Пропустить до основного содержимого

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»

Домашняя
Электронный дневник
Жалобы
Предложения
Заявки
Общие документы
ФЦПРО
  
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» > Станицы для портала > Коцепция воспитательной системы  

Коцепция воспитательной системы

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Места осуществления образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и другие виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Количество вакантных мест для поступления в 1 класс
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
НОВОСТИ
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
ПЛАН РАБОТЫ
План работы на учебный год
Календарь событий
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ОТЧЕТЫ
ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ
ПРОФСОЮЗ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Школьная газета "ДАРОВАНИЕ"
Профилактика
ФОТОГАЛЕРЕЯ
КАРТА САЙТА
Обсуждения
Заявки
Предложения
Жалобы
Документы
Информация для посетителей
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Опросы
Тест
Узлы
Пользователи и группы

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) образования

с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

 

 

 

 

«рекомендовано»

Педагогический Совет ГБОУ РМЭ

«Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Протокол №_______________

 «____» _______________ 2012 г.

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования

с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

______________  /Толстова Н.А./

«____» _______________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция воспитательной системы  школы.

 

(2012-2017годы)

 

 

 

 

Авторы: Толстова Наталья Алексеевна,

директор ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего

(полного) образования с углубленным изучением

отдельных предметов г.Козьмодемьянска»,

кандидат педагогических наук.

Саранова Надежда Анатольевна,

Заместитель директора по воспитательной работе

 ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного)

образования с углубленным изучением отдельных

предметов г.Козьмодемьянска»

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Введение……………………………………………………..…………………...…3

Основные понятия, используемые в Концепции ………………………..….…5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ…………………………… ……5

1.1.    Роль воспитания  в  системе образования………………………………5

1.2 Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания ………………………………………………………………..………......................7

1.3.Цель и основные задачи развития воспитания………………………..…8

1.4.         Подходы к управлению воспитательной системой……………….…10

1.5.         Этапы реализации концепции…………………………………………..12

1.6. Содержание и формы воспитательной работы школы……………......13

1.7. Модель выпускника школы…………..……………………………….……..15

2. Перспективные направления реализации Концепции развития воспитания в системе  образования ……….……........................19

2.1. Программа развития ученического самоуправления «Школа роста и становления»…………………………………………………………..……..…....19

2.2.         Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»……....….21

2.3.         Программа интеллектуального творческого развития «Шаг в науку»..22

2.4.         Программа развития социально-информационной культуры обучающихся «Дарование»………………………………………………..….............................…24

2.5.         Программа социального развития личности «Воспитание творчеством»…………………………………………………………….…....……25

2.6.         Программа «Школа – дом – одна семья»…………………………......…..26

2.7.         Программа общекультурного направления «Мир прекрасного»…....…27

3.        Критерии, показатели и методики исследования эффективности воспитательной системы школы………………………….………..…...…..26

4.        Ожидаемые результаты реализации Концепции…………………………28

Список литературы……………………………………………………...……29

 

 

 

 

Введение

           Целесообразность принятия программы воспитательной работы ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

·                        Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании».

·                        Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ

·                        Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» с изменениями от 21 марта 2002 г.

·                        Федеральная программа развития образования с изменениями от 26 июня 2007 г.

·                        Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

·                        Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

·                        Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы.

·                        Стратегия действия в интересах детей на 2013-2017 годы в Республике Марий Эл.

Республиканские и муниципальные программы, обеспечивающих различные направления воспитания и социализации личности:

·        «Развитие физической культуры и спорта в Республике
Марий Эл на 2011 – 2015 годы»,

·        «Правовое просвещение граждан в Республике Марий Эл
на 2011 ‑2013 годы»,

·        «Комплексные меры противодействия потреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2010 ‑ 2012 годы»,

·        «Детство без насилия и жестокости: профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности детей
на 2010 ‑ 2012 годы»,

·        «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2011‑ 2014 годах»,

·        «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей
и подростков на 2009 ‑ 2011 годы»,

·        «Комплексная программа профилактики правонарушений
в Республике Марий Эл на 2009 ‑ 2012 годы».

         Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

         Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали:

v противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;

v противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы с одной стороны и несовершенством имеющихся средств, с другой.

         Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);
  • успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
  • успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
  • успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
  • успешность – это атрибут ученика, и учителя как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
  • успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

 

Концепция воспитательной системы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл. В документе учтены положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования. Стратегическая задача концепции развития воспитательной системы школы – обеспечение условий для получения развивающейся личностью запаса нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но  и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях.

 

Основные понятия, используемые в Концепции

Воспитание – это процесс развития и формирования личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная система – это целостная социальная система, реализуемая на базе образовательного учреждения (или сети образовательных учреждений), в котором воспитание детей выступает приоритетом профессиональной деятельности работающих здесь педагогов.

Компетентность (от лат. competens – способный) – это способность решать определенного рода проблемы в той или иной сфере человеческой жизни, предполагающая наличие у человека необходимых для решения этих проблем знаний, умений, ценностей, опыта.

Национальный воспитательный идеал – это образ человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретных исторических и социокультурных условиях.

Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных ценностей, целей и принципов воспитания, форм и способов их поэтапной реализации в рамках определенной территории (города, республики государства).

1.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

1.1.         Роль воспитания  в  системе образования

       Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
        Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но  благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации  личности каждого ученика.  Задача педагога в школе  – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать  правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

  Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Мы предполагаем, что реализация основных положений Концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.

Принимаемая Концепция определяет основы:

- разработки новой  Программы развития воспитания;

 - совершенствования системы  управления развитием воспитания;

-обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.

- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;

В настоящее время школой  накоплен опыт реализации программ, направленных на формирования  активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, детском общественном движении.

Вместе с тем в детской и подростковой среде стал  проявляться ряд негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов,  обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. На фоне указанных тенденций обострились следующие проблемы воспитания в системе образования:

-    девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение
воспитательной и социализирующей функций образования на фоне
распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»;

- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной   фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;

- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;

- дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и  молодежи;

- несогласованность действий различных субъектов воспитания в формирующемся воспитательном пространстве г. Козьмодемьянск и Горномарийского района.

- дефицит ресурсного обеспечения.

Необходимость решения отмеченных выше проблем требует обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.

 

1.2. Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания

Методологической основой Концепции  развития воспитания является  комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения,  а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве города.

Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.

Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их  взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия,  оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

·        Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

 Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.     

Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.

 Теоретической  основой системы воспитания будет являться: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.

Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.

Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.

 

1.3Цель и основные задачи развития воспитания

           Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

          Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров   социально активной личности.

1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности  (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.

3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой  школьной среды.

4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

 

Основная цель концепции: создание целостного пространства, обеспечивающего необходимые условия для воспитания высоконравственной, ответственной, социально активной, творчески одаренной личности и духовно-нравственного развития воспитанников на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

В сфере личностного развития и общественных отношений:

- Формирование нравственности, морали, совести, трудолюбия, веры в Россию

- Развитие патриотизма, бережного отношения к жизни человека, к семейным ценностям

В работе с педагогическим коллективом:

- Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов

- Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

В работе с родителями:

- Повышение педагогической культуры родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.

- формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.

 

Содержание воспитательного процесса.

 Исходя из системного подхода, можно выделить 3 уровня воспитательного взаимодействия с личностью ученика.

Первый уровень - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.

Второй уровень - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.

Третий уровень - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.

Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.

В качестве системообразующих  в ОУ определены следующие виды деятельности:

воспитание гражданственности - подготовка и включение учащихся школы в жизнь демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции;

познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

 

1.4.  Подходы к управлению воспитательной системой.

      Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления,  определяется системным подходом, когда система и  объект управления имеет определённую  организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.   

      Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности,  реализацию проектов. 

      Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.

       Тактическое руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

      Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.

      Педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляют социальный педагог, психолог  школы.

      Педагог-организатор осуществляет различную совместную деятельность учащихся.

     Педагоги являются консультантами  в работе органов самоуправления.

     Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.

       Учащиеся осуществляют самоуправление.

      Родители являются соучастниками образовательного процесса.

 

Материально-техническое обеспечение.

Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.

Основным источником финансирования являются средства республиканского бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.

Так же решить  проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.

 

Научно-методическое обеспечение.

Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:

  развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

  формирование современного учебно-методического обеспечения школы;

внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;

 

Деятельность

·        диагностическая,

·        учебно-познавательная,

·        трудовая,

·        общественно-полезная,

·        эстетическая,

·        художественно-творческая,

·        ценностно-ориентировочная,

·        спортивно-оздоровительная,

·        коррекционная

 

Технологии

·        личностно-ориентированные технологии,

·        передовой педагогический опыт,

·        методика коллективной творческой деятельности.

 

1.5. Этапы реализации концепции

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации 2012- 2017гг.

1 Этап – Этап становления (2012 год)

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

2. Создание модели (образа) выпускника.

3. Формирование связей с внешней средой.

 

Ожидаемый результат:

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

 

2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы (2012-2016 год)

Осуществление воспитательной работы по семи направлениям.

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

3. Развивать самоуправление.

4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.

5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

Осуществление воспитательной работы по семи направлениям

 

Ожидаемый результат: Программа  развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

 

3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована (2015-2016 год)

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

1.Содружество детей и взрослых.

2.Реализация личностного подхода.

3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

 

4 этап – Этап обновления и перестройки (2017 год)

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

2.Разнообразие содержания.

3. Усложнение организационных и управленческих процессов.

 

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

 

Содержание и формы воспитательной работы школы

 

Годовое Кольцо Праздников и Традиций представляет собой комплексную социально-досуговую  педагогическую  технологию, основная идея которой - непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение досуга учащихся устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. При этом мы называем это «кольцом», подчеркивая непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей. В этом смысле можно говорить о спирали,  когда сами праздники из года в год остаются теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.

 

 

Направление содержания

Формы и методы воспитательной работы

Дата проведения

Традиционные мероприятия

День знаний

01.09

Месячник безопасности

Сентябрь

Мы славим тех, кто гордо носит…

Октябрь

Посвящение  первоклассников в Музыканты и Художники

Сентябрь – октябрь

КТД «Осенний каледоскоп»

Ноябрь

День Матери

Ноябрь

Фестиваль «Новогодний фейерверк»

Декабрь

Рождественский фестиваль

Январь

Фестиваль инсценировок военно-патриотической песни «Я помню! Я горжусь»

Февраль

Рыцарский турнир

Февраль

Фестиваль моды «Дыхание весны»

Март

Пасхальный фестиваль

Апрель

День Земли

Апрель

Конкурс инсценированной песни

Май

Последний звонок

Май

Познавательная деятельность

Неделя психология

Октябрь

Неделя предметов естественно-математического цикла

Ноябрь

Неделя предметов гуманитарного цикла

Декабрь

Неделя начальных классов

Январь

Неделя предметов художественного отделения

Февраль

Неделя детской книги и музыки

Март

Неделя физической культуры, технологии, ОБЖ

Апрель

Декада классного руководителя и воспитателя

Февраль, март

Общественно полезная деятельность

Операция «Забота». Помощь пенсионерам на День пожилых

Октябрь

 

Оказание шефской помощи ветеранам труда

Май

Ценностно-ориентированная деятельность

Проведение различных мероприятий патриотического направления

Ноябрь

Февраль

Май

Правовое воспитание

Встречи с медработниками

В течение года

 

Встречи с работниками суда, прокуратуры, ОВД с целью предупреждения нарушений.

Ежеквартально

 

Индивидуальные беседы с детьми стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних

Ежемесячно

 

Мероприятия, направленные на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака». Профилактики наркомании и алкоголизма.

Октябрь

Декабрь

Апрель

 

Экологическое воспитание

Экологические субботники.

Сентябрь, май

Операция «Чистые берега». Очистка от мусора реки Волги

Сентябрь, май

 

Акция «Птичья столовая»

 

Январь, февраль

Конкурс плакатов об охране окружающей среды

Март, апрель

 

 

 

1.7. Модель выпускника школы

В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Модель выпускника школы является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Модель выпускника школы состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения.

 

 

Рис.2. Качественная характеристика личности ученика

 

Требования к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника на каждой возрастной ступени:

 

 

 

 

 

Возрастная ступень

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Духовно-нравственная

Обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине; внимание к окружающим людям, уважительное отношение к представителям других наций и народностей

Осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность, уважение к своей родине России, честь, долг, ответственность, гражданственность. Социальная активность. Нравственная убежденность 

Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Человеческое достоинство. Потребность делать добро. Преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными

Познавательная

Знания, умения, навыки, соответствующие требованиям учебных стандартов; познавательный интерес к миру, истории и культуре своей Родины

Знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям школьника и образовательному стандарту, в том числе, знания о России и регионе,. Культура мышления, языковая.

