К статье "Информационно-аналитическое обеспечение
учебного процесса и управление качеством образования школьников"
Основные понятия аналитического исследования учебного процесса
1. Уровень обученности класса (средний балл класса). Среднее арифметическое значение оценки класса по одному из учебных предметов, рассчитанное с учетом текущих оценок каждого ученика за рассматриваемый промежуток времени. Если УОК исчислен по каждому из некоторых групп предметов (например основных, гуманитарных, естественно-научных и т. д.), то можно говорить об уровне обученности класса по совокупности этих учебных предметов (имея в виду их среднее значение).
2. Динамика отклонения уровня обученности. Отклонение абсолютного значения уровня обученности класса по одному отдельно взятому предмету или по совокупности групп предметов в последующий период в сторону увеличения (динамика положительна) или уменьшения (динамика отрицательна) по сравнению с предыдущим учебным периодом. Может находиться двумя способами:
l Путем сопоставления уровня обученности во второй четверти учебного года с уровнем первой четверти, третьей четверти – со второй и так далее.
l Уровень обученности класса в каждый учебный период сопоставляется со среднегодовым значением уровня, находятся их разности и полученные значения в избранном масштабе наносятся на график.
В этом случае мы будем иметь дело с колебаниями уровня обученности, очень точно и наглядно отражающими стабильность учебного процесса.
3. Стабильность учебного процесса. Постоянство результатов успеваемости как со стороны отдельных учеников, так и класса (параллели классов, школы) в целом. Достигается такой организацией учебного процесса учителем, когда дети заинтересованы в результатах обучения, работают в полную силу. Требования учителя постоянны. В случае затруднения детей учитель приходит им на помощь, поможет разобраться в изучаемом материале, проводит дополнительные занятия и пр.
Уровень стабильности однозначно определяется значением СО наблюдаемых уровней обученности.
4. СО уровней обученности класса. Находится путем обработки уровней обученности класса за длительный промежуток времени (учебный год, два года, за время пребывания детей в начальной школе или базовой) с использованием методов математической статистики.
Выражается всегда числом, меньшим единицы, взятым с точностью до сотых долей. Чем меньше разброс результатов, тем меньше и величина СО. Довольно условно, на наш взгляд, можно считать, что при 0 ≤ δ ≤ 0,05 уровень стабильности учебного процесса высокий. При 0,06 ≤ δ ≤ 0,10 удовлетворительный. При δ > 0,10 низкий.
Надежность значения стандартного отклонения тем выше, чем больше число информационных массивов использовано при её расчете.
5. Падение уровня обученности класса. Уменьшение среднего балла класса в каждый последующий учебный период. По содержанию близко к понятию «Динамика колебания уровня обученности, но последняя предполагает возможность не только уменьшения, но и роста среднего балла.
Падение уровня обученности удобно использовать при анализе успеваемости за несколько лет обучения. Например, если необходимо точно, в цифрах, оценить насколько понизился уровень обученности с первого по третий, с пятого по девятый классы за время обучения в школе. При таком анализе следует максимально сохранить неизменность выборки учащихся, чтобы не подменить одну выборку другой.
Это особенно важно, если число респондентов (число учеников в классе, в параллели и пр.) невелико.
назад