Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) образования
с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
«рекомендовано»
Педагогический Совет ГБОУ РМЭ
«Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Протокол №_______________
«____» _______________ 2012 г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования
с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
______________ /Толстова Н.А./
«____» _______________ 2012 г.
|
Концепция воспитательной системы школы.
(2012-2017годы)
Авторы: Толстова Наталья Алексеевна,
директор ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего
(полного) образования с углубленным изучением
отдельных предметов г.Козьмодемьянска»,
кандидат педагогических наук.
Саранова Надежда Анатольевна,
Заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного)
образования с углубленным изучением отдельных
предметов г.Козьмодемьянска»
2012 г.
Введение……………………………………………………..…………………...…3
Основные понятия, используемые в Концепции ………………………..….…5
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ…………………………… ……5
1.1. Роль воспитания в системе образования………………………………5
1.2 Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания ………………………………………………………………..………......................7
1.3.Цель и основные задачи развития воспитания………………………..…8
1.4. Подходы к управлению воспитательной системой……………….…10
1.5. Этапы реализации концепции…………………………………………..12
1.6. Содержание и формы воспитательной работы школы……………......13
1.7. Модель выпускника школы…………..……………………………….……..15
2. Перспективные направления реализации Концепции развития воспитания в системе образования ……….……........................19
2.1. Программа развития ученического самоуправления «Школа роста и становления»…………………………………………………………..……..…....19
2.2. Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»……....….21
2.3. Программа интеллектуального творческого развития «Шаг в науку»..22
2.4. Программа развития социально-информационной культуры обучающихся «Дарование»………………………………………………..….............................…24
2.5. Программа социального развития личности «Воспитание творчеством»…………………………………………………………….…....……25
2.6. Программа «Школа – дом – одна семья»…………………………......…..26
2.7. Программа общекультурного направления «Мир прекрасного»…....…27
3. Критерии, показатели и методики исследования эффективности воспитательной системы школы………………………….………..…...…..26
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции…………………………28
Список литературы……………………………………………………...……29
Введение
Целесообразность принятия программы воспитательной работы ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:
· Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании».
· Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ
· Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» с изменениями от 21 марта 2002 г.
· Федеральная программа развития образования с изменениями от 26 июня 2007 г.
· Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
· Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
· Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы.
· Стратегия действия в интересах детей на 2013-2017 годы в Республике Марий Эл.
Республиканские и муниципальные программы, обеспечивающих различные направления воспитания и социализации личности:
· «Развитие физической культуры и спорта в Республике
Марий Эл на 2011 – 2015 годы»,
· «Правовое просвещение граждан в Республике Марий Эл
на 2011 ‑2013 годы»,
· «Комплексные меры противодействия потреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2010 ‑ 2012 годы»,
· «Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей
на 2010 ‑ 2012 годы»,
· «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2011‑ 2014 годах»,
· «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей
и подростков на 2009 ‑ 2011 годы»,
· «Комплексная программа профилактики правонарушений
в Республике Марий Эл на 2009 ‑ 2012 годы».
Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.
Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали:
v противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;
v противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы с одной стороны и несовершенством имеющихся средств, с другой.
Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
- успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
- успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
- успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
- успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
- успешность – это атрибут ученика, и учителя как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
- успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
Концепция воспитательной системы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл. В документе учтены положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования. Стратегическая задача концепции развития воспитательной системы школы – обеспечение условий для получения развивающейся личностью запаса нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях.
Основные понятия, используемые в Концепции
Воспитание – это процесс развития и формирования личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.
Воспитательная система – это целостная социальная система, реализуемая на базе образовательного учреждения (или сети образовательных учреждений), в котором воспитание детей выступает приоритетом профессиональной деятельности работающих здесь педагогов.
Компетентность (от лат. competens – способный) – это способность решать определенного рода проблемы в той или иной сфере человеческой жизни, предполагающая наличие у человека необходимых для решения этих проблем знаний, умений, ценностей, опыта.
Национальный воспитательный идеал – это образ человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретных исторических и социокультурных условиях.
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных ценностей, целей и принципов воспитания, форм и способов их поэтапной реализации в рамках определенной территории (города, республики государства).
1.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Роль воспитания в системе образования
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Мы предполагаем, что реализация основных положений Концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.
Принимаемая Концепция определяет основы:
- разработки новой Программы развития воспитания;
- совершенствования системы управления развитием воспитания;
-обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.
- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
В настоящее время школой накоплен опыт реализации программ, направленных на формирования активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, детском общественном движении.
Вместе с тем в детской и подростковой среде стал проявляться ряд негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. На фоне указанных тенденций обострились следующие проблемы воспитания в системе образования:
- девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение
воспитательной и социализирующей функций образования на фоне
распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»;
- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;
- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
- дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;
- несогласованность действий различных субъектов воспитания в формирующемся воспитательном пространстве г. Козьмодемьянск и Горномарийского района.
- дефицит ресурсного обеспечения.
Необходимость решения отмеченных выше проблем требует обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.
1.2. Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания
Методологической основой Концепции развития воспитания является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве города.
Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.
Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
· Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.
Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Теоретической основой системы воспитания будет являться: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.
Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.
Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.
1.3Цель и основные задачи развития воспитания
Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров социально активной личности.
1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.
2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.
3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.
4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Основная цель концепции: создание целостного пространства, обеспечивающего необходимые условия для воспитания высоконравственной, ответственной, социально активной, творчески одаренной личности и духовно-нравственного развития воспитанников на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
В сфере личностного развития и общественных отношений:
- Формирование нравственности, морали, совести, трудолюбия, веры в Россию
- Развитие патриотизма, бережного отношения к жизни человека, к семейным ценностям
В работе с педагогическим коллективом:
- Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов
- Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
В работе с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.
- формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
Содержание воспитательного процесса.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 уровня воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый уровень - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй уровень - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий уровень - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
В качестве системообразующих в ОУ определены следующие виды деятельности:
воспитание гражданственности - подготовка и включение учащихся школы в жизнь демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции;
познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
1.4. Подходы к управлению воспитательной системой.
Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляют социальный педагог, психолог школы.
Педагог-организатор осуществляет различную совместную деятельность учащихся.
Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение.
Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.
Основным источником финансирования являются средства республиканского бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.
Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.
Научно-методическое обеспечение.
Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:
развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;
Деятельность
· диагностическая,
· учебно-познавательная,
· трудовая,
· общественно-полезная,
· эстетическая,
· художественно-творческая,
· ценностно-ориентировочная,
· спортивно-оздоровительная,
· коррекционная
Технологии
· личностно-ориентированные технологии,
· передовой педагогический опыт,
· методика коллективной творческой деятельности.
1.5. Этапы реализации концепции
Программа рассчитана на 5-летний срок реализации 2012- 2017гг.
1 Этап – Этап становления (2012 год)
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2. Создание модели (образа) выпускника.
3. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы (2012-2016 год)
Осуществление воспитательной работы по семи направлениям.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Осуществление воспитательной работы по семи направлениям
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована (2015-2016 год)
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1.Содружество детей и взрослых.
2.Реализация личностного подхода.
3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки (2017 год)
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2.Разнообразие содержания.
3. Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
Содержание и формы воспитательной работы школы
Годовое Кольцо Праздников и Традиций представляет собой комплексную социально-досуговую педагогическую технологию, основная идея которой - непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение досуга учащихся устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. При этом мы называем это «кольцом», подчеркивая непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей. В этом смысле можно говорить о спирали, когда сами праздники из года в год остаются теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.
