Государственный заказчик-координатор и основные разработчики
Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. №308-р Государственная программа «Доступная среда» продлена на пять лет, до 2025 года включительно.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Предоставление услуг на объекте ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат
г. Козьмодемьянска «Дарование»
О специально оборудованных учебных кабинетах:
- Специальных условий доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет по причине невостребованности и отсутствия запросов. Доступ в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести осуществляется на общих основаниях. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В организации имеются: спортивный зал, зал хореографии, актовый зал. В школе имеются кабинеты для проведения практических занятий по химии, физике, биологии, технологии и ИЗО. Оборудованы 2 кабинета информатики. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием. Для осуществления учебного процесса используется интерактивное оборудование.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
- В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется в кабинетах информатики и библиотеке. Осуществляется при помощи учителя информатики.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Отсутствуют
О приспособленной(ых) библиотеке(ах):
Библиотека размещена на 2 этаже и не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине невостребованности и отсутствия запросов.
Информационно- библиотечный центр осуществляет информационное, библиотечное обслуживание всех участников образовательного процесса. Спецального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут использовать ресурсы школьного информационно-библиотечного центра на общих основаниях.
О специальных объектах спорта:
-Образовательная организация имеет: Спортивный зал (182 кв.м), зал ритмики.
Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине невостребованности и отсутствия запросов.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Отсутствуют
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- Вход в школу-интернат оборудован кнопкой вызова персонала, имеется вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне, имеются раздвижные двери для маломобильных групп;
О специальных условиях питания:
- Организовано бесплатное питание для учащихся инвалидов. Условия для доступа в обеденный зал маломобильным группам отсутствуют.
О специальных условиях охраны здоровья:
- Для организации медицинского обслуживания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организован медицинский и процедурный кабинеты, которые оснащены необходимым оборудованием и медикаментами. Медицинское обслуживание осуществляют квалифицированный врач, медсестра, которые в штате ОУ. Медицинский работник отслеживает уровень заболеваемости обучающихся, осуществляет контроль санитарного состояния ОУ, теплового режима и режима питания, проводит профилактические мероприятия. Проводятся плановые осмотры учащихся врачами-специалистами (окулист, невропатолог, хирург, педиатр), организуется работа по профилактике гриппа и ОРВИ.Охрана здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести осуществляется на общих основаниях.
Медицинское обслуживание осуществляется на основании Медицинской лицензии.
В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, соцпедагог, логопед, медсестра.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
люди с детскими колясками и т.п
Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"
I этап: 2011 - 2012 годы;
II этап: 2013 - 2015 годы;
III этап: 2016 - 2018 годы;
IV этап: 2019 - 2020 годы;
V этап: 2021 - 2025 годы;
В настоящее время программа продолжает действовать. Она требует от органов образования и администраций учебных заведений создания доступной среды для инвалидов в школе – условий, в которых особые дети учились бы наравне со всеми. Такие изменения позволят повысить в обычных учениках уровень толерантности, а детям с особым статусом – быстрее интегрироваться в общество.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, доступная среда в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе
Доступная Среда, включает в себя:
- тактильная плитка и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- организация доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.
· свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.
В ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.