Школьное научное общество обучающихся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»
«Умка» (Умные, Мобильные, Креативные, Активные)
«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
К.Д. Ушинский.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению. Одной из таких форм является исследовательская деятельность в школе.
Цель научно-исследовательской деятельности в школе:
- совершенствования знаний учащихся в определенной области науки
- знакомства с методами научного познания
- развития интересов и способностей школьников
- приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности
- понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Задачи научно-исследовательской деятельности в школе:
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и аппаратурой
- выявление способностей ведения поисковой работы
- профориентационная работа среди школьников
Этапы организации исследовательской деятельности:
I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.
III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры.
На этом этапе самоанализ учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:
- положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности быть похожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.