Знания, умения, навыки. соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени, личным запросам и потребностям. Развитый интеллект, культура ума.

Коммуникативная

Умение слушать других, понимание ценности дружбы; владение навыками этикета; соотнесение своих поступков социально-ценностными нормами

Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в

жизненных ситуациях

Умение выполнять роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации. Умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Социальная адаптированность

Эстегическая

Умение видеть красоту окружающего мира, стремление беречь, защищать природу. Приобщение к миру искусства.

Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты

Потребность вносить прекрасное в деятельность, в отношения с окружающими людьми. Овладение основами мировой культуры, России

Трудовая

Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи

Умение работать в коллективе. Бережное отношение к школьному и иному имуществу, проявление инициативы, творчества при выполнении работы. Сформированность чувства долга, ответственности. Способность к адекватной самооценке своих способностей и возможностей

Осознанное профессиональное самоопределение, готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе, способность к конструктивной, научной организации труда, оптимизм, мобильность

Физическая

Желание укреплять свое здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдение правил личиной гигиены.

Осознанная потребность укрепления своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни, внимание к здоровью окружающих, желание заниматься в различных спортивных секциях

Готовность вести здоровый образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью, забота о здоровье окружающих. Стремление к достижению спортивных результатов

 

Наиболее обобщенно образы выпускников школы сформулированы следующим образом: выпускник ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» - это личность компетентная, инициативная, активно саморазвивающаяся, способная творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, ориентирующаяся на здоровый образ жизни, в основе поступков которой превалируют гуманистические идеи и ценности, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

 

Перспективные направления реализации Концепции развития воспитания в системе  образования

В ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска», вследствие целенаправленной работы в сфере  воспитательной деятельности, выполняются социальнозначимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности, посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями, с родителями, властью.

Основу реализации Концепции составит система целевых программ  развития воспитания, в плане выделены 7 основных программ:

 

v Программа развития ученического самоуправления «Школа роста и становления».

          Ученическое самоуправление – важнейшая составная воспитательной системы школы-интерната. Её главный результат – деятельностное содружество педагогов и учащихся.

          Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

         Цель Программы – создание благоприятных, педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

       Задачи:

·        создать систему ученического самоуправления, как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;

·        предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать образовательно-воспитательный процесс);

·        выявить и развить творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей;

·        развить навыки лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

·        развить навыки и способы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

·         обучить органы ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

 

               Модель ученического самоуправления «Школа роста и становления» представляет систему взаимосвязанных блоков:

 

 

        Реализуя Программу развития ученического самоуправления в школе-интернате, оно приобретёт новое содержание, которое придаст деятельности коллектива школы ту логику, ту содержательную направленность и главное, ту одухотворённость, которые разбудят в душах учащихся, педагогов и родителей сокровенное чувство взаимопонимания, в котором нуждаются все, несмотря на возраст, и которое, хочется верить, что когда-нибудь ушедшие во взрослую жизнь учащиеся, вспомнят годы, проведённые в нашей школе, добрым словом, потому что каждый, имея возможность проявить себя, свою самодеятельность и предложить свою идею.

 

 

v Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье».

Предлагаемая Программа базируется на понимании ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями и продиктована следующими основаниями:

1.       Признанием в социальной практике и образовании здоровья как ведущей личностной и социальной ценности.

2. Потребностью родителей и учащихся в расширении здоровье-сберегающих возможностей школы для целенаправленной, углубленной подготовки школьников. Программа «Здоровье», конкретизируя одно из направлений Программы развития ГОУ РМЭ «Школа-интернат   среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» на 2012-2017 гг., находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.

3.       Выявлением целого ряда здоровьеразрушающих факторов. Углубленная музыкальная и художественная подготовка в школе, реализация инноваций, предполагаемых Программой развития школы, - все это требует особого внимания к сохранению и развитию здоровья участников образования.

