Пропустить до основного содержимого

Марийский институт образования

Домашняя
Подразделения МИО
ЦНППМ
Обучение
Тестирование
ФГОС
Профстандарты
Методические разработки
Форум
«Туныктышо. Учитель»
Школы, переходящие в эффективный режим работы
Региональные механизмы управления качеством образования
Детский сад- маршруты развития
  
Марийский институт образования > Научно-исследовательская > Проекты > Школьный учебник  

Школьный учебник

учебники

В рамках реализации второго этапа научно-исследовательского проекта «Школьный учебник» сотрудниками ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» был собран материал по используемым в школах республики УМК по общеобразовательным предметам. В опросе приняли участие 16 районов нашей республики. По районам это выглядит следующим образом: Мари-Турекский район – 15 школ, г. Волжск– 10 школ, Звениговский район – 1 школа, Куженерский район – 5 школ, Медведевский район – 14 школ, Моркинский район – 26 школ, Оршанский район – 9 школ, Параньгинский район – 18 школ, Сернурский район – 9 школ, Советский район – 15 школ, Юринский район – 1 школа, Звениговский район – 4 школы, Новоторьяльский район – 10 школ, Килемарский район – 1 школа, Горномарийский район – 8 школ, гимназия г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Ола – 22 школы. Всего в опросе приняли участие 169 школ республики. Были проанализированы используемые УМК по истории и обществознанию, английскому языку, русскому языку и литературе, математике.


Полученные результаты  дают возможность узнать какие учебники и учебные пособия используются в школах республики по отдельным предметам, а также каким учебникам отдается предпочтение в разных школах и районах.

Ниже приведены данные по отдельным используемым УМК по ряду предметов в разных районах. Анализ показал, что в ряде школ республики наряду с «рекомендованными» и «допущенными» к использованию в учебном процессе используются УМК, не прошедшие процедуру грифования, т.е. не включенные в федеральный перечень учебников и учебных пособий. В качестве примера можно назвать учебники по английскому языку авторов Т.Б. Клементьевой и Д.Шэннон «Счастливый английский» для 10-11 классов общеобразовательной школы, которые не включены в федеральный перечень уже в течение семи лет, но по ним почему-то учителя все еще работают. Количество учащихся, использующих их в учебном процессе 295 человек в г. Волжске, Моркинском, Параньгинском, Советском, Новоторьяльском и Горномарийском районах. И это немало. Еще один пример использования УМК не по назначению. Это также учебник по английскому языку авторов И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой и др. «Английский язык», который предназначен для школ с углубленным изучением английского языка, т.е. для гимназий и лицеев. Если работать по ним в общеобразовательной школе, как делают некоторые учителя, то заведомо не выполнять программу обучения, т.к. сетка часов разная в разных типах школ. Поэтому хотелось бы рекомендовать учителям сверять свою деятельность в плане подбора УМК с федеральным перечнем «допущенных» и «рекомендованных» УМК. И эта рекомендация едина для всех учителей-предметников.


Аналитические материалы: