в рамках проекта.

   - в  школе за время  эксперимента прошло два практических семинара: в мае 2009 года прошел  семинар в рамках Международной Российско – Бельгийской  конференции, где гостям школы была представлена система трудового обучения и система кружковой деятельности по различным видам народным промыслов. Гостям был представлен опыт работы школы по профессиональному обучению и показаны 12 мастер – классов, показан фильм «Школа мастеров». Особый интерес у бельгийской делегации вызвало посещение учебных мастерских, кабинетов допрофессиональной подготовки и мастерских народных промыслов. Руководители кружковой деятельности, педагоги трудового обучения показали, как происходит  поэтапное обучение детей с ОВЗ приемам и навыкам практической деятельности с различными видами материалов, а гости имели возможность попробовать самостоятельно выполнить элементы различных видов ремесел. Была организована выставка изделий,  выполненных руками детей, где воспитанники говорили о том,  что  научившись в школе какому-либо ремеслу, они в будущем,  в случае невозможности трудоустройства по основной профессии (швеи, столяра–плотника, штукатура–маляра, каменщика, обувщика и др.), могут работать на дому:  вышивать, вязать, заниматься резьбой по дереву, изготавливать на заказ изделия из лозы, бересты, бисера, так как школа-интернат дает возможность детям с ОВЗ получить дополнительное образование.

 Представители Министерства образования г. Москвы и гости республики – бельгийская делегация дали высокую оценку работе педагогического коллектива по обучению детей с ОВЗ, знаниям, умениям по доступным видам профессий.

В  марте 2010 года прошел Республиканский семинар для директоров и заместителей директоров по теме проекта, на котором были показаны 14 мастер – классов по различным видам декоративно – прикладного творчества: «Использование народных промыслов в профориентационной    работе сельской   школы-интерната». На семинаре педагогами школы было проведено 14 мастер – классов по разным направлениям декоративно – прикладного творчества. Мастер – классы проходили по трем блокам: «Художественная обработка древесных материалов», «Резьба по дереву», «Работа с берестой», «Лозоплетение», «Художественная роспись по дереву»; «Художественная обработка текстильных материалов» («Марийская национальная вышивка», «Вышивка крестом», вышивка шелковыми лентами», «Лоскутная техника» ); «Рукоделие» («Бисероплетение», «Бисероткачество», «Нетканые гобелены», «Соломка», «Цветы из ткани», «Кукла в русском костюме»).

В марте – апреле 2010 года в г. Йошкар – Ола,  в Музее  Народно - прикладного искусства (филиале музея им. Евсеева)  была организована выставка работ воспитанников  школы под руководством педагогов по 14 видам народного творчества на тему: «Фантазии полет и рук творенье», все работы получили очень хорошие отзывы посетителей, о чем в газете «Марийская правда» вышла статья Д. Скребицкого (9.04.2010г.).

В 2010 году воспитанники заняли призовые места за изделия декоративно – прикладного творчества на таких республиканских конкурсах, как «Дом моей мечты» и «Огонь не забава».

В рамках года Учителя с мая по июль 2010 года в районном музее им. В.П.Мосолова организована выставка работ педагогов и воспитанников школы по разнообразным видам декоративно – прикладного творчества.    

 В школе разработана и реализуется Программа развития на период 2010 – 2015г.г, целью которой является создание такого образовательного пространства школы-интерната, в котором эффективно решаются задачи по подготовке выпускника, способного самостоятельно выполнять несложные виды работ на достаточно профессиональном для него уровне;  осуществление индивидуально – личностного развития у воспитанников профессиональных качеств, умений и навыков работы по выбранной профессии или выбранному направлению народных промыслов.

Развитием творческих способностей детей  в школе занимаются педагоги на занятиях декоративно-прикладного видов творчества, где  помогают детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным  решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводится  для того, чтобы выявить примерный уровень развития   деятельности детей, отношение ребенка к деятельности  и  декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей.

 

Предполагаемый результат:

 

- Дети  имеют представление о народных промыслах;

- Умеют различать изделия разных народных промыслов;

- Приобретут практические умения по работе с различными материалами.  Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

- У детей появится интерес к истории и культуре народа;

- Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.

 

Профориентационная работа в школе проводится по ступеням:

 

- I ступень (1-4классы) – формирование добросовестного отношения к труду, привитие интереса к трудовой деятельности, обучение видам самообслуживающего и хозяйственно – бытового труда; 

-II ступень (5-7 классы) – работа по закреплению навыков самообслуживающего и хозяйственно – бытового труда, обучение приемам и умениям по различным видам профессионально – трудового обучения,  развитие способностей через овладение творческими видами труда по различным  направлениям декоративно – прикладного творчества;

- III ступень (8-9 классы) – создание представления о профессиях, которыми могут овладеть воспитанники, профессиональная ориентация и диагностика профессиональной направленности, обучение умению адекватно оценивать свои возможности и способности;

Психолого-педагогическая служба школы проводит исследования по изучению способностей детей, их моторной умелости к овладению  теми или иными видами декоративно – прикладного творчества.

Методами психолого-педагогических технологий являются: наблюдение, психологическая диагностика, информирование, профессиональная диагностика, психокоррекция, привлечение к труду и расширение возможностей для проявления творческих возможностей личности.

 

Уровень диагностируемого качества по теме эксперимента

 

Этап

Высокий

Средний

Низкий

Начало эксперимента

2009-10

учебный год.

15 обуч.

( на конец года)

39 обуч.

( на конец года)

35 обуч.

( на конец года)

Действующий этап

2010-11учебный год

11 обуч.

( на начало года)

38 обуч.

( на начало года)

37 обуч.

( на начало года)

 

 

По итогам диагностируемого качества по теме эксперимента (уровня овладения воспитанниками различных видов декоративно-прикладного творчества) необходимо отметить, что педагоги-экспериментаторы в процессе обучения осуществляют коррекцию недостатков познавательной деятельности, недостатков развития мелкой моторики рук, пространственной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. В группах  занимаются дети с разным уровнем умений и навыков, задача педагога состоит в том, чтобы детям с ОВЗ,  имеющих разные способности и возможности  дать доступные знания по технологии изготовления  изделий, создавать ситуацию успеха, формировать адекватную самооценку, интерес к труду и  способность к дальнейшей социальной адаптации.

 

Виды  проводимых диагностик:

 - диагностика  по профориентационной оценки профессиональных качеств  воспитанников, уровня сформированных знаний, умений, навыков  необходимых для трудовой (заполнению карты самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению, которая содержит три блока:

- жизненный план и профессиональное намерение

- знание будущей профессии – информация

 -знание своих профессиональных возможностей)

 Данная карта была предложена научным руководителем к.п.н., доцентом, заведующей кафедрой специальной педагогики и психологии Марийского государственного университета Козиной И.В.

 - диагностика по исследованию уровня сформированности моторных и сенсорных  процессов у обучающихся, воспитанников начальный школы (2-4 кл. на основе пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Развитие сенсорной сферы детей» Л.А. Метиева, Э.Я Удалова), чтобы помочь педагогам и детям определиться в выборе кружков и занятий по интересам народного прикладного творчества. 

-диагностика  формирования креативности воспитанников, включающая методику диагностики творческого развития личности, с целью исследования степени  практического овладения детьми видов декоративно-прикладного творчества,  развития у них креативности    анализируются продукты  практической деятельности, степень  проявления индивидуальной творческой активности в процессе их создания по критериям:

 

1 критерий:

-  степень владения инструментами и материалами:

- умение работать с инструментами;

- умение работать с опорной схемой;

- умение работать с материалом;

 - владение способами работы с материалом

 

2 критерий:

- степень реализации художественного эскиза будущего изделия:

- умение выполнять замысел в рисунке;

- владение способами цветного декора;

- умение составлять узор;

- умение определять пропорции рисунка;

-  владение  способами дополнительного декора  изделия.

 

3 критерий:

- степень проявления креативности в практической деятельности:

- знание и владение различными техническими приемами;

- владение навыками качественного выполнения изделия.

