|
|
РУМЦ СПО, созданный приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл № 663 от 11.07.2018 года на базе Техникума, располагает банком адаптированных профессиональных образовательных программ, апробированных авторских и специальных методик и технологий инклюзивного профессионального образования и обучения, обобщенных в методических разработках и пособиях, имеющих положительное заключение Экспертно-методического совета ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», размещенные в открытом доступе на официальном сайте техникума: http://edu.mari.ru/prof/ou29/.
Разработана необходимая нормативно-правовая база, утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность РУМЦ СПО. Основными принципами работы РУМЦ являются: принципы сетевого взаимодействия и партнерства, концентрации ресурсов
и их коллективного использования, информационной открытости, архитектурной доступности.
Организационная структура РУМЦ включает: организационно-методический отдел, отдел информационной поддержки и материально-технического обеспечения, отдел профориентации и содействия трудоустройству, отдел психолого-педагогического сопровождения.
В РУМЦ сконцентрированы ресурсы (образовательные, методические, кадровые, материально-технические, информационные), необходимые для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО по направлению «Строительство» и предполагающие их коллективное использование образовательными организациями - сетевыми партнерами РУМЦ.
Заключены договоры с 16 сетевыми партнерами на региональном и межрегиональном уровнях.. Проведено обучение на курсах повышения квалификации по вопросам инклюзивного профессионального образования 66 педагогических работников РУМЦ и профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл – сетевых партнёров РУМЦ, в том числе в рамках стажировок. Совместно с сетевыми партнёрами и подготовлены к прохождению экспертизы 5 кейсов лучших инклюзивных практик.
Партнерами РУМЦ выступают региональные органы исполнительной власти и социальной защиты населения, обеспечивающие нормативно-правовое управление региональной системой инклюзивного профессионального образования.
В своей деятельности РУМЦ сотрудничает с благотворительными фондами, организациями, проводящими экспертизу доступности среды (архитектурной и образовательной).
Универсальная модель РУМЦ СПО инклюзивного образования в Республике Марий Эл
РУМЦ взаимодействует с региональными общественными организациями (ВОС, ВОГ, ВОИ) по вопросам совместного проведения тренингов и программ профориентации, а также с работодателями по вопросам организации производственной практики, квотирования рабочих мест, адаптации выпускников на рабочем месте, трудоустройства. РУМЦ взаимодействует с региональными отделениями медико-социальной экспертизы по вопросам разъяснительной работы
по оформлению индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида с целью получения профессионального образования.
К совместной деятельности подключены общеобразовательные организации: ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» по реализации образовательной модели «Школа - Техникум», образовательные организации высшего образования (АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт») по реализации образовательной модели «Техникум - ВУЗ»; модели реализуются с использованием дистанционной образовательной технологии.
РУМЦ СПО на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский политехнический техникум» входит в число победителей конкурсного отбора на предоставление в 2022 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятий по созданию условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
План мероприятий по трансляции опыта на 2022 год
ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский политехнический техникум»
№
|
Наименование
|
Дата проведения
|
Категория участников
|
Численность участников
|
Характеристика мероприятия
|
Формат проведения
|
1
|
Межрегиональные вебинары.
Цель: трансляция, обмен опытом, повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с категорией – инвалиды, обучающиеся с ОВЗ
|
февраль
|
РУМЦ, БПОО
Томской обл.
|
25
|
Тема: Особенности разработки дидактического оснащения АОП.
|
онлайн
|
март
|
РУМЦ, БПОО
Кировской обл.
|
30
|
Тема: Технологии обеспечения доступности профессионального образования через применение технических средств и дистанционных образовательных технологий
|
май
|
РУМЦ, БПОО
Башкортостана
|
20
|
Тема: Технологии спортивно-оздоровительного характера - адаптивная физическая культура (комплекс мер, направленных на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, преодолению психологических барьеров)
|
июнь
|
РУМЦ, БПОО
республики Татарстан
|
25
|
Тема: Технологии социализации - формирование механизмов и норм социального поведения, установок, характера и других особенностей, которые помогают адаптироваться и реализовывать свой творческий потенциал
|
сентябрь
|
РУМЦ, БПОО Краснодарского края
|
20
|
Тема: Индивидуальные методики обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
|
ноябрь
|
РУМЦ, БПОО
Московской обл.
|
30
|
Тема: Информационная электронно-образовательная среда как условие обеспечения доступности СПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
|
|
2
|
Межрегиональный семинар-совещание
Цель: трансляция, обмен опытом, повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с категорией – инвалиды, обучающиеся с ОВЗ
|
октябрь 2022
|
РУМЦ, БПОО ПФО
|
50
|
Тема: Инклюзивное образование в условиях СПО
|
очный
|
3
|
Всероссийская научно-практическая конференция.
Цель: трансляция, обмен опытом, повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с категорией – инвалиды, обучающиеся с ОВЗ
|
декабрь 2022
|
РУМЦ, БПОО РФ
|
65
|
Тема: Повышение адаптационных возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии
|
очный
|
Закрепление субъектов за РУМЦ СПО
План-график (сетевой график) деятельности РУМЦ на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский политехнический техникум», 2021 год
Наименование мероприятий
|
Подтверждающие документы, наименование, краткая аннотация
|
Показатели выполнения мероприятия и их достигаемые значения
|
Сроки реализации
|
- Создание отдельного структурного подразделения
|
Локальный акт о создании отдельного структурного подразделения, в составе которого административный сектор; аналитический сектор; научно-образовательный сектор; сектор по информационно-консультационному сопровождению образования лиц с инвалидностью и ОВЗ; Call-центр
|
Создано 1 отдельное структурное подразделение (штат 5 человек)
|
январь
|
- Разработка и актуализация основных профессиональных образовательных программ, КИМ, ФОС с участием работодателей и представителей общественных организаций инвалидов
|
Утвержденные основные профессиональные образовательные программы, КИМ, ФОС, согласованные с работодателями и общественными организациями инвалидов, в том числе ВОС, ВОГ
|
Разработано и опубликовано на сайте ОПОП и др. материалов - 5, из них прошли внешнее рецензирование - 2
|
январь-сентябрь
|
- Расширение спектра направлений подготовки по программам СПО
|
Документы бухгалтерской отчетности (счет, контракт, счет-фактура, накладная, платежное поручение).
Организация учебной мастерской для студентов с инвалидностью по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик, сварщик)
|
Оборудовано 5 специализированных рабочих мест сварщика, выполнен ремонт мастерской, установлено специализированное оборудование - 3D тренажер сварщика.
|
февраль-август
|
- Открытие новой конкурсной площадки чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» по компетенции Электромонтаж
|
Документы бухгалтерской отчетности (счет, контракт, счет-фактура, накладная, платежное поручение).
Открытие новой конкурсной площадки Электромонтаж
|
Оборудовано 5 специализированных рабочих мест электромонтажника. Обеспечение учебного процесса электронным УМК
|
февраль-август
|
- Разработка, актуализация конкурсных заданий, контрольно-оценочных средств, требований к оснащению рабочего места конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс»
|
Утвержденные национальными экспертами Абилимпикс конкурсные задания
|
Разработано и опубликовано на сайте 9 конкурсных заданий Чемпионата Абилимпикс Республики Марий Эл
|
в течение года
|
- Оснащение образовательного процесса специализированным реабилитационным оборудованием
|
Документы бухгалтерской отчетности (счет, контракт, счет-фактура, накладная, платежное поручение).
Индукционные системы предназначены для успешного освоения профессий и специальностей обучающихся с нозологиями слабослышащие, ОДА, слабовидящие, общие заболевания
|
Приобретено и используется 4 индукционных системы
|
февраль-август
|
- Проведение очной всероссийской научно-практической конференции
|
Документы бухгалтерской отчетности (счет, контракт, счет-фактура, накладная, платежное поручение,).
Программа проведения конференции. Трансляции лучших практик подготовки людей с инвалидностью
|
Проведена работа 4 практических площадок, подготовлены 8 докладов для пленарного заседания, презентовано 8 мастер-классов, организован 1 круглый стол, разработан раздаточный материал и изготовлено 30 комплектов полиграфической продукции.
Материалы конференции опубликованы на сайте
|
ноябрь
|
- Проведение обучающего семинара
|
Документы бухгалтерской отчетности (счет, контракт, счет-фактура, накладная, платежные поручения).
Программа семинара. Семинар посвящен особенностям реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
|
Проведена работа 2 практических площадок, подготовлены 4 доклада для пленарного заседания, презентовано 4 мастер-класса, организован 1 круглый стол, разработан раздаточный материал и изготовлено 20 комплектов полиграфической продукции.
Материалы обучающего семинара опубликованы на сайте
|
апрель
|
- Проведение всероссийских семинаров, вебинаров, научно-практических конференций,
семинар «Создание специальных условий для лиц с особыми образовательными потребностями», май;
вебинар « Практика сопровождения лиц с ментальными нарушениями в ПОО», июнь;
научно-практическая конференция «Лучшие практики инклюзивного образования в системе СПО», октябрь
|
Программы
|
Проведены 3 мероприяти Всероссийского уровня;
опубликаны на сайте
|
февраль -декабрь
|
- Организация и проведение стажировок в рамках повышения квалификации руководителей и педагогов ПОО
|
Документы бухгалтерской отчетности (контракт, счет, платежное поручение, отчеты о документы по командировочным расходам).