4. Стремлением школы минимизировать хронические заболевания школьников, отклонения в физическом развитии, переутомления, трудности социально-психической адаптации.

5.       Необходимостью формирования представления о здоровьесберегающей технологии как об «образе жизни» учителя и ученика.

 

Цель: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровье-сберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.

Задачи:

В работе с учащимися:

1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать

себя духовно и физически в течение всей жизни;

2)  Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, детально проработать программы для:

-  учащихся специальной медицинской группы;

-  учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

 

В работе с педагогическим коллективом:

1) Организовать серию профессиональных занятий, консультаций для учителей и воспитателей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей на педагогических совещаниях, методических объединениях.

2) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:

-  совместные соревнования учителей, воспитателей и учеников с освещением результатов на школьных информационных стендах, в средствах массовой информации;

-  занятия спортивных секций по видам спорта для работников школы.

3) Морально и материально стимулировать учителей и воспитателей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.

 

В работе с родителями:

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:

Ö     совместное участие в туристских походах, спортивных соревнованиях;

Ö     выступления учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: "Если хочешь быть здоров...", "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" и т. п.;

Ö     консультирование (по специальному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, соблюдения оптимального двигательного режима;

Ö     ознакомление родителей с требованиями программы посредством информационных писем или буклетов, выступлений на родительских конференциях и днях открытых дверей;

Ö     разработку рекомендаций для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

·        внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха;

·        отработать организационную модель проведения уроков и внеурочныхзанятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей:

·        повысить уровень физического, психического и социального здоровья

обучающихся;

·        уменьшить количеств поведенческих рисков, опасных для здоровья;

·        повысить уровень лечебной и профилактической работы;

·        приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;

·        сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни

В качестве основных критериев эффективности реализации программы рассматриваются: позитивное отношение к ней участников, сформированность устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.

 

v Программа интеллектуального творческого развития «Шаг в науку».

Научное общество учащихся «Исследователь» - творческое объединение детей, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать навыки и умения научно-исследовательской деятельности.

         Цель: создание условий для развития интеллектуальной активности учащихся, профессионального самоопределения.

     Задачи:

1.                  Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности, вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектульной деятельности.

2.                Содействие профессиональному самоопределению

3.                Развитие творческого мышления

         Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются на трех уровнях:

       информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;

       эмоциональном, через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

       нравственно-психологическом, через формирование психологической устойчивости, воспитание нравственных принципов научного сообщества. 

Структура и организация работы

     Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период. В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы комитетов НОУ. В  структуру НОУ входят комитеты.

     Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом:

 

 

СОВЕТ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительные члены общества

 

Комитеты общества

 

 

 

 

 

 

 

Кандидаты в члены общества

ПРЕЗИДЕНТ

Подпись: Вице-президентПодпись: Ученый секретарьПодпись: Председатель Организацион-ного КомитетаПодпись: Председатель Учебного КомитетаПодпись: Председатель культурно-массовго КомитетаПодпись: Председатель Комитета пропаганды и печати

Ожидаемые Результаты реализации программы

        

Предполагается, что в результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы, находить решения;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

 

v Программа развития социально-информационной культуры обучающихся «Дарование».

«Пресс-центр «Дарование» - творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области журналистики, приобретать навыки и умения работы с информацией под руководством взрослых. Исходными принципами, определяющими цели, задачи, содержание и формы деятельности «Пресс-центра» выступают гуманизация, гласность, реальность прав и обязанностей членов объединения, ответ­ственность.

Цель деятельности пресс-центра - создание условий для формирования социально-информационной культуры подрастающего поколения, поддержки юных талантов, стимулирования их стремления к профессиональному росту.

Задачи:

> Выпуск общешкольной газеты «Дарование» и освещение в газете школьной жизни и деятельности ДОО «Восходящие таланты» и органа ученического самоуправления;

> развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;

> знакомство с основами журналистики

> поддержка юных талантов, стимулирование их стремления к гражданскому и профессиональному росту.

Концепция школьной газеты «Дарование»

Тираж: 50 экз. Периодичность: 1 раз в месяц. Целевая аудитория: дети и взрослые (родители, учителя, администрация). Слоган: Жить интересно, познавать неизведанное!