 

Исследование проводится  в два этапа: в начале учебного года и к концу  Педагоги оценивают  результативность своих детей по 5-ти бальной системе:

высокий балл-5,  средний балл-3-4,  низкий балл-1-2.

 

Таблица результатов диагностики по карте самоконтроля готовности профессиональному самоопределению.

 

  

 

Кол-во

 

 

1 год эксперимента –

конец 2009-10уч.г.(уровни)

 

 

Классы

 

Кол-во

 

 

2 год эксперимента –

начало 2010-11уч.г.(уровни)

 

Выс.

Ср.

Низ.

 

Выс.

Ср.

Низ.

8 кл.

12

1(8%)

8(67%)

3(25%)

8 «а и

8 «б» кл.

23

2(8%)

6(70%)

5(22%)

9кл.

12

6(50%)

3(25%)

3(25%)

9кл.

10

2(20%)

7(70%)

1(10%)

10кл.

10

10(100)

0

0

10кл.

9

6(67%)

3(33%)

-

 

 Таким образом, на основе полученных данных можно судить об уровне готовности воспитанников к профессиональному самоопределению. На конец 2009-2010 учебного года воспитанники 10 класса имеют более высокий уровень профессиональной готовности, чем 8 и 9 классы, что объясняется проводимой в школе целенаправленной и систематической работе с воспитанниками выпускных классов для достижения более успешной социализации и адаптации воспитанников в обществе.

Воспитанники 8-9 классов ещё до конца не определились с будущей профессией, в этом возрасте профессия ещё не является достаточной ценностью и не осознаётся её главная роль в будущем. Педагоги школы проводят работу над развитием личности воспитанников посредством приобщения к разнообразным видам трудовой деятельности на уроках трудового обучения и в ходе внеурочной деятельности.

На начало 2010-11 уч. года данные диагностики показывают следующее: 10 класс имеют достаточные знания представления о доступных видах профессии, а следовательно имеют более высокую общую готовность к профессиональному самоопределению, чем воспитанники 8-9 классов.

Интересные данные  диагностики были получены по  исследованию уровня сформированности моторных и сенсорных  процессов у обучающихся,  воспитанников начальный школы (2-4 кл.).  Обследования воспитанников проведено на основе пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8вида «Развитие сенсорной сферы детей» Л.А. Метиева, Э.Я Удалова.  А также проводились наблюдения за детьми на уроках труда и в других видах деятельности,  проведены беседы  с учителями и воспитателями.

 Цель этой работы заключалось в том, чтобы помочь педагогам и детям определиться в выборе кружков и занятий по интересам народного прикладного творчества.  Оценка выполнения любого задания оценивается по трем начальным критериям:

«хорошо» - если  ребенок выполняет задания самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки.

«удовлетворительно» -  если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания.

      «неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или совсем учащийся не справляется с заданиями.

 

Таблица результатов диагностики уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у воспитанников 2-4 классов

Кол-во

об-ся

1 год эксперимента –

конец 2009-10уч.г.

Классы

Кол-во

об-ся

2 год эксперимента –

начало 2010-11уч.г.

Выс.

Ср.

Низ.

 

Выс.

Ср.

Низ 

 

2 кл.

13

0

3(23%)

10(77%)

2

12

0

4(33%)

8(67%)

3 кл.

13

0

7(54%)

6(46%)

3

13

0

8(62%)

5(38%)

4кл.

12

0

7(58%)

5(42%)

4

9

6

8(57%)

6(43%)

 

 

По результатам диагностики видно, что воспитанники 3-4 классов имеют более высокие баллы по  моторным и сенсорным процессам, чем 2 класс, потому что в 3-4 классах дети начинают заниматься, кроме уроков ручного труда,  доступными видами творчества во время  кружковой деятельности и часов занятий по интересам.

 Количество обучающихся участников эксперимента: 141 человек - всего воспитанников школы на начало 2010-2011 уч. г.( 2-ой этап работы площадки): из них 87 человек занимаются различными видами декоративно-прикладного творчества на уроках трудового обучения, факультативах и  кружковых  занятиях (40 человек - воспитанники 1-4 классов, не являются  участниками эксперимента т.к занимаются ручными видами труда),14 человек занимаются целенаправленно в спортивных секциях, 62% от общего числа обучающихся школы – интерната являются участниками эксперимента.

Количество педагогов-участников эксперимента -  21человек, что составляет 41% от общего числа педагогов:

     - директор школы-интерната,

     - заместители директора по УВР, ВР, НР,

     - педагог-психолог,  социальный педагог,

     - педагоги трудового обучения, кружковой деятельности -16человек.     

Работая над созданием технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, составлением программ практической деятельности в области декоративно – прикладного творчества  для  детей с интеллектуальной недостаточностью, педагоги школы опирались на общепринятую структуру  создания педагогической технологии: концептуальность (опору на научность, педагогической обоснование целей), содержательность учебного материала, непосредственно технологический процесс овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками. Программы по народным видам промыслов составлены по трем блокам: «Художественная обработка древесных материалов» («Резьба по дереву», «Работа с берестой», «Лозоплетение», «Художественная роспись по дереву»); «Художественная обработка текстильных материалов» («Марийская национальная вышивка», «Вышивка крестом», «Вышивка шелковыми лентами», «Лоскутная техника», «Цветы из ткани», «Кукла в русском костюме»); «Рукоделие» («Бисероплетение», «Бисероткачество», «Нетканые гобелены», «Ткачество», «Соломка», «Вязание крючком»). Все программы, составлены на основе имеющихся в литературе аналогичных программ для детей с нормальным интеллектом, но имеют свои особенности. Основу каждой программы составляют принципы доступности, соответствия возрасту, повторяемости и постепенного усложнения. Все последующие виды работ опираются на ранее приобретенные навыки, когда осваивая новую технику и материалы, подходя к выполнению более сложных изделий, ребёнок основывается на базовые умения и навыки.

 У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается ряд нарушений в познавательной, сенсомоторной и эмоциональной сферах: нарушенное пространственное восприятие, слабая речевая регуляция действий, низкий темп работы, неустойчивая работоспособность, отвлекаемость, слабая моторика рук, нарушенное цветовосприятие, повышенная расторможенность, отсутствие самоконтроля.

Программа  занятий творчеством построена так, чтобы помочь таким детям обрести себя в творчестве, способствовать развитию сенсомоторных навыков, найти подходящие  занятия из предложенных и на этой основе формировать самостоятельность, почувствовать  успешность, значимость.

Работая над составлением технологии обучения конкретному виду народного промысла педагоги в основу закладывали принципы личностно – ориентированных технологий, т.е. обеспечение личности воспитанника комфортных, безопасных условий для развития, опору на природные потенциалы. В рамках данного типа технологии можно отметить работу педагогов в таких направлениях, как гуманно – личностная технология    (любовь к ребенку каким бы он ни был, вера в его творческие силы, не принуждая, а поддерживая и помогая личности в творчестве и развитии в начальных классах) и технология сотрудничества, когда идет партнерство, совместное творчество, постановка цели и достижение ее в старших классах.

 

 

 

 

Республиканские семинары в рамках II этапа эксперимента

      

В рамках второго этапа на базе школы прошел Республиканский семинар директоров и заместителей директоров по УВР и ВР государственных коррекционных общеобразовательных учреждений на тему: «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната» (18 марта 2010 года). На семинаре педагогами школы было проведено 14 мастер–классов по разным направлениям декоративно – прикладного творчества, каждый из которых получил положительную оценку  и признание гостей за творчество, любовь к детям и мастерство Мастер – классы проходили по трем блокам: «Художественная обработка древесных материалов» («Резьба по дереву», «Работа с берестой», «Лозоплетение», «Художественная роспись по дереву», «Художественная обработка текстильных материалов» («Марийская национальная вышивка», «Вышивка крестом», вышивка шелковыми лентами», «Лоскутная техника»,  «Рукоделие» («Бисероплетение», «Бисероткачество», «Нетканые гобелены», «Цветы из ткани», «Кукла в русском костюме».