Сертификаты. Программы стажировок
|
Прохождение 1 стажировки специалистами РУМЦ. Организация и проведение 2 стажировок на базе РУМЦ для сетевых партнеров
|
март,
октябрь
|
- Подготовка кейсов, содержащих описание лучших практик инклюзивного образования в системе СПО
|
Комплект кейсов содержащих описание лучших практик инклюзивного образования в системе СПО (в т.ч. по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства, демонстрационного экзамена)
|
Разработаны и опубликованы на сайте 2 кейса
|
в течение года
|
- Проведение экспертизы программ, проектов и других материалов по инклюзивному профессиональному образованию
|
Экспертные заключения
|
Проведены 3 экспертизы ОПОП и других материалов
|
в течение года
|
- Разработка комплектов методических рекомендаций и материалов по вопросам реализации инклюзивного образования в системе СПО
|
Комплект методических рекомендаций и материалов по вопросам реализации инклюзивного образования в системе СПО. Заключение ФМЦ РУДН
|
Разработаны и опубликованы на сайте 2 комплекта методических рекомендаций
|
в течение года
|
- Разработка рекомендаций по оборудованию рабочего места специалиста для 3-х нозологических групп
|
Комплект рекомендаций по использования специализированных рабочих мест для 3-х нозологических групп
|
Разработаны и опубликованы на сайте 3 комплекта методических рекомендаций
|
в течение года
|
- Разработка рекомендаций по оборудованию учебно-производственных мастерских
|
Комплект рекомендаций по использованию специализированного оборудования в учебных мастерских
|
Разработаны и опубликованы на сайте 3 комплекта методических рекомендаций
|
в течение года
|
- Разработка рекомендаций для работодателей
|
Комплект рекомендаций для работодателей
|
Разработаны и опубликованы на сайте 3 комплекта методических рекомендаций
|
в течение года
|
Перечень разработанных и реализуемых адаптированных программах СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, запланированных к реализации в 2021-2022 уч. году
Наименование субъекта Российской Федерации
Республика Марий Эл
|
Наименование Ресурсного учебно-методического центра (полное наименование образовательной организации)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Марийский политехнический техникум»
|
№ п/п
|
Наименование адаптированной образовательной программы
|
Код
профессии/специальности
|
Нозологическая группа (нарушение слуха, зрения, ОДА,
интеллектуального развития)
|
Возможность применения ДОТ при реализации
|
Адаптированные программы СПО
|
1
|
Мастер общестроительных работ
|
08.01.07
|
Нарушение слуха
|
|
2
|
Мастер по обработке цифровой информации
|
09.01.03
|
Нарушение слуха, ОДА
|
да
|
3
|
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
|
11.01.01
|
Нарушение слуха, ОДА
|
|
4
|
Контролер банка
|
38.01.03
|
Нарушение слуха, зрения, ОДА
|
да
|
5
|
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
|
08.02.09
|
Нарушение слуха
|
|
6
|
Технология деревообработки
|
35.02.03
|
Нарушение слуха
|
|
7
|
Документационное обеспечение управления и архивоведение
|
46.02.01
|
Нарушение слуха, ОДА
|
да
|
Адаптированные программы ПО
|
1
|
Маляр строительный
|
12680
|
Нарушение интеллектуального развития
|
|
2
|
Каменщик
|
16199
|
Нарушение интеллектуального развития
|
|
3
|
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
|
17938
|
Нарушение слуха, ОДА
|
да
|
4
|
Резчик по дереву и бересте
|
18783
|
Нарушение слуха, ОДА, интеллектуального развития
|
|
5
|
Станочник деревообрабатывающих станков
|
19601
|
Нарушение интеллектуального развития
|
|
6
|
Швея
|
19727
|
|
|
7
|
Штукатур
|
12680
|
Нарушение интеллектуального развития
|
|
8
|
Кружевница
|
13209
|
Нарушение слуха, интеллектуального развития
|
|
Информация о разработанных методиках и технологиях работы для инвалидов и лиц с ОВЗ
Наименование Ресурсного учебно-методического центра
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Марийский политехнический техникум»
|
№
п/п
|
Наименование методики или технологии работы для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
Код
профессии/специальности*
|
Нозологическая группа (нарушение слуха, зрения, ОДА, интеллектуального развития)
|
1
|
Технологии обеспечения доступности профессионального образования через применение технических средств и дистанционных образовательных технологий
|
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение;
38.01.03 Контролер банка
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
|
нарушение слуха, ОДА, интеллектуального
развития
|
2
|
Технологии спортивно-оздоровительного характера - адаптивная физическая культура (комплекс мер, направленных на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, преодолению психологических барьеров)
|
13209 Кружевница;
18783 Резчик по дереву и бересте;
12680 Маляр строительный
16199 Каменщик
19601 Станочник деревообрабатывающих станков
19727 Швея
12680 Штукатур
|
нарушение слуха, ОДА, интеллектуального
развития
|
3
|
Технологии социализации - формирование механизмов и норм социального поведения, установок, характера и других особенностей, которые помогают адаптироваться и реализовывать свой творческий потенциал
|
13209 Кружевница;
18783 Резчик по дереву и бересте;
12680 Маляр строительный
16199 Каменщик
19601 Станочник деревообрабатывающих станков
19727 Швея
12680 Штукатур
|
нарушение слуха, ОДА, интеллектуального
развития
|
4
|
Индивидуальные методики обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
|
13209 Кружевница;