Направление содержания |
Формы и методы воспитательной работы |
Дата проведения |
Традиционные мероприятия |
День знаний |
01.09 |
Месячник безопасности |
Сентябрь |
Мы славим тех, кто гордо носит… |
Октябрь |
Посвящение первоклассников в Музыканты и Художники |
Сентябрь – октябрь |
КТД «Осенний каледоскоп» |
Ноябрь |
День Матери |
Ноябрь |
Фестиваль «Новогодний фейерверк» |
Декабрь |
Рождественский фестиваль |
Январь |
Фестиваль инсценировок военно-патриотической песни «Я помню! Я горжусь» |
Февраль |
Рыцарский турнир |
Февраль |
Фестиваль моды «Дыхание весны» |
Март |
Пасхальный фестиваль |
Апрель |
День Земли |
Апрель |
Конкурс инсценированной песни |
Май |
Последний звонок |
Май |
Познавательная деятельность |
Неделя психология |
Октябрь |
Неделя предметов естественно-математического цикла |
Ноябрь |
Неделя предметов гуманитарного цикла |
Декабрь |
Неделя начальных классов |
Январь |
Неделя предметов художественного отделения |
Февраль |
Неделя детской книги и музыки |
Март |
Неделя физической культуры, технологии, ОБЖ |
Апрель |
Декада классного руководителя и воспитателя |
Февраль, март |
Общественно полезная деятельность |
Операция «Забота». Помощь пенсионерам на День пожилых |
Октябрь
|
Оказание шефской помощи ветеранам труда |
Май |
Ценностно-ориентированная деятельность |
Проведение различных мероприятий патриотического направления |
Ноябрь
Февраль
Май |
Правовое воспитание |
Встречи с медработниками |
В течение года
|
Встречи с работниками суда, прокуратуры, ОВД с целью предупреждения нарушений. |
Ежеквартально
|
Индивидуальные беседы с детьми стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних |
Ежемесячно
|
Мероприятия, направленные на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака». Профилактики наркомании и алкоголизма. |
Октябрь
Декабрь
Апрель
|
Экологическое воспитание |
Экологические субботники. |
Сентябрь, май |
Операция «Чистые берега». Очистка от мусора реки Волги |
Сентябрь, май
|
Акция «Птичья столовая»
|
Январь, февраль |
Конкурс плакатов об охране окружающей среды |
Март, апрель |
1.7. Модель выпускника школы
В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Модель выпускника школы является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Модель выпускника школы состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения.
Рис.2. Качественная характеристика личности ученика
Требования к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника на каждой возрастной ступени:
|
Возрастная ступень |
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
Духовно-нравственная |
Обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине; внимание к окружающим людям, уважительное отношение к представителям других наций и народностей |
Осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность, уважение к своей родине России, честь, долг, ответственность, гражданственность. Социальная активность. Нравственная убежденность |
Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Человеческое достоинство. Потребность делать добро. Преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными |
Познавательная |
Знания, умения, навыки, соответствующие требованиям учебных стандартов; познавательный интерес к миру, истории и культуре своей Родины |
Знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям школьника и образовательному стандарту, в том числе, знания о России и регионе,. Культура мышления, языковая. |
Знания, умения, навыки. соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени, личным запросам и потребностям. Развитый интеллект, культура ума. |
Коммуникативная |
Умение слушать других, понимание ценности дружбы; владение навыками этикета; соотнесение своих поступков социально-ценностными нормами |
Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в
жизненных ситуациях |
Умение выполнять роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации. Умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Социальная адаптированность |
Эстегическая |
Умение видеть красоту окружающего мира, стремление беречь, защищать природу. Приобщение к миру искусства. |
Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты |
Потребность вносить прекрасное в деятельность, в отношения с окружающими людьми. Овладение основами мировой культуры, России |
Трудовая |
Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи |
Умение работать в коллективе. Бережное отношение к школьному и иному имуществу, проявление инициативы, творчества при выполнении работы. Сформированность чувства долга, ответственности. Способность к адекватной самооценке своих способностей и возможностей |
Осознанное профессиональное самоопределение, готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе, способность к конструктивной, научной организации труда, оптимизм, мобильность |
Физическая |
Желание укреплять свое здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдение правил личиной гигиены. |
Осознанная потребность укрепления своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни, внимание к здоровью окружающих, желание заниматься в различных спортивных секциях |
Готовность вести здоровый образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью, забота о здоровье окружающих. Стремление к достижению спортивных результатов |
Наиболее обобщенно образы выпускников школы сформулированы следующим образом: выпускник ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» - это личность компетентная, инициативная, активно саморазвивающаяся, способная творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, ориентирующаяся на здоровый образ жизни, в основе поступков которой превалируют гуманистические идеи и ценности, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.
Перспективные направления реализации Концепции развития воспитания в системе образования
В ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска», вследствие целенаправленной работы в сфере воспитательной деятельности, выполняются социальнозначимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности, посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями, с родителями, властью.
Основу реализации Концепции составит система целевых программ развития воспитания, в плане выделены 7 основных программ:
v Программа развития ученического самоуправления «Школа роста и становления».
Ученическое самоуправление – важнейшая составная воспитательной системы школы-интерната. Её главный результат – деятельностное содружество педагогов и учащихся.
Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
Цель Программы – создание благоприятных, педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи:
· создать систему ученического самоуправления, как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
· предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать образовательно-воспитательный процесс);
· выявить и развить творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей;
· развить навыки лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
· развить навыки и способы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
· обучить органы ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Модель ученического самоуправления «Школа роста и становления» представляет систему взаимосвязанных блоков:
Реализуя Программу развития ученического самоуправления в школе-интернате, оно приобретёт новое содержание, которое придаст деятельности коллектива школы ту логику, ту содержательную направленность и главное, ту одухотворённость, которые разбудят в душах учащихся, педагогов и родителей сокровенное чувство взаимопонимания, в котором нуждаются все, несмотря на возраст, и которое, хочется верить, что когда-нибудь ушедшие во взрослую жизнь учащиеся, вспомнят годы, проведённые в нашей школе, добрым словом, потому что каждый, имея возможность проявить себя, свою самодеятельность и предложить свою идею.
v Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье».
Предлагаемая Программа базируется на понимании ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями и продиктована следующими основаниями:
1. Признанием в социальной практике и образовании здоровья как ведущей личностной и социальной ценности.
2. Потребностью родителей и учащихся в расширении здоровье-сберегающих возможностей школы для целенаправленной, углубленной подготовки школьников. Программа «Здоровье», конкретизируя одно из направлений Программы развития ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» на 2012-2017 гг., находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.
3. Выявлением целого ряда здоровьеразрушающих факторов. Углубленная музыкальная и художественная подготовка в школе, реализация инноваций, предполагаемых Программой развития школы, - все это требует особого внимания к сохранению и развитию здоровья участников образования.
4. Стремлением школы минимизировать хронические заболевания школьников, отклонения в физическом развитии, переутомления, трудности социально-психической адаптации.
5. Необходимостью формирования представления о здоровьесберегающей технологии как об «образе жизни» учителя и ученика.
Цель: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровье-сберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Задачи:
► В работе с учащимися:
1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать
себя духовно и физически в течение всей жизни;
2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, детально проработать программы для:
- учащихся специальной медицинской группы;
- учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
► В работе с педагогическим коллективом:
1) Организовать серию профессиональных занятий, консультаций для учителей и воспитателей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей на педагогических совещаниях, методических объединениях.
2) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
- совместные соревнования учителей, воспитателей и учеников с освещением результатов на школьных информационных стендах, в средствах массовой информации;
- занятия спортивных секций по видам спорта для работников школы.
3) Морально и материально стимулировать учителей и воспитателей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
► В работе с родителями:
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:
Ö совместное участие в туристских походах, спортивных соревнованиях;
Ö выступления учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: "Если хочешь быть здоров...", "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" и т. п.;
Ö консультирование (по специальному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, соблюдения оптимального двигательного режима;
Ö ознакомление родителей с требованиями программы посредством информационных писем или буклетов, выступлений на родительских конференциях и днях открытых дверей;
Ö разработку рекомендаций для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха;
· отработать организационную модель проведения уроков и внеурочныхзанятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей:
· повысить уровень физического, психического и социального здоровья
обучающихся;
· уменьшить количеств поведенческих рисков, опасных для здоровья;
· повысить уровень лечебной и профилактической работы;
· приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;
· сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни
В качестве основных критериев эффективности реализации программы рассматриваются: позитивное отношение к ней участников, сформированность устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.
v Программа интеллектуального творческого развития «Шаг в науку».
Научное общество учащихся «Исследователь» - творческое объединение детей, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать навыки и умения научно-исследовательской деятельности.
Цель: создание условий для развития интеллектуальной активности учащихся, профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности, вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектульной деятельности.
2. Содействие профессиональному самоопределению
3. Развитие творческого мышления
Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются на трех уровнях:
– информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
– эмоциональном, через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
– нравственно-психологическом, через формирование психологической устойчивости, воспитание нравственных принципов научного сообщества.
Структура и организация работы
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период. В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы комитетов НОУ. В структуру НОУ входят комитеты.
Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом:
Действительные члены общества |
Кандидаты в члены общества |
Ожидаемые Результаты реализации программы
–
Предполагается, что в результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
v Программа развития социально-информационной культуры обучающихся «Дарование».
«Пресс-центр «Дарование» - творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области журналистики, приобретать навыки и умения работы с информацией под руководством взрослых. Исходными принципами, определяющими цели, задачи, содержание и формы деятельности «Пресс-центра» выступают гуманизация, гласность, реальность прав и обязанностей членов объединения, ответственность.