            На данном семинаре руководители кружковой деятельности, педагоги трудового обучения показали, как происходит поэтапное обучение детей приемам и навыкам практической деятельности с различными видами материалов, а также продемонстрировали выставку изделий, выполненных руками детей, а гости имели возможность попробовать самостоятельно выполнить элементы различных видов ремесел.

   В рамках  семинара  гости школы, после проведенной экскурсии по школе и общежитиям, стали зрителями театрализованного представления «Весенние мотивы».

            Участники семинара увидели творчество художественной самодеятельности педагогов и детей, дополненного декорациями и костюмами, сделанными руками педагогов. Присутствующие, при подведении итогов семинара, отметили, что в школе на достаточно высоком уровне организована работа по развитию в детях не только профессиональных навыков, а развитию трудолюбия, усидчивости, желания изготовить сувениры для мамы или друга своими руками. Завершился семинар ярмаркой, где на продажу были выставлены изделия, изготовленные руками воспитанников.

           17 марта 2011 года  в рамках деятельности 2 года II этапа экспериментальной площадки прошёл  Межрегиональный научно-практический семинар для руководителей коррекционных учреждений VIII вида Республики Чувашия по теме: «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида». Практические материалы данного семинар являются материалами промежуточного отчета в рамках аудита экспериментальной работы, проводимого ГОУ ДПО (ПК) С « Марийский институт образования».

     Присутствующие гости  посмотрели  мастер – классы по  трём направлениям: «Художественная обработка древесных материалов» (роспись по дереву);  лозоплетение ;  береста; резьба по дереву; «Художественная обработка текстильных материалов» (марийская вышивка), вышивка лентами, лоскутная техника, вышивка крестом, кукла в русском костюме, цветы из ткани; «Рукоделие» - бисероплетение,  бисероткачество, волшебная соломка; нетканые гобелены, ткачество».  Завершил семинар  круглый стол  по обмену мнениями по теме семинара.

 

Перечень основных видов декоративно - прикладного творчества, проводимых

в школе-интернате в рамках эксперимента.

 

Техника

Материалы

Изделия

1.

Вышивание  крестом

Двунитка, канва, лён, хлопок, нитки мулине, п/ш

Скатерти, рушники, картины, салфетки.

2.

Вышивание  лентами

Двунитка, канва, ленты, трикотаж

Картины, декор одежды, постельных принадлеж-ностей, скатертей, подушек-думок, сумок.

3.

Старинная марийская вышивка

Двунитка, лён, нитки п/ш, мулине

Салфетки, дорожки, декор национальной одежды, кулоны-обереги.

4.

Ткачество

Нитки х/б, п/ш., ткань

Самотканые дорожки, коврики, салфетки

5.

Лоскутная техника

Кусочки разноцветных материалов

Одеяла, прихватки, салфетки, панно, сумки, подушки, коврики

6.

Кукла в русском костюме

Ткань разной фактуры, нитки, синтепон, ватин

Куклы - грелки, куклы-обереги, кукольная одежда

7.

Нетканые гобелены

Разноцветные нитки п/ш, канва-решётка

Панно настенные, коврики прикроватные

8.

Цветы из ткани, из кожи

Разноцветный шёлк

Объемные цветы, картины, панно

9.

Вязание крючком

Нитки х/б, п/ш, шпагат цветной

Игрушки, сумки хозяйственные, мочалки, салфетки, шаль, береты

10.

Бисероплетение

Леска, бисер, стеклярус

Украшения: браслеты, колье, кулоны, серьги, бусы, обереги

11.

Бисероткачество

Нитки, бисер

Картины, объёмные цветы, обереги

12.

Соломка

Солома зерновых культур

Панно и картины

13.

Плетение из лозы

Молодые побеги ивы

Вазы,  хлебницы, фруктовницы,  корзины, подставки для цветов, панно

14.

Береста

береста

Посуда, футляры для очков, закладки для книг, стельки для обуви, ободки, кулоны-обереги.

15.

Резьба по дереву

Дерево, лак

Доски кухонные, лопаточки, шкатулки

16.

Роспись по дереву (хохлома, городец)

Изделия из дерева, краски гуашевые, лак

Доски кухонные, солонки, лопаточки, шкатулки.

 

 

Направления видов декоративно-прикладного творчества в  рамках эксперимента

 

 

Направление

Ф.И.О. педагога

Должность

Год

1

Лозоплетение

Смирнов Н.И.

Учитель лозоплетения

2000

2

Береста

Кудряшов Е. К.

Учитель берестяного

дела

2003

3

Вышивка крестом

Крылова Т.П.

Педагог  дополнитель-

ного образования

2005

4

Марийская

национальная

вышивка

Карпухина Т.В.

Воспитатель

2005

5

Лоскутная техника

Крылова И. С.

Учитель швейного дела

2005

6

Вышивка шелковыми

лентами

Сбоева Л.А.

Педагог - психолог

2006

7

Цветы из ткани

Распопина Т.А.

Воспитатель

2008

8

Бисероплетение

Старыгина И.В.

Воспитатель

2009

9

Волшебный крючок

Малинкина С.Н.

Зам. директора по ВР

2000

10

Бисероткачество

Винокурова Э.П.

Воспитатель

2009

11

Художественная роспись

по дереву

Бондарев А.И.

Учитель обувного дела

2009

12

Кукла  в русском    костюме

Шишкина Т.А.

Учитель труда

2010

13

Нетканые гобелены

Чемеева А.М.

Воспитатель

2010

14

Ткачество

Сидоркина Г.А.

Библиотекарь

2010

15

Резьба по дереву

Малинкин В.Ю.

Учитель столярного дела

2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  участия в республиканских конкурсах и выставках

за 2-ой год (2010-2011 учебный год) II этапа экспериментальной работы

 

       В октябре 2010 года творческие работы педагогов и детей принимали участие в выставке декоративно - прикладного творчества в рамках выездного Дня Депутата Государственного собрания РМЭ на базе Сысоевской средней школы, где были высоко отмечены присутствующими гостями, а школе вручили Почётную грамоту Государственного собрания Депутатов РМЭ.

      В феврале 2011г. рисунки и поделки детей принимали участие в IV республиканском конкурсе детского творчества «Дом моей мечты – 2011», где 5 педагогов и их воспитанники  были отмечены дипломами Министерства образования и науки РМЭ.

      В марте  на республиканской Ярмарке товаров и изделий образовательных учреждений школа участвовала в номинациях «10 лучших товаров», «Город мастеров», по итогам города мастеров было получено 4 сертификата.

    В апреле 2011г. на II республиканском фестивале «Сошьем мы к Пасхе с мамочкой красный сарафан» два учителя и трое детей отмечены дипломами II и  III степени и благодарностью за костюмы на пасхальную тему. В фестивале творчества детей - инвалидов «Я- автор!» получили дипломы за  творческие работы от Министерства социальной защиты РМЭ.

 В мае 2011г. лучшие творческие работы детей  участвовали в 8-ой Республиканской выставке декоративно - прикладного творчества «Городок юных мастеров»  в Республиканском центре русской культуры г. Й-Ола и были отмечены 18 сертификатами,  8 дипломами и 5 медалями в различных номинациях, а школа получила диплом «За трудолюбие».

 Отчёт  деятельности  экспериментальной площадки за 2011-2012 учебный год

             Эксперимент рассчитан на 5 лет: 2009 – 2013гг.   В 2011 – 2012 учебном году завершилась работа II этапа экспериментальной площадки, который является основным, рассчитанный  на период с сентября 2009 г. по декабрь 2012г.

     Цель II этапа:  - разработка и апробация технологии профориентационной работы посредством приобщения воспитанников к народным ремеслам.       

     Основными задачами  являются:

- разработка и апробация технологий, методических рекомендаций  по обучению детей с ОВЗ декоративно – прикладному творчеству;

  - разработка программ профориентации, социальной  адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью;

   -проведение республиканского семинара по итогам второго этапа.

 

Направления деятельности экспериментальной площадки:

  -«Художественная обработка древесных  материалов»,

  -«Художественная обработка  текстильных материалов»,

  - «Рукоделие».

 Количество педагогов-участников эксперимента  22 человека, что составляет 45% от общего числа педагогов.

  На сегодня 13 программ по декоративно-прикладному творчеству имеют внешние рецензии  (программы по резьбе по дереву, росписи по дереву, марийской вышивке, кукле в русском костюме, ткачеству, бисероплетению, бисероткачеству, цветам из ткани, волшебной соломке, вышивке лентами, нетканым гобеленам, лоскутной технике, берестоплетению).

          За I этап и 1-ый год II этапа эксперимента (2009- 2010гг.) было опубликовано 11  методических статей педагогов (по вышивке лентами, бисероплетению,  бисероткачеству, работе с берестой. По теме эксперимента опубликованы 2 статьи и 3 статьи в периодической печати.

           В течение 2010-2011 уч. года в рамках эксперимента было опубликовано ещё 11 статей (по резьбе по дереву, росписи по дереву,  марийской вышивке,   кукле в русском костюме,  цветам из ткани, нетканым гобеленам,  ткачеству, по теме эксперимента опубликовано 2 статьи на 10-е Глушковские чтения. Одна  по работе психолога, одна статья по этнокультурному образованию.

        Напечатаны в 2012 г. 2 статьи: по обучению навыкам лозоплетения и изготовлению изделий из лоскутков ткани. 

        Количество обучающихся - участников эксперимента в 2011-2012 уч. г.:  91 воспитанник (кроме 1-3 классов) занимаются различными видами декоративно-прикладного творчества на уроках трудового обучения, факультативах и  кружковых  занятиях. Таким образом,  можно говорить о высокой доле  занятости детей декоративно-прикладными видами творчества(89%), что несомненно приносит результаты, показывающие эффективность работы   педагогов по коррекции и реабилитации личности детей с ОВЗ.

         Практическая значимость проекта в ценности деятельностного процесса. Воспитанники школы-интерната, научившись  какому-либо ремеслу, в случае невозможности трудоустройства по основной профессии (швеи, столяра–плотника, штукатура–маляра, каменщика, обувщика,  с/х рабочего и др.), могут работать индивидуально на дому: вышивать, вязать, заниматься резьбой  по  дереву, изготавливать на заказ изделия из лозы,  бересты,  бисера.           

 

Результаты опроса воспитанников 9-10 классов по Диагностике выбора профессии

за 2011-2012 уч. г. (в опросе участвовал 31 воспитанник).

 

Воспитанникам было предложено заполнить лист выбора профессии и ответить на следующие вопросы:

1.Любимые предметы в школе.

2.Чем любишь заниматься в свободное время?

3. Какие кружки, секции и факультатив посещаешь на протяжении  обучения в школе?

4.Какую профессию планируешь получить после окончания школы?

       Анализ рейтинга выбора профессии показал следующее: из 31 воспитанника выбрали профессию:

- изготовитель художественных изделий из дерева, резчик – 1 человек

- штукатур – маляр – 3 человека

- плотник, бетонщик – 14  человек

- обувщик по ремонту обуви – 2 человека

- повар – кондитер – 1 человек

- художник росписи по дереву – 1 человек

- парикмахер – 3 человека

- Электромонтер по ремонту и обслуживанию в с/х производстве – 2 человека

- каменщик-арматурщик – 1 человек

-не определились с выбором – 3 человека

5. Какие советы дают тебе родители  и педагоги по вопросу дальнейшего обучения?

6. Чем планируешь  заниматься после окончания школы:

а) учиться в Профессиональном училище, техникуме (каком)

б) работать

в) пройти курсы краткосрочной подготовки

г) еще не определился с выбором.

Методические наработки по теме эксперимента могут быть полезными и интересными для  использования педагогами  коррекционных школ РМЭ, учреждениями дополнительного образования, которые занимаются обучением детей с ОВЗ народным видам промыслов.

Научно - практические семинары в 2011- 2012 учебном году:

            19 апреля 2012г. в г. Йошкар – Ола, в ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» на базе факультета педагогики и психологии, кафедры специальной педагогики и психологии, прошел Межрегиональный научно – практический семинар на тему: «Актуальные проблемы профориентации, социализации и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья». На  данном семинаре  школа – интернат подвела итог деятельности I и II этапов работы республиканской экспериментальной площадки. На семинаре присутствовали гости из соседней Чувашской республики – представители Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. Материалы, которые были представлены на семинаре являлись отчетными материалами аудита, по итогам которого была дана оценка работы по теме эксперимента: «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы – интерната VIII вида».

         В рамках семинара педагоги  школы – интерната проводили мастер – классы по следующим направлениям:

·  «Работа с берестой»;

·  «Волшебная лента;

·  «Мир нетканых гобеленов.

        Семинар, который был отчётом практической деятельности школы – интерната по теме экспериментальной деятельности вдохновил многих присутствующих педагогов, на внедрение в своих учреждениях опыта работы Косолаповской школы –интерната по трудовому обучению детей с ОВЗ, по использованию в обучении народных промыслов.

            18 мая  группа педагогов Косолаповской школы – интерната приняла участие в районной научно – практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».   На конференции была активно обсуждена проблема создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающего пространства, уделения вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов приоритетного значения, как основы успешного обучения и воспитания.

           Педагоги Косолаповской школы – интерната во главе с директором школы приняли активное участие в работе конференции, делились своими практическими наработками  с коллегами школ района на секционных заседаниях.

 

Конкурсы и выставки за 2011-2012 учебный год

          14 октября 2011 года состоялась республиканская выставка декоративно - прикладного творчества «Путь к пониманию».  Экспонаты были изготовлены воспитанниками на занятиях по декоративно – прикладному творчеству под руководством взрослых. Мари – Турекский район представляли  12 детей – инвалидов, все они  воспитанники Косолаповской  школы – интерната.           18 октября 2011  было награждение 12 победителей   Почетными грамотами Председателя Мари – Турекского района отделения инвалидов ВОИ за участие в Выставке прикладного творчества «Путь к пониманию».  Всем участникам подарили памятные сувениры.

          3 апреля Мари – Турекский отдел культуры подвел итоги районной выставки самодеятельных художников «Красота земли родной», которая экспонировалась в районном  краеведческом музее имени В. П. Мосолова.  Воспитанники школы принимали участие со своими рисунками в номинации «Любительское творчество» и за свои работы получили «Благодарность» отдела методической службы центра досуга «Заря». Дети в своих рисунках отразили природу марийского края, её красоту в разные времена года.   

          28 апреля Косолаповская школа – интернат приняла участие в ежегодной республиканской ярмарке товаров и изделий, изготовленных обучающимися и работниками образовательных учреждений. Наша школа традиционно представила разнообразие изделий декоративно – прикладного творчества и выращенную осенью сельскохозяйственную продукцию (капусту квашенную, огурцы, помидоры соленые), а также мёд со школьной пасеки. Наибольшим спросом у покупателей пользовались изделия из лозы, бересты, древесины, бисера, а также самотканые дорожки и салфетки, экологически чистый мёд.       

         По сложившейся традиции, школа участвовала в номинации «10 лучших товаров», где в этом году был представлен гобеленовый ковер – «Очей очарованье», который воспитанники изготовили на занятии «Нетканые гобелены». Товаров разных направлений на ярмарке было очень много, но нашим «продавцам» удалость привлечь внимание покупателей к своей продукции и продать половину привезенного товара, а также получить заказы на школьную продукцию.  

         31 мая Марийская республиканская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» провела Фестиваль творчества детей «Я такой же, как все», который прошел в рамках акции «Добровольцы–детям».  Наша Косолаповская школа – интернат приняла участие в финальном концерте, в выставке творческих работ, а также в фотоконкурсе «Наш мир» о жизни инвалидов. Мероприятие состоялось в ГОУ СПО РМЭ «Йошкар – Олинский техникум сервисных технологий». Творческие работы детей – инвалидов, выполненные в различной технике под руководством педагогов школы – мастеров декоративно – прикладного творчества, радовали посетителей своим разнообразием, красотой и получили восторженные отзывы посетителей выставки. За участие в фотоконкурсе «Наш мир», о жизни инвалидов в Республике Марий Эл, школе вручили Диплом победителя за  I место и Диплом участника конкурса.

