Позаботиться о тех детях, которые нуждаются в повышенном внимании и щадящем режиме обучения. С другой стороны – обеспечить необходимый программный уровень для детей с высоким психическим развитием и, таким образом, не погасить блеск любопытных глаз неправильным выбором маршрутов обучения. Все это позволяет детям достаточно благополучно преодолеть очень сложный для них период жизни, связанный с ломкой стереотипов, сложившихся в детском саду и в семье; облегчить переход от дошкольного царства сказки в прозу общеобразовательной школы, обусловленный несогласованными программами обучения и воспитания. Ещё одно, на наш взгляд, очень важное направление информационно-аналитической деятельности связано с продолжением работы по обеспечению преемственности уже в процессе обучения детей в школе, отслеживанием динамики дальнейшего развития детей и внедрением в практику управления качеством образования аналитических методик исследования учебного процесса с использованием методов статистической математики. Все дети приходят в первый класс с определенным уровнем психического развития. Поэтому для школы принципиально важно организовать учебный процесс так, чтобы не понизить отпущенную детям природой планку, сохранить их в своей группе развития и принять максимально эффективные меры для её повышения. Это, с нашей точки зрения, главная цель управления качеством образования. В конечном счете, не та школа работает хорошо, где много отличников и ударников. В некоторых школах их может и не быть. Хорошо работает та школа, где все дети в процессе обучения достигают своего индивидуального потолка. Таким образом, возникает объективная необходимость отслеживания уровня развития ребенка в течение всего времени его пребывания в школе. Зная средний балл каждого ученика из изучаемой выборки, нетрудно определить средний балл класса, школы по совокупности всех изучаемых предметов или по отдельным, основным, лежащим в основе процесса получения знаний (русский язык, чтение, математика). Переход в исследовании учебного процесса на средний балл позволяет в полную силу использовать аппарат статистической математики уже давно и плодотворно применяемый в психологии, и перейти к таким методам, которые позволяет по-новому анализировать внутренние, скрытые закономерности процесса: динамику колебания среднего балла, стандартное отклонение среднего балла от текущих значений обученности, – показатель и так далее. К числу основных критериев оценки деятельности общеобразовательной школы относится положительная динамика: уровень обученности детей с годами должен расти. И этот рост является непременным, обязательным условием работы школы. Могут меняться содержание образования, подходы к изучению отдельных предметов, требование же научить ребенка хорошо остается неизменным. Выявить изменения, происходящие в любой среде, в любом процессе независимо от его природы, можно только сопоставляя, сравнивая их состояние через определенный, достаточно большой промежуток времени. Последнее необходимо, чтобы исключить в оценке характера изменений элемент случайности и тем самым, обеспечить возможность использования статистических методов обработки информации. Такое сравнение, отнесенное к исследованию учебного процесса, дает возможность определить динамику работы учителя в школе. В профессионально отлаженном процессе обучения у хорошего учителя в течение учебного года, всего времени обучения детей в школе не может быть больших отклонений в результатах, ибо таковые – признак неустойчивости системы. Лучшим доказательством этого является сравнение успеваемости учащихся у мастеров педагогического труда и начинающих учителей. Можно предположить, что при достаточно больших отклонениях (разбросе) уровней обученности от найденного выше среднего балла, система информационных массивов вообще приобретает случайный, неподдающийся анализу характер. Это чаще просматривается в работе молодых педагогов. Поэтому есть смысл произвести исследование результатов работы педагога (класса, параллели, школы в целом) на предмет выявления стабильности учебного процесса (характера разброса результатов) и, используя методы статистической математики, определить, исследовать еще одну важнейшую характеристику учебного процесса – СО (стандартное отклонение). Рассеяние данных точнее всего рассчитывается как среднее арифметическое из квадратов отклонений наблюдаемых значений уровня обученности от среднего арифметического значения, то есть:
D = (а1-х)2+(а2-х)2+…+(аn-х)2
В этом случае СО статистического ряда исследуемых массивов информации можно определить, как:
d = vD
Чем меньше значение стандартного отклонения, величина которого колеблется от тысячных до сотых долей единиц, тем большее число учеников тяготеет к среднему баллу класса, образуя как бы компактную группу – ядро класса. При больших значениях СО количество учеников, тяготеющих к среднему баллу, незначительно. Результаты успеваемости разбросаны по всем интервалам оценок от 2 до 5. С точки зрения традиционной педагогики СО является характеристикой постоянной глубинной индивидуальной работы учителя со всеми группами учащихся, позволяющей удержать их на “своем” максимальном уровне в течение всего времени обучения в школе или превзойти его. У хорошего учителя оно отсутствует или очень невелико. Безусловно, это никак не означает, что все ученики должны обучаться на “4” и “5”. Внешними признаками этой глубинной работы выступает сохранение в классе примерно неизменного соотношения “троечников”, “ударников”, “отличников”. Хотя, как известно, из-за проявления эффекта средних способностей соотношение таких учеников может иметь и тенденцию меняться в сторону “посерения” класса. Введение в память персонального компьютера информационных массивов при наличии соответствующего программного обеспечения, квалифицированного программиста и оператора не представляет трудности и не ведет к увеличению объема работы администрации школы. Преимущества же машинного анализа результатов учебного процесса очевидны. Он позволяет не только своевременно, объективно, беспристрастно оценить результаты деятельности каждого учителя и школы в целом, но и увидеть такие глубины “ педагогической кухни”, которые ранее были просто недоступны для анализа из-за трудности его осуществления, в полной мере реализовать управленческую цепочку: анализ – оценка состояния – прогноз – принятие управленческих решений и вывести школу на новый, более совершенный уровень управления качеством образования. Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. В связи с тем, что предполагаемый метод исследования учебного процесса не традиционен, не имеет аналогов в практике руководства и контроля деятельностью педагогических коллективов, есть необходимость уточнить содержание некоторых основных понятий. Думается, что это значительно облегчит как понимание метода, так и возможное его использование в деятельности других учебных заведений (Приложение 1). Дети находятся в сфере прямого влияния и воздействия общеобразовательный школы в течение 8, 10 лет. За это время в классных журналах, ведомостях успеваемости учащихся и прочей учебной документации накапливается огромный банк данных по каждому ребенку, каждому классу школы, достаточно полно и однозначно описывающий все особенности учебного процесса. Задача администрации школы, ставящей во главу угла своей работы управление качеством образования, заключается в том, чтобы привести всю эту скрытую, огромную информацию к виду, удобному для анализа, не теряющему своей информативности и содержащему в то же время минимальное число данных. Другими словами, по каждому классу свести всю информацию в один обобщенный информационно-аналитический массив, построенный по учебным четвертям, учебным годам с момента прихода детей в школу и вплоть до их выпуска из школы. Наличие таких массивов по каждому классу позволит легко сформировать вспомогательные информационно-аналитические массивы по группе классов (например, параллели каких-то классов), по каждому учителю – предметнику. В качестве первичных “кирпичиков” такого массива может выступить уже рассмотренный ранее уровень обученности класса, который позволит оценить интенсивность учебного процесса (по величине среднего балла), его динамику, тенденции (по характеру колебаний среднего балла), стабильность учебного процесса (по величине СО показателей уровня обученности).
|