Аннотация
Использование коммуникативного метода при обучении марийскому языку как неродному – объективная необходимость, продиктованная закономерностями современного обучения языкам. Коммуникативный подход к обучению говорению как виду речевой деятельности на втором (функционально не родном для обучающихся) языке строится на основе учёта речевой направленности изучаемого материала; функциональности речевых единиц, подлежащих усвоению; ситуативности, новизны процесса обучения; индивидуальных особенностей обучаемых. Данный подход гармонично сочетается с основными дидактическими принципами, которые должны реализовываться на уроках в свете требований ФГОС.
Учебный модуль «Марий туныктыш институтлан – 85 ий» представляет собой интерактивный ресурс, направленный на изучение марийского (государственного) языка в старших классах с использованием метода коммуникативного обучения. Модуль состоит из 3 частей и ссылок для дополнительного чтения:
Часть 1 (Чтение, лексико-грамматические задания) включает текст, новые слова и словосочетания, вопросы и дополнительные задания.
Часть 2 (Письмо) состоит из упражнений и заданий на основе текста и темы модуля.
Часть 3 (Говорение) включает работу по афише и составление диалога.
Ссылки для дополнительного чтения:
http://club-vozrojdenie.ru/
http://www.fumus.ru/
http://www.bibl-krasnoufimsk.ru/
В данном модуле наиболее эффективным является комплексный подход к обучению марийскому языку, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание. Если ученику интересно говорить, читать, воспринимать марийскую речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него будет желание изучать марийский язык и говорить на нём.
Учителя могут использовать представленный лингвострановедческий материал в качестве учебного материала на уроках, а также для организации внеурочной работы обучающихся. В случае наличия компьютерного класса, учитель может провести урок по данному модулю и проверить работу каждого обучающегося.
Цель – развитие устной речи – диалогической и монологической; развитие навыков правильного письма.
Задачи:
1. Знакомство с новыми словами и выражениями по теме модуля;
2. Развитие навыков выразительного чтения и правильного построения монологов и диалогов;
3. Воспитание уважительного отношения к истории просвещения Марийского края.
Целевая аудитория: обучающиеся 9-11 классов; учителя марийского (государственного) языка.
Образовательная программа: Программа по марийскому (государственному) языку 1-11 класс, авторы В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А.Кулалаева, Р.П.Игнаева.
Описание применяемых образовательных технологий: технология коммуникативного обучения, проблемное обучение и технология сотрудничества. Выбор данных технологий объясняется тем, что проблемная ситуация способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, технология сотрудничества способствует формированию умения работать в группе и в парах. Технология коммуникативного подхода к обучению марийскому языку развивает у обучающихся способность к самостоятельному выбору программы действия и формулированию ответа, к самоконтролю, то есть способствует становлению полноценной личности, владеющей марийским языком и способной вступать в коммуникацию с носителями данного языка.
Универсальные учебные действия, формируемые в результате освоения модуля: Личностные: понимает значение и роль профессии учителя в жизни каждого человека;
Регулятивные: правильно применяет изученные слова в своей речи, умеет по образцу составить текст и монологическую речь.
Познавательные: самостоятельно умеет находить информацию и работать с ней.
Коммуникативные: умеет высказывать свои мысли, работать в паре, группах с товарищами и сотрудничать с учителем.
В результате обучения обучающийся должен:
ЗНАТЬ: основные даты в истории марийского просвещения; известных учителей, уроженцев Республики Марий Эл;
УМЕТЬ: выявить основную информацию и работать с ней;
ВЛАДЕТЬ: навыками общения по данной теме.
Учебно-методическое обеспечение:
Компьютер, проектор, экран.
Литература:
1. В.В. Константинова. Реализация деятельностного метода на уроках марийского (государственного) языка. Методическое пособие.- Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015.
2 .Ю. Протасов. Тернистый путь школы/Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. Научно-популярный журнал, №3, 1994г.
3. Плакат «Просвещение в Марийском крае».
4. З. В. Учаев. Марий йылме дене диктант сборник. – Йошкар-Ола. Марий книга издательство, 1991.