         

 

Цель 2 этапа: разработка и апробация технологии   обучения детей с ОВЗ  доступным видам  народных ремесел.

Практический 2 этап содержит следующие задачи и виды работ:

 

Задачи

Содержание работы

Оформление результатов

Обеспечение педагогов технологиями, методиками и программами.

Составление планов работы согласно программам, поиски эффективных технологий и методик

Утвержденные календарно – тематические планы работы педагогов-экспериментаторов, программы с  рецензией.

Внедрение новых профилей трудового обучения на основе народных промыслов: береста, ткачество,  нетканые гобелены и др.

Подбор и обучение педагогических кадров в школе - интернате, осуществляющих работу по внедрению новых профилей.

Определение количества уроков, факультативов и кружков по народным промыслам в плане, назначение руководителя,  планирование работы.

Разработка учебно - методических пособий по реализации проекта.

Составление программ по всем народным промыслам, работа над составлением УМК.

Подготовка печатных материалов из опыта работы по теме проекта.

  

 Основные направления и формы деятельности:

- разработка и апробация  программ и технологий по декоративно – прикладному творчеству для формирования профессиональных умений и   навыков;

- работа по профориентации, социальной  адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальной  недостаточностью;

- диагностика в рамках эксперимента;

- семинары, мастер-классы с целью распространения опыта;

- участие в выставках, конкурсах по декоративно – прикладному  творчеству.

 

Итоги деятельности педагогов-экспериментаторов

 

Разработка учебно - методических пособий по реализации проекта

Составление программ по выбранным народным промыслам, работа над составлением пособий

Подготовка печатных материалов из опыта работы по теме проекта

На  II этапе работы (с 2009-2010 по 2012-2013 уч.г.) педагоги – экспериментаторы работают над технологией преподавания народных промыслов для детей с ОВЗ: занимаются  составлением программ, занятий, подбором материала для создания УМК.

На начало II этапа было получено 5 рецензий от МИО на 5 программ по разным профилям народных промыслов.

 

 

К середине II этапа ещё 9 педагогов получили рецензии на свои программы.

 

Всего,на конецII этапа, 14 программ по прикладному творчеству имеют внешние рецензии.

За I и начало II этапов эксперимента было опубликовано 11 статей по теме эксперимента и 3 статьи в периодической печати.

 

За середину и на конецII этапа  опубликовано ещё 12 статей.

 

 

Всего за 1 и 2 этапы 26 статей  педагогов опубликовано по теме эксперимента.

 

Выпускники коррекционных школ VIII вида  в силу своих особенностей (снижения уровня интеллекта) сталкиваются в современном обществе с проблемой трудоустройства, самоопределения. Коррекционная школа призвана решать свою основную задачу – подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, исходя из этого задача социально – трудовой адаптации решается путем организации такой системы профессионально – трудового обучения и воспитания, при которой воспитанник будет чувствовать себя уверенной, конкурентоспособной, самостоятельной  личностью.

 В условиях школы-интерната, когда воспитанники пребывают в учреждении в течении полного дня, трудовое образование (воспитание и обучение) школьников, имеющих проблемы в умственном развитии, приобретает первостепенное значение. По словам А.С. Макаренко, труд может быть творческий, если человек относится к нему сознательно, видит радость и пользу своего труда, кроме этого труд становится формой проявления личности и таланта, позволяет почувствовать свою значимость и состоятельность. Кроме того, творческий рукотворный труд выступает в роли эффективного способа коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук  детей с ОВЗ.

 В рамках  специально-организованных занятий по дополнительному  образованию дети нашей школы могут развивать свой творческий потенциал, стимулирующий процессы личностного саморазвития, самореализации  (возможность зарабатывать своими руками), навыки адаптации к современному обществу в социально и культурно-значимых формах жизнедеятельности и получают возможность полезной организации свободного времени.

   В настоящее время педагогами школы реализуются разработанные ими программы по таким направлениям творческого труда, как:  «Художественная обработка древесных и текстильных  материалов», «Рукоделие».Работая над созданием технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, составлением программ практической деятельности в области декоративно – прикладного творчества  для  детей с интеллектуальной недостаточностью, педагоги школы опирались на общепринятую структуру  создания педагогической технологии: концептуальность (опору на научность, педагогической обоснование целей), содержательность учебного материала, непосредственно технологический процесс овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Кроме  этого воспитанники имеют возможность заниматься ручными видами труда по таким направлениям, как «бумаготворчество» (аппликация, квиллинг, оригами), работа с природным материалом (соломка, сухоцветы, ветки, шишки), лепка (из пластилина, из солёного теста),  изготовление мягких игрушек,  делают полезные  поделки из бросового материала.

Занятия декоративно-прикладным творчеством привлекают наших детей тем, что они видят практическое применение своим изделиям, ценность своего труда, который без стеснения можно подарить близким, повесить на стену.  Несложность оборудования, наличие  простых инструментов и приспособлений,  доступных материалов, наглядной практической работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством обучающимся в нашей школе начиная с начальных классов. 

Теоретическая часть занятий включает краткие пояснения по изучаемым темам и приемам работы, а практическая часть  состоит из пошаговых  инструкций по выполнению заданий. На начальном этапе работы осваивают простые приемы обработки материала, педагоги воспитывают у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе  с младшими школьниками уделено вопросам безопасности труда и гигиены.Педагоги,  работающие в начальных классах коррекционной школы, сталкиваются с такими проблемами в развитии детей с ОВЗ, при которых обучение элементарным трудовым навыкам становится задачей длительной и кропотливой в силу того, что у детей зачастую отмечается слабая моторика пальцев, неумение работать в коллективе (не успевают за всеми), низкий темп работоспособности, повышенная отвлекаемость, расторможенность, которая мешает целостному восприятию окружающих предметов, недостаточное пространственное восприятия.

С воспитанниками старших классов педагоги занимаются более сложными видами творчества, учат  работе с разными материалами, применяют современные материалы и инструменты, обучают способам украшения интерьера своими руками с помощью изделий  прикладного искусства. Создание  красивых вещей - процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве, которое приобретается с собственным  рукотворным опытом.

Коллективная форма организации труда  способствует сплочению коллектива, формирует навыки коллективного труда, учит работать совместно в коллективе, воспитывает чувство взаимопомощи, дружбы. В дальнейшем старшие школьники  учатся индивидуальным видам изготовления изделий, но умение работать в коллективе воспитывается в них постоянно, как неотъемлемая форма жизни в обществе.

Виды занятий по народным промыслам в школе подбираются с учетом того, что можно приобрести по доступной цене, ремесло основывается на сфере природного сырья (древесина, кора, береста, ивовые прутья, сухоцветы, травы, солома, камыш и др.), а также на использовании для изготовления поделок отходов материалов (лоскутов, обрезков кожи, отходов пряжи и т.д.).          

           Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. В школе – интернате по традиции наиболее подходящими формами оценки являются выставки выполненных образцов изделий, где ученики имеют возможность ознакомиться с результатами своего труда  и труда товарищей, увидеть многообразие представленных изделий. Затем, лучшие изделия украшают стены коридоров школы, спальных комнат в общежитии, а также служат замечательными подарками.  Наибольшую признательность школьники получают, когда их лучшие плоды труда выставляются в районном краеведческом музее или принимают участие на республиканской ярмарке товаров и изделий.    

Методические наработки по теме эксперимента могут быть полезными и интересными для  использования педагогами  коррекционных школ РМЭ, учреждениями дополнительного образования, которые занимаются обучением детей с ОВЗ народным видам промыслов.

 

Результативность участия в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества в рамках экспериментальной работы.

 

За 4 года работы экспериментальной площадки творческие изделия  воспитанников, выполненные под руководством педагогов-экспериментаторов завоевали  16  Дипломов Международного уровня,1 Диплом Всероссийского уровня, 85 наград Республиканского уровня, из которых 5 медалей, 44 диплома, 4 грамоты, 32 сертификата.

 

1.     Основная идея проекта. Разрешение противоречия между необходимостью трудоустройства выпускника школы-интерната VIII вида и их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной психофизиологическими и личностными особенностями людей с интеллектуальной недостаточностью

Цель проекта – создание условий, обеспечивающих полноценную профориентацию детей с интеллектуальным недоразвитиям посредством приобщения их к народным ремеслам.

Задачи:

1. Изучение и обобщение опыта отечественных и зарубежных исследователей по проблемам трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Разработка и апробация комплекта методик для изучения уровня профессиональной ориентации детей, воспитывающихся в условиях коррекционной школы-интерната.

3.  Разработка и апробация системы коррекционно-развивающих программ для формирования профессиональных навыков. 

4. Разработка технологии реализации программы профориентации воспитанников Косолаповской школы-интерната.

5. Разработка учебно-методических пособий для  педагогов коррекционных образовательных учреждений по проблемам профориентации детей и подростков с недостатками в интеллектуальном развитии, посредством народных ремесел (методическое обеспечение)

6. Повышение квалификации.

7. Максимально раннее начало приобщения детей к народным ремеслам.

8. Обеспечение согласованности действий по приобщению детей к народным ремеслам (школа, семья, органы управления образованием, органы исполнительной власти Мари-турекского района, министерство образования Республики Марий Эл)

9. Содействие социальной адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Этапы реализации проекта

Сроки проекта: января 2009 г. – декабрь 2013г.

Этапы проведения эксперимента.

1этап (январь-май 2009 г.)- поисковый

Цель:

-  разработка нормативно правового обеспечения реализации экспери­ментальной работы;

- формирование и апробация пакета диагностических методик.

Задачи:

-  обоснование научной проблемы на основе анализа современного пе­дагогического опыта по профориентации сельских воспитанников с ОВЗ;

-  подготовка нормативно - правовой базы, обеспечивающей работу научного сообщества педагогов Косолаповской школы - интерната;

-  разработка методики диагностирования промежуточных и итоговых результатов опытно - экспериментальной работы;

- проведение исходного констатирующего обследования обучающихся и педагогов.

II этап (сентябрь 2009 – декабрь 2012г.г.)- основной.

Цель:

- разработка и апробация программ по вновь вводимым курсам народ­ных промыслов, трудовых профилей, кружковой работы и специальных мик­рокурсов в рамках базисного учебного плана.

Задачи:

-  совершенствование деятельности школы- интерната в области пред­профильной подготовки воспитанников о ОВЗ;

- обеспечение деятельности подразделений системы технологиями, ме­тодиками и программами по профильной подготовке;

-  внедрение новых профилей трудового обучения на основе народных промыслов: ткачество, вятское кружево, бисероплетение, макраме, плетение из бересты, гобелены и др.;

- разработка учебно - методических пособий по реализации проекта.

III этап - обобщающий (2013г.)

Цель: обобщение полученных в ходе реализаций проекта результатов экспе­римента, разработка методических рекомендаций, развитие и совершенствова­ние системы предпрофильной подготовки сельских воспитанников с ОВЗ в современных социально - экономических условиях.

Задачи:

- анализ эффективности реализации проекта, обобщение и оформление полученных результатов;

-  организация и проведение республиканского семинара (научно -практического);

-  совершенствование системы предпрофильной подготовки сельских воспитанников с ОВЗ в современных социально - экономических условиях;

- укрепление материально - технической базы существующих подраз­делений системы;

- совершенствование методического обеспечения;

- разработка программ образовательной кружковой работы по курсам: «Рукоделие», «Художественная обработка текстильных материалов», «Руч­ное ткачество»,  и др.

 

Ожидаемые результаты:

1.  Рост профессионального мастерства педагогов благодаря освоению эффективных технологий обучения.

2.  Будут вновь разработанны, модифицированы, авторские учебные про­граммы (программы образовательной кружковой работы) по курсам: «Рукоделие», «Художественная обработка текстильных материа­лов», «Ручное ткачество», «Умелец» и др.

3.  Будут предложены новые эффективные дидактические средства и организационные формы обучения.

4.  Будет реализовано воспитание выпускника - труженика, готового вступить в самостоя­тельную жизнь, имеющего необходимый уровень знаний, профес­сиональную подготовку, конкурентоспособного на рынке труда.

 

Основные направления и формы деятельности (по плану и сверх плана)

 

Анализ наиболее значимых проведенных мероприятий ( цель, что это мероприятие дало для реализации проекта)

·         2008 – 2009 уч.год – Открытие  республиканская экспериментальная площадка на базе ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа –интернат» открыта Решением коллегии Министерства образования Республики Марий Эл № 4/4 от 17 марта 2009 года по теме «Использование народных промыслов в профориентационной  работе сельской школы –интерната», под руководством научного руководителя Козиной И.Б., кандидата педагогических наук, рассчитанная на 5 лет до декабря  2013 года.

·         - 9 декабря 2009 года школа включена в национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России».

·         4 июня 2012 года школа второй раз включена в национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России».

 Научно- практические семинары

 

·       -2009 год, 16 мая –  практический семинар на базе школы в рамках Международной   Российско – Бельгийской конференции по теме «Современные методы организации образования», где был представлен опыт работы школы по профессиональному обучению и показаны 12 мастер – классов по разным видам профилей, показан фильм «Школа мастеров». Представители Министерства образования г. Москвы и гости республики – бельгийская делегация дали высокую оценку работе педагогического коллектива по обучению детей с ОВЗ, знаниям, умениям по доступным видам профессий.    

·         - 2009 год - Республиканский научно-практический семинар на базе школы по теме: «Внедрение коррекционно – развивающих технологий в образовательный процесс системы специального образования».

·         - март, 2010 год – Республиканский семинар на базе школы для директоров и зам. директоров по теме: « Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната»,14 мастер – классов по разным видам профилей.

·         -март, 2011 год –Межрегиональный семинар на базе школы для руководителей коррекционных учреждений Республики Чувашия по теме: «Использование народных промыслов в работе школы-интерната».Проведены14 мастер – классов по разным видам профилей.

·         апрель, 2012 год - Межрегиональный научно – практический семинар на тему: «Актуальные проблемы профориентации, социализации и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья», на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» факультет педагогики и психологии На  данном семинаре  школа – интернат подвела итог деятельности I и II этапов работы республиканской экспериментальной площадки. На семинаре присутствовали гости из соседней Чувашской республики – представители Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. Материалы, которые были представлены на семинаре, являлись отчетными материалами аудита, по итогам которого была дана оценка работы по теме эксперимента: «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы – интерната VIII вида». Проведено   3 мастер – класса и выставка-ярмарка изделий учащихся.

·         2014 год, 21 февраля прошел  Республиканский семинар на базе школы для  директоров и педагогов коррекционных школ по теме:                   «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната», в рамках семинара прошло 4 урока и 11  мастер–классов по разным видам профилей, данный семинар подвел итоги работы эксперимента  за 5 лет.

 На семинаре присутствовали: Нефонтов М.С.- представитель Министерства   образования и науки Республики Марий Эл, Дыденкова О.В.- Марийский    институт образования,  Яндыбаева Л.А.- руководитель районного  отдела  образования,  Козина И.Б.- научный руководитель проекта.

 

Задачи семинара:

1.     Представить накопленный опыт работы в школе – интернате по  технологии обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью)   

 доступным видам народных промыслов.

2.     Показать имеющуюся базу в школе – интернате, способствующую  реализации экспериментальной площадки: материально – техническое     

обеспечение, кадровый потенциал.

 

 

Результаты и анализ (описание, выводы) мониторинговых исследований.

Данные по воспитанникам школы – интерната за последние 3 года

 

                                                                                                    2011 – 2012 г.г.            2013 – 2013 г.г.         2013 – 2014 г.г.

