Реализация этнокультурных потребностей обучающихся в образовательных организациях четко просматривается в преподавании предмета «История и культура народов Марий Эл». В 2011 году составлена примерная общеобразовательная программа по истории и культура народов с этнокультурным содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории местных этносов. Данный предмет изучается во всех общеобразовательных организациях (включая дошкольный уровень образования) республики и призван дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения. Содержание программы «История и культура народов Марий Эл» способствует повышению уровня национального общественного самосознания и культуры межнациональных отношений, приобщению обучающихся к национальным и культурным ценностям народов, проживающих на территории республики. В 2012-2013 годах изданы учебные пособия по предмету «История и культура народов Марий Эл» для обучающихся 2, 3, 5 классов.
Необходимо отметить методическую поддержку проведения научно-практических конференций, форумов и олимпиадного движения (Слет Марийской молодежи, Финно-угорский лагерь). Регулярно проводятся конкурсы детей дошкольного и школьного возраста «Пеледше тукым», «Самырык тукым», фестивали, викторины и конкурсы, посвященные Дням родственных финно-угорских народов, Дню марийской письменности, Дню национального героя.
В целях обеспечения этнокультурных потребностей молодежи в республике реализуются образовательные проекты, где особое внимание уделяется достоверности описания исторических событий. Ведущими идеями данных проектов являются приобщение молодежи к национальной культуре, усвоение значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия.
Министерством образования и науки обеспечивается развитие системы олимпиад по предметам этнокультурного компонента: на протяжении ряда лет традиционно проводится открытая республиканская Межрегиональная олимпиада по 7 предметам этнокультурного направления: марийский родной язык, марийский государственный язык, марийская литература, татарский язык и литература, история и культура народов республики Марий Эл. В олимпиадах принимают участие обучающиеся как Республики Марий Эл, так и представители территорий компактного проживания марийской диаспоры.
Ежегодные республиканские конкурсы «Лучший учитель марийского языка» и «Лучшее образовательное учреждение – этнокультурный центр», проводимый Министерством образования и науки Республики Марий Эл подчеркиваются важность признания приоритетности формирования позитивной этнической идентичности в форме единства культур разных народов.
Отрадно отметить взаимодействие образовательных организаций с Национальным музеем Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и Республиканским музеем изобразительных искусств. Совместные мероприятия способствуют реализации накопленного созидательного опыта мирного развития народов Марий Эл. Почти в каждой образовательной организации функционируют музеи: этнографические, краеведческие, археологические, боевой славы - все они, собранные руками обучающихся и педагогов, хранят тепло души рук представителей старших поколений.
Республика Марий Эл располагает всеми возможностями для обеспечения языковых прав и этнокультурных потребностей населения. Имеется соответствующая нормативно-правовая база, созданы условия для реализации основных общеобразовательных программ (создана достаточная материально-техническая база, учебно-методическое сопровождение, высококвалифицированные кадры, сеть образовательных организаций, реализующих программы и этнокультурного содержания).