Цели издания: - информирование читателей о событиях, происходящих в школе или имеющих к ней отношение; о деятельности ДОО и ученического самоуправления; предоставление места для творческих работ учеников.

Главное достоинство издания. Газета дает возможность высказаться всем желающим по самым разным проблемам.

Портрет издания. Помимо «голой» информации мы стараемся побуждать читателей к активным действиям по улучшению жизни в школе. Представляем материалы в различных жанрах: информационный, аналитический, иллюстративный, художественно-публицистический. Своей сильной стороной мы считаем то, что газета - продукт усилий детей и взрослых.

 

Ожидаемые результаты

В результате функционирования Пресс-центра планируется достижение следующих результатов:

-    Формирование учебно-управленческих, учебно-информационных  умений, умения взаимодействовать;

-    Развитие и раскрытие творческих способностей детей. Создание банка данных об учащихся, обладающих яркими творческими способностями: владение словом, стихосложение, организаторские способности, владение ИКТ;

-    Предоставление возможности для самореализации и общественного признания;

-    Предоставление площадки для свободного выражения личного мнения и для ведения дискуссий по различным проблемам,

-    Своевременное информирование о событиях в школе посредством размещения материалов в школьной газете, тематических выпусках, на страницах школьного сайта;

-    Распространение опыта творческой деятельности педагогов и учащихся через выпуск приложений;

- Участие в конкурсах школьной издательской деятельности;

- Выпуск школьной газеты.

 

 

v Программа социального развития личности «Воспитание творчеством».

Актуальность рассматриваемой проблемы определила тему: «Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы». Объект исследования – процесс социализации школьников в воспитательной системе школы. Предмет исследования – система работы педагога-организатора по социальному развитию школьников.

Целью программы является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность работы педагога-организатора по социальному развитию школьников может быть существенно повышена, если:

·      деятельность по социальному развитию школьников опирается на концептуальные положения, отражающие целостное представление о социальном развитии личности в системе образования;

·      учащимся предоставляются широкие возможности для проявления и развития социальной активности, в том числе за счет расширения направлений творческой деятельности, где человек может быть успешным (интеллектуальное, созидательное творчество, социальное лидерство и др.).

Проблема программы, её цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку задач:

- проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию социальной практики обучающихся;

- разработать систему компетентностно–ориентированных и творческих воспитательных мероприятий, содействующих социальному творчеству;

- определить способы диагностики и показатели достижения результатов

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения, рисках и угрозах их нарушения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска,  обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к Отечеству, другим людям; стремления к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации деятельности в социальном пространстве; опыта волонтерской (добровольческой) деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

 

Перспективой дальнейшего развития является возможность развития его содержания в направлении перехода от стратегии неадаптивной социализации - включение в разные формы социального взаимодействия и совершенствования социума и культурной среды - к модели творческой транссоциализации, которая предполагает становление подростка как автора новых форм социальности внутри старого социума.

 

v Программа «Школа – мой дом».

Программа «Школа – мой дом» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных специалистов, самих учеников по формированию круга семейных ценностей; объединяет работу педагогического коллектива и родителей учащихся. Семья ребенка, находящаяся в тесном контакте со школой, играет значительную роль в реализации программы.

Результатом реализации программы должно стать формирование отношения к семье как основе российского общества; уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Предлагаемая Программа базируется на понимании процесса формирования семейных ценностей как многослойного процесса, включающего в себя обретение учащимися знаний об институте семьи, его функциях, побуждение школьников к определенным поступкам, способам поведения в семье и ценностного к ней отношения, и продиктована следующими основаниями:

1.     Признанием возрастающего разрушения нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; резкое падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д.

2.     Потребностью формирования ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора, развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты;

3.     Признанием необходимости социального развития - формирования ценностей российской семьи и общества, этнокультурных семейных и родовых традиций, развития толерантности, гражданского сознания и культуры межэтнического диалога;

4.     Стремлением к коммуникативному развитию - формированию у учащихся компетентности в общении в семье, со сверстниками из других семей, положительное отношение к семьям своих друзей;

5.     Необходимостью компенсировать риски, связанные с неэффективным выполнением семьей функций социализации и индивидуализации развития личности ребенка. Программа «Школа – мой дом», конкретизируя одно из направлений Программы развития ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска» на 2012 – 2017 гг., находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.

