Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО обеспечивает участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве, и в то же время выполняет свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:
· поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;
· обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;
· обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.
Система оценки качества дошкольного образования поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДО поддерживает вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.
За последнее время применяется инструментарий оценки качества дошкольного образования в практике:
– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО), сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);
Семинар Юдиной Е.Г. в г. Москва по Независимой оценке качества дошкольного образования посетила старший воспитатель Ямбулатова И.Ю. в мае 2019г.
– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.).
– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;
– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии). |