Пояснительная записка
к учебному плану на 2013 – 2014 учебный год
Учебный план ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» составлен на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п).
Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения детей с легкой степенью умственной отсталости как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимой для их социальной адаптации и реабилитации. Учебный план составлен в соответствии с действующими СанПиН 2.4.2 1178-02. Учебный план рассчитан на 6-дневную рабочую неделю. Недельная нагрузка определена в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями умственно отсталых детей. В 1 – 4 классах осуществляется начальный этап обучения, где общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов.
Образовательная область «Филология» представлена предметами: «Письмо и развитие речи» (1кл), «Чтение и развитие речи» (1-9 кл.), «Русский язык» (2-9 кл.). Данные предметы имеют практическую и коррекционную направленность, способствуют повышению уровня общего и речевого развития обучающихся, формированию элементарных навыков грамотного письма, формированию коммуникативных навыков.
Образовательная область «Математика» (1-9кл.) имеет предметно-практическую направленность с целью обеспечения жизненно важными математическими знаниями, умениями и навыками обучающихся, способствует повышению уровня общего развития и коррекции недостатков их познавательной деятельности.
Образовательная область «Природа» включает в себя «Природоведение» (5кл), «Географию» (6 – 9кл), «Биологию» (6 – 9кл). Данная образовательная область способствует формированию у обучающихся мировоззренческих навыков, позволяет понять и изучить окружающую действительность.
Образовательная область «Обществознание» представлена предметами «История Отечества» (7 – 9кл), «Обществознание» (8 – 9кл), Эти учебные предметы формируют систему знаний о самых значимых исторических событиях, позволяют изучить социальные и общественные явления, формируют нравственные и правовые нормы жизни в обществе.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами «Изобразительное искусство» (1– 7кл), «Музыка» (1 – 8кл). Изучение этих предметов способствует эстетическому воспитанию обучающихся, развивает зрительное и слуховое восприятие, моторику, художественный вкус, снимает эмоциональное напряжение.
Образовательная область «Физкультура» (1-9кл) формирует двигательные умения школьников, способствует укреплению здоровья обучающихся.
Образовательная область «Трудовая подготовка» включает «Ручной труд» (1 – 3кл) и профильные предметы: «Швейное дело», «Столярное дело», «Обувное дело», «Тепличное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Народные промыслы» (4 – 9кл).
Коррекционная подготовка включает специальные коррекционные курсы: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (1 – 4кл), «СБО» (5 – 9кл), «Ритмика» (1 – 4кл), «Коррекционные занятия» (1 – 7кл), «Логопедические занятия» (1 – 4кл), «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1 – 4кл), «ЛФК» (1– 4кл), «Факультативные занятия» (5 – 9кл). Коррекционная подготовка осуществляется с учетом рекомендаций специалистов ПМПк и направлена на коррекцию нарушенных функций развития обучающихся.
Факультативные занятия распределены следующим образом: по 1 часу в 5-9 кл. на дополнительный третий час уроков физкультуры; «Ткачество»– 1 час в 5 кл., «Художественная обработка материалов» – 1 час в 6 кл., «Роспись по дереву» – 1 час в 7 кл., «Резьба по дереву» – 1 час в 8 кл., «Обувное дело» - 1 час в 9 «а» кл., «Береста»– 1 час в 9 «б» кл.
Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента по усмотрению школы использованы следующим образом : 5-7кл. – по 1 ч. на изучение истории и культуры родного края, 1-4 классы по 1 часу - развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (по программе «Истоки»), 1 час - физкультура.
Летняя трудовая практика в 5 – 7 классах (10дней), в 8 – 9 классах (20 дней) проводится по окончании учебного года или в течение учебного года суммарно на базе школьных мастерских. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамены по трудовому обучению (сельскохозяйственный труд, столярное, швейное дело) и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»на 2013-2014учебный год.
Образовательные области |
Число учебных часов в неделю |
всего |
Младшие классы |
Старшие классы |
1 |
2 |
3«а» |
3 «б» |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 «а» |
9 «б» |
1.Общеобразовательные курсы |
Чтение и развитие речи |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
44 |
Письмо и развитие речи |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Русский язык |
|
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
45 |
Математика |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
58 |
Природа |
Природоведение |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
Биология |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
География |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание |
История Отечества |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Обществознание |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
Музыка и пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
9 |
Физкультура |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
2.Трудовая подготовка |
Трудовое обучение |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Профессионально-трудовое обучение |
|
|
|
|
4/8 |
6/12 |
8/16 |
10/20 |
12/24 |
14/28 |
14/28 |
68/136 |
Трудовая практика (в днях) |
|
|
|
|
|
10 |
10 |
10 |
20 |
20 |
20 |
|
3.Коррекционная подготовка |
а)коррекционные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Социально-бытовая ориентировка (СБО) |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Школьный компонент (обязательные предметы) |
б) обязательные индивидуальные и групповые занятия:
развитие устной речи (по программе «Истоки»)
физкультура
ИКРК |
2:
1
1 |
2:
1
1 |
2:
1
1 |
2:
1
1 |
2:
1
1 |
1:
1 |
1:
1 |
1:
1 |
|
|
|
13:
5
5
3 |
Итого: Обязательная нагрузка |
24 |
25 |
27 |
27 |
28/32 |
29/35 |
33/41 |
35/45 |
36/48 |
36/50 |
36/50 |
336/404 |
Факультативные занятия: |
Физкультура |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Ткачество |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Худ-ая обработка материалов |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
Роспись по дереву |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
Резьба по дереву |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
Обувное дело |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
Береста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Максимальная нагрузка |
24 |
25 |
27 |
27 |
28/32 |
31/37 |
35/43 |
37/47 |
38/50 |
38/52 |
38/52 |
348/416 |
Логопедические занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
10 |
ЛФК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Всего часов (с делением по подгруппам) |
436 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|