Количество воспитанников, занимающихся в спортивных секциях

38 чел. – 20%

38 чел. – 18%

43 чел. – 17%

Количество воспитанников, занимающихся рукоделием в учебное время (на трудах) и во внеурочное время в кружках и факультативах

С 2 по 9 классы – 110 чел. (без 1 кл.)  100 %

Со 2 по 9 классы – 115 чел. (без 1 кл.) 100 %

Со 2 по 9 классы – 116 чел.- 100 %

Количество воспитанников, занимающихся рукоделием в свободное время и не посещающие спортивные секции

76 чел.-80%

79 чел.-80%

81чел.-82%

Количество воспитанников, самых активных участников республиканских выставок конкурсов прикладного творчества

50чел.-38%

53чел.-42%

56чел.-44%

Количество детей, относящихся к группе «основной неосложнённый вариант»

25 чел.-15%

25 чел.-15%

30 чел.-20%

Количество детей, относящихся к группе детей с психомоторной расторможенностью

( возбудимые)

50чел.-46%

52чел.-46%

62чел.-50%

 

         

 

 

    Количество педагогов-участников эксперимента

    Всего-21человек, что составляет 41% от общего числа педагогов:

     -директор школы-интерната,

     -заместители директора по УВР, ВР, НМР,

     -педагог-психолог,

     -педагоги трудового обучения, кружковой деятельности по  декоративно-прикладным видам творчества(16человек).   

     

 Основные направления и формы деятельности:

·         разработка и апробация  программ и технологий по декоративно – прикладному творчеству для формирования профессиональных умений и   навыков;

·         работа по профориентации, социальной  адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальной  недостаточностью;

·         диагностика и публикации  в рамках эксперимента;

·         семинары, мастер-классы с целью распространения опыта;

·         участие в выставках, конкурсах по декоративно – прикладному  творчеству.

·          

Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся (Любая информация,  подтверждающая влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся. количество в чел., в % от общего числа обучающихся, воспитанников, начало эксперимента –конец эксперимента)

 

Анализ качества обученности обучающихся за последние  года дает возможность прослеживать динамику развития : 2008-2009 уч.г. 57,06 %; 2009-2010 уч.г.- 58,70%;  2010-2011 уч.г.- 62,00%; 2011-2012 уч.г.- 62,40%.

Анализ уровня воспитанности за последние года показывает положительную динамику: 2008-2009 уч.г.-4,00 балла; 2009-2010 уч.г.-4,06 балла; 2010-2011 уч.г.-4,1 балла, 2011-2012 уч.г.- 4,14 балла.     

 

Результативность участия в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества в рамках экспериментальной работы.

 

За 4  учебных года работы экспериментальной площадки творческие изделия  воспитанников, выполненные под руководством педагогов-экспериментаторов завоевали

·         16  Дипломов Международного уровня,

·         1 Диплом Всероссийского уровня,

·         85 наград Республиканского уровня, из которых 5 медалей, 44 диплома, 4 грамоты, 32 сертификата.

 

 

 

 

Итоги деятельности педагогов-экспериментаторов

Разработка учебно - методических пособий по реализации проекта

Составление программ по выбранным народным промыслам, работа над составлением пособий

Подготовка печатных материалов из опыта работы по теме проекта

На  II этапе работы (с 2009-2010 по 2012-2013 уч.г.) педагоги – экспериментаторы работают над технологией преподавания народных промыслов для детей с ОВЗ: занимаются  составлением программ, занятий, подбором материала для создания УМК.

 

На начало II этапа было получено 5 рецензий от МИО на 5 программ по разным профилям народных промыслов.

 

 

 К середине II этапа ещё 9 педагогов получили рецензии на свои программы.

 

Всего, на конец II этапа, 14 программ по прикладному творчеству имеют внешние рецензии.

За I и начало II этапов эксперимента было опубликовано 11 статей по теме эксперимента и 3 статьи в периодической печати.

 

За середину и на конецII этапа  опубликовано ещё 15 статей.

 

Всего за 1 и 2 этапы 29 статей  педагогов опубликовано по теме эксперимента.

 

За 3 этап 16 статей- программ по народным промыслам  было опубликовано в трёх  сборниках.

 

Данные по педагогам

 

21 педагог школы-интерната на начало эксперимента прошли дистанционное обучение через АНМЦ « Развитие и коррекция» г. Москва. На начало экспериментальной площадки в школе было 11 педагогов- дефектологов.

 

2010-2011 уч. г. ,  2011-2-12 уч. г.

·           За 2 года 10 педагогов повысили квалификацию «дефектолог», получили при Марийском институте   образования.

 

 2012-2013 уч.г.

·          21 дефектолог  из числа педагог ( 49 педагогов в школе) стало на конец эксперимента, 18 человек за последние два года повысили свою педагогическую квалификацию обучаясь на курсах повышения при  Марийском институте образования

·         14 программ по декоративно-прикладному творчеству имеют внешние рецензии.

·         29 статей по теме эксперимента было напечатано за 5 лет работы школы-интерната  в рамках эксперимента.

·         23 педагога активно используют возможности интернет ресурсов и размещают в интернет - сети свои методические наработки.

 С 18 по 21 марта 2013 г. заместитель директора по УВР Малинкина Е.А. представила опыт работы экспериментальной площадки на конференции специалистов органов образования субъектов РФ в г. Москве, на секции «Формы, мероприятия и методы организации предпрофильной и профильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ»

За период эксперимента прошли семинары с проведением мастер-классов:

·         2009- в рамках Международной Российско- Бельгийской конференции

·         2009- Республиканский семинар

·         2010- Республиканский семинар

·         2011- Международный семинар с приглашением представителей из Республики Чувашии

·         2012- Межрегиональный  семинар с приглашением представителей из Республики Чувашии

·         2014- Республиканский итоговый семинар.

Продукты, готовые к использованию в практической деятельности

ОУ (выступления по теме проекта, публикации, методические разработки).

          

Программы педагогов по дополнительному образованию детей с ОВЗ

Программа

Дата рецензии

Рецензент программы

1.

Программа кружковой работы «Ленточная вышивка» (составила Сбоева Л.А. – педагог-психолог 2 категории)

19.02.2010 г.

Г.И.Соловьева, искусствовед, ст. н. сотрудник ЦНПО Марийского института образования

2.

Программа кружковой работы «Плетение из бересты» (составил Кудряшов Е.К. – учитель берестяного дела 1 кат.)

19.02.2010 г.

Г.И.Соловьева, искусствовед, ст. н. сотрудник ЦНПО Марийского института образования

3.

Программа факультатива «Ткачество» (составила Сидоркина Г.А. – руководитель факультатива «Ткачество», библиотекарь

19.02.2010 г.

Г.И.Соловьева, искусствовед, ст. н. сотрудник ЦНПО Марийского института образования

4.

Программа кружковой работы «Бисероплетение» (составила Старыгина И.В. – воспитатель 2 кат.)

19.02.2010 г.

Г.И.Соловьева, искусствовед, ст. н. сотрудник ЦНПО Марийского института образования

5.

Программа кружковой работы «Цветы из ткани» (составила Распопина Т.А. – воспитатель 2 кат.)

19.02.2010 г.

Г.И.Соловьева, искусствовед, ст. н. сотрудник ЦНПО Марийского института образования

6.

Программа кружковой работы «Лоскутная техника (пэчворк)» (составила Крылова И.С. – учитель швейного дела 2 кат.)

21.10.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

7.

Программа кружковой работы «Нетканые гобелены» (составила Чемеева А.М. – воспитатель 1 кат.)

1.11.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

8.

Программа по художественной росписи «Городецкая роспись» (составил Бондарев А.И.) – учитель обувного дела 1 кат.)

07.02.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психолгии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

9.

Программа кружковой работы «Кукла в русском костюме» (составила Шишкина Т.А. – учитель швейного дела 1 кат.)

07.02.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

10.

Программа кружковой работы «Волшебная соломка» (составила Смоленцева Л.А. – учитель с/х труда 1 кат.)

07.02.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

11.

Программа кружковой работы «Марийская национальная вышивка» (составила Карпухина Т.В. – воспитатель 2 кат.)

07.02.2011 г.

О.А.Петухова, зав. каф.психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат пед. наук, доцент

12.

Программа кружковой работы «Волшебный крючок» (составила Малинкина С.Н. – учитель СБО высш.кат.)

07.02.2011 г.

Д.А.Крылов, канд. пед. наук, доцент каф. Теории и методики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

13.

Программа кружковой работы «Бисероткачество» (составила Винокурова Э.П. – воспитатель 1 кат.)

07.02.2011 г.

Д.А.Крылов, канд. пед. наук, доцент каф.теории и методики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

14.

Программа кружковой работы «Резьба по дереву» (составил Малинкин В.Ю. – учитель столярного дела 1кат.) 

15.02.2011 г.

О.Г.Введенский, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики и технологии ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

 

 

Результативность деятельности педагогов-экспериментаторов Косолаповской школы-интерната за период работы экспериментальной площадки (2009-2013гг.)

 

Публикации  педагогов – экспериментаторов

 

№ п/п

Сборник

Ф.И.О. авторов

Публикации ( названия  статей)

1

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции,     15 мая 2009 г.  Под научной ред.Н.В.Ефремовой. Йошкар-Ола, 2009 г.

Киселёва З.Д.

1. Современные методы организации образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , с. 117

2

Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2010 г.

Бондарева Е.В.

 

 

 

Козина И.Б., Киселева З.Д.

1.  Подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к овладению народными промыслами в начальной школе, с.323

2. Реализация первоначальных этапов профориентации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, с. 343

3

Комплексное сопровождение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. тр./Чуваш.гос. пед. ун-т; отв. ред. Т.М.Кожанова. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011.-176 с. ГОУ ВПО «ЧГПУ  им. И.Я.Яковлева»,  2011

Кудряшов Е.К.

 

Старыгина И.В.

 

 

 

 

Винокурова Э.П.

 

 

Сбоева Л.А.

 

 

Бондарева Е.В.

1. Технология обучения детей с  ОВЗ  изготовлению изделий из бересты, с. 39

2. Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовления предметов бижутерии), с. 45

3.Технология обучения детей с  ОВЗ бисероткачеству как виду декоративно-прикладного творчества,  с. 51

4. Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью вышивке атласными лентами, с. 57

5. Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида, с. 65

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы теории и практики. Материалы Общероссийской научно-практической конференции на основе Интернет -форума (24-29 апреля 2011 года) Йошкар-Ола, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бондарев А.И.

 

Карпухина Т.В.

 

 

Козина И.Б., Киселева З.Д.

 

Крылова И.С.

 

 

Распопина Т.А.

 

Сидоркина Г.А.

 

 

Смирнов Н.И.

 

 

 

 

 

 

Смоленцева Л.А.

 

Чемеева А.М.

 

 

Шишкина Т.А.

 

 

Сбоева Л.А.

1.Технология обучения детей с ОВЗ приемам городецкой росписи, с. 47

2.Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью старинной марийской вышивке, с.74

3.Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида, с. 76

4.Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью лоскутной технике (пэчворк), с. 82

5. Технология обучения детей изготовлению цветов из ткани, с.106

6. Технология обучения детей ткачеству самотканых дорожек и самотканых салфеток, с. 113

7. Технология обучения навыкам и умениям плетения изделий из лозы детей с интеллектуальной недостаточностью,с. 115

8. Технология обучения детей выполнению панно из соломки, с. 118

9. Технология обучения детей с ОВЗ изго-товлению изделий в ковровой технике,

с 126

10. Технология обучения детей изготовлению текстильной куклы как народной игрушки.

11. Психологическое сопровождение воспитанников с ОВЗ посредством творческой деятельности, с. 146

5

Специальное образование  в России и за рубежом: актуальные  проблемы и современные тенденции развития. Материалы Общероссийской научно-практической конференции на основе Интернет -форума ( 11 марта - 15апреля 2013года) Йошкар-Ола, 2013

Малинкина  С.Н.

 

 

 

Бондарева Е.В.

 

 

 

Малинкина Е.А.

1 Технология обучения детей с ОВЗ  вязанию крючком  как виду прикладного творчества,с. 46

 

2.Творческий труд  на занятиях прикладного искусства как основа самореализации личности, с.68.

 

3. Внедрение  новых видов народных промыслов в проффесионально-трудового обучения в  Косолаповской школе-интернате, с.90

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальные проблемы профориентации, социализации и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Материалы межрегионального научно-практического семинара 19 апреля 2012 года. Йошкар-Ола, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киселева З.Д.

Бондарева Е.В.

Малинкина Е.А

 

 

Козина И.Б

Бондарева Е.В.

 

 

 

Крылова И.С.

 

 

 

Малинкин В.Ю.

 

 

 

Смирнов Н.И.

1. Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников Косолаповской школы-интерната VIII вида в условиях модернизации специального образования,  с.6

2. Организация профориентационной работы с детьми с недостаточным развитием посредством приобщения воспитанников сельской школы-интерната VIII вида к народным ремеслам,  с. 8

3. Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью лоскутной технике (пэчворк), с.24

4. Технология обучения школьников с ОВЗ  геометрической резьбе по дереву, как одному из видов декоративно-прикладного искусства, с. 30

5. Технология обучения навыкам и умениям плетения изделий из лозы с интеллектуальной недостаточностью, с. 38

7

Гуманизация образовательного пространства: Сборник статей с 10 Межрегиональных Глушковских  чтений, 2011г.

Бондарева Е.В.

 

 

Малинкина Е.А.

1. Программно- методическое обеспечение деятельности педагогов-экспериментаторов,  с. 41

2. Внедрение новых видов народных промыслов в уроки трудового обучения, с. 51

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревянные кружева: Программы занятий  по направлению:

«Художественная обработка древесных материалов». Методическое пособие. / Под ред. И.Б Козиной, З.Д.Киселевой. – Йошкар-Ола, «Стринг», 2014. – 37 с.

Кудряшов Е.К.

 

Бондарев А.И.

 

Малинкин В.Ю

 

Смирнов Н.И.

 

1.Программа кружковой работы «Плетение из бересты»

2.Программа по художественной росписи «Городецкая роспись»

3.Программа кружковой работы «Резьба по дереву»

4.Программа кружковой работы «Лозоплетение»

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебная нить: Программы занятий  по направлению:  «Художественная обработка текстильных материалов». Методическое пособие. / Под ред. И.Б Козиной, З.Д.Киселевой. –– Йошкар-Ола, «Стринг», 2014. – 62 с.

Крылова И.С

 

Шишкина Т.А

 

Карпухина Т.В.

 

Распопина Т.А.

 

Сбоева Л.А.

 

Крылова Т.П.

1. Программа кружковой работы «Лоскутная техника (пэчворк)»

2. Программа кружковой работы «Кукла в русском костюме»

3. Программа кружковой работы «Марийская старинная вышивка»

4. Программа кружковой работы «Цветы из ткани»

5. Программа кружковой работы «Ленточная вышивка»

6. Программа кружковой работы «Вышивка  крестом»

 

10

Умелых рук творение: Программы занятий  по направлению:  «Рукоделие» (бисероплетение, бисероткачество ткачество, нетканые гобелены, вязание крючком, соломка). Методическое пособие. – Под ред. И.Б. Козиной, З.Д. Киселевой. – Йошкар-Ола, «Стринг», 2014. – 48 с.

Малинкина С.Н

 

Винокурова Э.П.

 

Смоленцева Л.А.

 

Старыгина И.В.

 

Чемеева А.М.

 

Сидоркина Г.А.

1.Программа кружковой работы «Волшебный крючок»

2.Программа кружковой работы «Бисероткачество» 

3.Программа кружковой работы «Волшебная соломка» 

4. Программа кружковой работы «Бисероплетение»

5. Программа кружковой работы «Нетканые гобелены»

6. Программа факультатива «Ткачество»

           Всего: 10 сборников

 

45 публикаций

 

Риски и их минимилизация.

 

Основной риск проекта – нечеткие перспективы реализовать приобретенные навыки владения ремеслом в самостоятельной жизни (дороговизна расходных материалов, отсутствие внешнего контроля, нежелание предпринимателей нанимать выпускников в качестве работников).

 

Перспективы развития проекта.

·         Обобщение опыта работы педагогов-экспериментаторов;

·         разработка программ повышения квалификации для учителей трудового обучения, воспитателей, педагогов допобразования  школ-интернатов VIII вида;

·         участие в грантовой деятельности, решение вопроса о присвоении статуса «стажировочная  площадка».