Цель деятельности пресс-центра - создание условий для формирования социально-информационной культуры подрастающего поколения, поддержки юных талантов, стимулирования их стремления к профессиональному росту.
Задачи:
> Выпуск общешкольной газеты «Дарование» и освещение в газете школьной жизни и деятельности ДОО «Восходящие таланты» и органа ученического самоуправления;
> развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;
> знакомство с основами журналистики
> поддержка юных талантов, стимулирование их стремления к гражданскому и профессиональному росту.
Концепция школьной газеты «Дарование»
Тираж: 50 экз. Периодичность: 1 раз в месяц. Целевая аудитория: дети и взрослые (родители, учителя, администрация). Слоган: Жить интересно, познавать неизведанное!
Цели издания: - информирование читателей о событиях, происходящих в школе или имеющих к ней отношение; о деятельности ДОО и ученического самоуправления; предоставление места для творческих работ учеников.
Главное достоинство издания. Газета дает возможность высказаться всем желающим по самым разным проблемам.
Портрет издания. Помимо «голой» информации мы стараемся побуждать читателей к активным действиям по улучшению жизни в школе. Представляем материалы в различных жанрах: информационный, аналитический, иллюстративный, художественно-публицистический. Своей сильной стороной мы считаем то, что газета - продукт усилий детей и взрослых.
Ожидаемые результаты
В результате функционирования Пресс-центра планируется достижение следующих результатов:
- Формирование учебно-управленческих, учебно-информационных умений, умения взаимодействовать;
- Развитие и раскрытие творческих способностей детей. Создание банка данных об учащихся, обладающих яркими творческими способностями: владение словом, стихосложение, организаторские способности, владение ИКТ;
- Предоставление возможности для самореализации и общественного признания;
- Предоставление площадки для свободного выражения личного мнения и для ведения дискуссий по различным проблемам,
- Своевременное информирование о событиях в школе посредством размещения материалов в школьной газете, тематических выпусках, на страницах школьного сайта;
- Распространение опыта творческой деятельности педагогов и учащихся через выпуск приложений;
- Участие в конкурсах школьной издательской деятельности;
- Выпуск школьной газеты.
v Программа социального развития личности «Воспитание творчеством».
Актуальность рассматриваемой проблемы определила тему: «Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы». Объект исследования – процесс социализации школьников в воспитательной системе школы. Предмет исследования – система работы педагога-организатора по социальному развитию школьников.
Целью программы является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность работы педагога-организатора по социальному развитию школьников может быть существенно повышена, если:
· деятельность по социальному развитию школьников опирается на концептуальные положения, отражающие целостное представление о социальном развитии личности в системе образования;
· учащимся предоставляются широкие возможности для проявления и развития социальной активности, в том числе за счет расширения направлений творческой деятельности, где человек может быть успешным (интеллектуальное, созидательное творчество, социальное лидерство и др.).
Проблема программы, её цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку задач:
- проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию социальной практики обучающихся;
- разработать систему компетентностно–ориентированных и творческих воспитательных мероприятий, содействующих социальному творчеству;
- определить способы диагностики и показатели достижения результатов
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения, рисках и угрозах их нарушения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к Отечеству, другим людям; стремления к коллективной творческой деятельности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации деятельности в социальном пространстве; опыта волонтерской (добровольческой) деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Перспективой дальнейшего развития является возможность развития его содержания в направлении перехода от стратегии неадаптивной социализации - включение в разные формы социального взаимодействия и совершенствования социума и культурной среды - к модели творческой транссоциализации, которая предполагает становление подростка как автора новых форм социальности внутри старого социума.
v Программа «Школа – мой дом».
Программа «Школа – мой дом» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных специалистов, самих учеников по формированию круга семейных ценностей; объединяет работу педагогического коллектива и родителей учащихся. Семья ребенка, находящаяся в тесном контакте со школой, играет значительную роль в реализации программы.
Результатом реализации программы должно стать формирование отношения к семье как основе российского общества; уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Предлагаемая Программа базируется на понимании процесса формирования семейных ценностей как многослойного процесса, включающего в себя обретение учащимися знаний об институте семьи, его функциях, побуждение школьников к определенным поступкам, способам поведения в семье и ценностного к ней отношения, и продиктована следующими основаниями:
1. Признанием возрастающего разрушения нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; резкое падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д.
