Создание системы ранней комплексной помощи семье с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается как приоритетное направление в развитии специального и общего образования.
В рамках Республиканской целевой программы «Реализация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» разработаны и внедряются в деятельность образовательных учреждений региональные модели ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. С 2004 года работает межведомственный координационный совет. 2006 году подписано трёхстороннее соглашение о межведомственном сотрудничестве Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты населения и труда.
Для реализации задач комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста используются такие современные формы работы, как интервьюирование, домашнее визитирование, пролонгированное консультирование. За период с 2006 по 2012 год помощь специалистов ППМС-центров получили более 3,5 тысяч семей. Средние показатели результативности коррекционной работы с детьми указывают, что 28 % детей выходят на норму развития и в дальнейшем продолжают образование в ДОУ общеразвивающего вида. 65% – имеют устойчивую положительную динамику в развитии, у 7% – отмечается незначительная динамика в развитии, это объясняется степенью выраженности нарушений. В дальнейшем они направляются в инклюзивные группы ДОУ либо продолжают обучение в специализированных образовательных учреждениях разных видов, где осуществляется дальнейшее сопровождение специалистами ПМП-консилиумов или служб ранней помощи при ДОУ.
Дети с ОВЗ, не обращавшихся ранее в службы ранней помощи при ППМС-центрах, выявляются и сопровождаются специалистами ДОУ с момента поступления их в дошкольное учреждение.
В ДОУ республики, осуществляющих сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ и «группы риска», за 5 лет было обследовано 7609 детей раннего возраста, из них детей группы риска 1748. В результате проделанной работы у 100% детей отмечается положительная динамика. 40% детей достигли условно-возрастной нормы; у 41% детей отмечено значительное улучшение, у 19% детей — незначительная динамика, что обусловлено комплексными сочетанными нарушениями в развитии.
Имеющаяся сеть общеобразовательных учреждений не отвечает в полном объёме образовательным потребностям детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Поэтому для успешной социализации и комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо обеспечить дельнейшее развитие сети дошкольных учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития, оказанию психологической, социальной, медицинской помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ОВЗ, по месту жительства.
Основная цель направления – предоставление детям раннего возраста с ОВЗ, равных возможностей для включения в жизнь общества посредством доступной своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1) Методическое сопровождение модели оказания ранней помощи в ДОУ РМЭ, с учётом региональных и территориальных особенностей;
2) Проведение мониторинга эффективности абилитационной работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в условиях ДОУ;
3) Разработка содержания программ курсов повышения квалификации педагогов;
4) Повышение квалификации педагогических кадров;
5) Организационно-техническое оснащение стажировочной площадки и базовых учреждений.