 

v Программа общекультурного направления «Мир прекрасного».

Программа определяет содержание и основные пути развития системы художественно – музыкального воспитания одаренных детей в школе – интернат и направлена на формирование эстетической культуры детей как важнейшей ценности,  одной из основ  духовно – нравственного воспитания.

Цель программы: совершенствование системы эстетического воспитания в лицее, обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание нравственных качеств средствами художественно – музыкального творчества, умение видеть культуру в себе и себя в мире культуры.

Задачи:

§    определить оптимальность содержания эстетического образования и воспитания до 2017 года в рамках целевых программ школы–интернат;

§    определить формы, методы реализации  социального запроса творческой траектории учащихся;

§    обеспечить интеграцию культурной среды лицея с культурной средой общества;

§    решить проблему ресурсного обеспечения выполнения программы;

а) через повышение квалификации кадров методического объединения учителей эстетического цикла;

б) использование новых педагогических технологий (индивидуализация образования, интеграция).

 

Ожидаемые результаты.

Ø   Создание культуротворческой среды школы-интернат, обеспечивающей эмоциональный климат, личностную значимость творческой деятельности лицеиста как основных социальных компетенций, средствами художественно – музыкального образования, интегрированного в учебно – воспитательную систему школы-интернат;

Ø   достижение высокого уровня культуры педагогического коллектива, владеющего инновационными технологиями педагогического сопровождения участников творческих объединений;

Ø   высокая результативность деятельности детских творческих коллективов, личностных достижений учащихся;

Ø   наличие системы сотрудничества эстетической среды школы-интернат  с социумом.

 

 

 

 

3 Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:

 

Критерии

Показатели

Реализация компетентностного подхода.

·                   Сформированность ключевых компетентностей обучающихся (мониторинг воспитательного процесса)

·                   Высокий уровень воспитанности обучающихся  (мониторинг воспитательного процесса)

·                   Участие обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях

·                   Участие волонтерской  деятельности

·                   Поступление в ВУЗы

·                   Отсутствие правонарушений обучающимися

Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося.

·                   Освоение образовательной программы

·                   Развитие мышления

·                   Познавательная активность

·                    Сформированность учебной деятельности

Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

·                   Нравственная направленность личности

·                   Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося

·                   Коммуникабельность

·                   Сформированность коммуникативной культуры обучающегося

·                   Знание этикета

Сформированность физического потенциала личности

·                Состояние здоровья обучающегося

·                Развитость физических качеств личности

Сформированность коллектива школы-интерната

·                   Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

·                   Развитость самоуправления

·                   Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе-интернате

Комфортность ребенка в гимназии

  Эмоционально-психологическое положение обучающегося в школе-интернате (классе)

 

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

 

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,

- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,

- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,

- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.

Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:

- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,

- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих  процесс воспитания,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,

- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.

 

Возможные риски

В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:

       постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;

       медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи.

 

 

 

 

 

4.     Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Ожидаемые результаты развития воспитания в должны быть следующими:

1.     Формирование единой воспитательной системы в ОУ;

2.     Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.

3.     Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами.

4.     Создание системы мониторинга качества воспитания.

5.     Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.

6.     Позитивная динамика личностного роста учащихся.

Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:

личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных москвичей; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;

социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:

- динамику усвоения ими основных социальных норм;

- динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

- динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.

- степень соответствия созданному в ОУ «Образу выпускника».

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Воспитательная система: вызовы современности: Всероссийская научно-практическая конференция. / сост. М.А. Тыртышная. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования», 2012.

2.     Журнал «Классный руководитель» №7, 2009.

3.     Журнал «Проблемы школьного воспитания». Нижегородский институт развития образования. № 1, 2009 год.

4.     Журнал «Справочник классного руководителя» №2, 2011

5.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

6.     Конвенция о правах ребенка.

7.     Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.

8.     Программа воспитания школьника. / сост. Е.Н. Щуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.

9.     Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

10.                       Селиванова Н.Л. Воспитатение в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010.

11.                       Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М.: ЦГЛ, 2004.

12.                       Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.

13.                       Школьное планирование. Журнал для школьных администраторов. № 2, 2008