2. Потребностью формирования ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора, развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты;
3. Признанием необходимости социального развития - формирования ценностей российской семьи и общества, этнокультурных семейных и родовых традиций, развития толерантности, гражданского сознания и культуры межэтнического диалога;
4. Стремлением к коммуникативному развитию - формированию у учащихся компетентности в общении в семье, со сверстниками из других семей, положительное отношение к семьям своих друзей;
5. Необходимостью компенсировать риски, связанные с неэффективным выполнением семьей функций социализации и индивидуализации развития личности ребенка. Программа «Школа – мой дом», конкретизируя одно из направлений Программы развития ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска» на 2012 – 2017 гг., находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.
v Программа общекультурного направления «Мир прекрасного».
Программа определяет содержание и основные пути развития системы художественно – музыкального воспитания одаренных детей в школе – интернат и направлена на формирование эстетической культуры детей как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного воспитания.
Цель программы: совершенствование системы эстетического воспитания в лицее, обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание нравственных качеств средствами художественно – музыкального творчества, умение видеть культуру в себе и себя в мире культуры.
Задачи:
§ определить оптимальность содержания эстетического образования и воспитания до 2017 года в рамках целевых программ школы–интернат;
§ определить формы, методы реализации социального запроса творческой траектории учащихся;
§ обеспечить интеграцию культурной среды лицея с культурной средой общества;
§ решить проблему ресурсного обеспечения выполнения программы;
а) через повышение квалификации кадров методического объединения учителей эстетического цикла;
б) использование новых педагогических технологий (индивидуализация образования, интеграция).
Ожидаемые результаты.
Ø Создание культуротворческой среды школы-интернат, обеспечивающей эмоциональный климат, личностную значимость творческой деятельности лицеиста как основных социальных компетенций, средствами художественно – музыкального образования, интегрированного в учебно – воспитательную систему школы-интернат;
Ø достижение высокого уровня культуры педагогического коллектива, владеющего инновационными технологиями педагогического сопровождения участников творческих объединений;
Ø высокая результативность деятельности детских творческих коллективов, личностных достижений учащихся;
Ø наличие системы сотрудничества эстетической среды школы-интернат с социумом.
3 Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии |
Показатели |
Реализация компетентностного подхода. |
· Сформированность ключевых компетентностей обучающихся (мониторинг воспитательного процесса)
· Высокий уровень воспитанности обучающихся (мониторинг воспитательного процесса)
· Участие обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях
· Участие волонтерской деятельности
· Поступление в ВУЗы
· Отсутствие правонарушений обучающимися |
Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося. |
· Освоение образовательной программы
· Развитие мышления
· Познавательная активность
· Сформированность учебной деятельности |
Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося |
· Нравственная направленность личности
· Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду |
Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося |
· Коммуникабельность
· Сформированность коммуникативной культуры обучающегося
· Знание этикета |
Сформированность физического потенциала личности |
· Состояние здоровья обучающегося
· Развитость физических качеств личности |
Сформированность коллектива школы-интерната |
· Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
· Развитость самоуправления
· Сформированность совместной деятельности |
Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе-интернате |
Комфортность ребенка в гимназии
Эмоционально-психологическое положение обучающегося в школе-интернате (классе) |
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,
- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,
- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.
Возможные риски
В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:
– постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
– медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты развития воспитания в должны быть следующими:
1. Формирование единой воспитательной системы в ОУ;
2. Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.
3. Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами.
4. Создание системы мониторинга качества воспитания.
5. Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.
6. Позитивная динамика личностного роста учащихся.
Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:
личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных москвичей; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;
социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:
- динамику усвоения ими основных социальных норм;
- динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
- динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.
- степень соответствия созданному в ОУ «Образу выпускника».
Список литературы.
1. Воспитательная система: вызовы современности: Всероссийская научно-практическая конференция. / сост. М.А. Тыртышная. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования», 2012.
2. Журнал «Классный руководитель» №7, 2009.
3. Журнал «Проблемы школьного воспитания». Нижегородский институт развития образования. № 1, 2009 год.
4. Журнал «Справочник классного руководителя» №2, 2011
5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
8. Программа воспитания школьника. / сост. Е.Н. Щуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.
9. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Селиванова Н.Л. Воспитатение в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010.
11. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М.: ЦГЛ, 2004.
12. Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
13. Школьное планирование. Журнал для школьных администраторов. № 2, 2008