18783 Резчик по дереву и бересте;
|
нарушение слуха, ОДА, интеллектуального
развития
|
Перечень образовательных программ дополнительного профессионального образования, разработанных для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования
Наименование субъекта Российской Федерации
Республика Марий Эл
|
Наименование Ресурсного учебно-методического центра (полное наименование образовательной организации)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Марийский политехнический техникум»
|
№
п/п
|
Наименование образовательной программы ДПО для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования
|
Код профессии/специальности*
|
Численность педагогических работников, прошедших обучение по программам ДПО по вопросам инклюзивного образования
|
1
|
Технологии электронного обучения как компонент создания специальных условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (использование конструктора iSpring Suite , электронной библиотеки BOOK.RU)
|
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение;
38.01.03 Контролер банка
|
28
|
2
|
Методическое сопровождение реализации ОП с использованием ДОТ
|
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
|
24
|
3
|
Создание специальных условий для успешного профессионального самоопределения и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
|
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
|
14
|
Управление подписками | /_layouts/images/ReportServer/Manage_Subscription.gif | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ManageSubscriptions.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x80 | 0x0 | FileType | rdl | 350 | Управление источниками данных | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/DataSourceList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x20 | FileType | rdl | 351 | Управление параметрами | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ParameterList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 352 | Управление параметрами обработки | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ReportExecution.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 353 | Просмотр журнала отчета | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ReportHistory.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x40 | FileType | rdl | 354 | Просмотр зависимых элементов | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/DependentItems.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rsds | 350 | Изменить определение источника данных | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/SharedDataSource.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rsds | 351 | Просмотр зависимых элементов | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/DependentItems.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 350 | Управление отчетами с дополнительной информацией | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ModelClickThrough.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 352 | Управление безопасностью элементов модели | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/ModelItemSecurity.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x2000000 | FileType | smdl | 353 | Повторно создать модель | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/GenerateModel.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | smdl | 354 | Управление источниками данных | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/DataSourceList.aspx?list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x20 | FileType | smdl | 351 | Загрузить в построителе отчетов | | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/RSAction.aspx?RSAction=ReportBuilderModelContext&list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x2 | FileType | smdl | 250 | Изменить в построителе отчетов | /_layouts/images/ReportServer/EditReport.gif | /prof/ou29/_layouts/ReportServer/RSAction.aspx?RSAction=ReportBuilderReportContext&list={ListId}&ID={ItemId} | 0x0 | 0x4 | FileType | rdl | 250 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /prof/ou29/_layouts/formserver.aspx?XsnLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | FileType | xsn | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /prof/ou29/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /prof/ou29/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.2 | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /prof/ou29/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.3 | 255 | Редактировать в веб-обозревателе | /_layouts/images/icxddoc.gif | /prof/ou29/_layouts/formserver.aspx?XmlLocation={ItemUrl}&OpenIn=Browser | 0x0 | 0x1 | ProgId | InfoPath.Document.4 | 255 | Просмотр в веб-обозревателе | /_layouts/images/ichtmxls.gif | /prof/ou29/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&DefaultItemOpen=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsx | 255 | Просмотр в веб-обозревателе | /_layouts/images/ichtmxls.gif | /prof/ou29/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&DefaultItemOpen=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsb | 255 | Снимок в Excel | /_layouts/images/ewr134.gif | /prof/ou29/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&Snapshot=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsx | 256 | Снимок в Excel | /_layouts/images/ewr134.gif | /prof/ou29/_layouts/xlviewer.aspx?listguid={ListId}&itemid={ItemId}&Snapshot=1 | 0x0 | 0x1 | FileType | xlsb | 256 |
|
|
|
|
|