УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО
ГОВОРИТЬ ПРЕДЛОГИ
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Мы предлагаем вам – мамы, папы, бабушки и все те, кто с удовольствием общается с детьми и хочет сделать это общение полезным и интересным, поиграть с ними в речевые игры, используя и закрепляя в речи «маленькие», но очень важные слова – предлоги. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной. Помимо этого игры с предлогами помогают развивать мышление и речь ребёнка в целом, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и эмоционально выразительной, помогают грамотно выражать свои мысли в высказываниях.
Игра «Приглашение к чаю»
Цель: закрепить форму существительных творительного падежа с предлогом «с».
Взрослый: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисёнка. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
Ребёнок: Мишка любит чай с мёдом. Вини Пух – с вареньем. Зайчик – с булочкой. Лисичка – с печеньем. И т.д.
Взрослый: А с чем вы любите пить чай?
Ребёнок: … (отвечает на вопрос, используя форму творительного падежа).
Игра «Сделай, не ошибись»
Цель: закрепить употребление предлогов и предлогов-наречий, обозначающих пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади др.)
Взрослый предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы.
· Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
· Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
· Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
· Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
· Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?
· Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?
… перед другим предметом. Где она?
… выше другого предмета. Где она?
… ниже другого предмета. Где она?
… правее другого предмета. Где она?
… левее другого предмета. Где она?
· Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где она?
· Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?
Игра «Умей найти своё место»
Цель: закрепить предложно-падежные конструкции.
Взрослый предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребёнка по отношению к соседям. При этом взрослый использует слова за, перед, между, вперёд, сзади (Коля за Костей, Серёжа впереди Кости и
т.д.). Затем взрослый просит каждого ребёнка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь?» (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?).
Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате»
Цель: закрепить предложно-падежные конструкции по теме: «Мебель».
Используется игрушечная мебель и предлагается картинка (или схема), изображающая комнату. Взрослый задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.
Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель также, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: «Поставим стул слева от стола» т.д..
Игра «Скажи наоборот»
Цель: дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в – из, на – с, к – от.
Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
– Мальчик положил мяч в ящик …
– Девочка налила воду в графин …
– Мама положила яблоки на стол …
– Брат поставил лампу на тумбочку …
– Машина подъехала к дому …
– Дедушка подошёл к забору …
Играем в скороговорки:
– По бревну бобры бредут.
– Наш Полкан попал в капкан.
– Сыпь в суп всех круп.
– Водовоз вёз воду из водопровода.
– Паук под потолком, платок под колпаком.
– Ежу на ужин мышонок нужен.
– Жутко жуку сидеть на суку.
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.