Задания для дистанционного обучения 23.11. – 27.11.2020
класс
|
Тема урока
|
Информация для изучения материала
|
Информация для закрепления материала
|
Домашнее задание
|
Форма обратной связи
|
12 а класс
Русский язык
|
Основные группы сложноподчиненных предложений
|
Приложение 1
Изучить материал
|
Дополнить таблицу своими примерами
( по 2-3 примера в графу «Пример»)
|
Приложение 2
Решить тест
|
nadezhda.saramok@yandex.ru
|
Приложение 1
Вид предложения
|
Признаки
|
Вопросы к придаточной части
|
Союзы и союзные слова
|
Пример
|
Определительное
|
всегда относится к существительному, располагается после главного предложения или в середине
|
Какой?
|
который, кто, что, откуда
|
В надежде, что дождь закончился, она выглянула на улицу
|
Изъяснительное
|
всегда относится к глаголам со значением речи, мысли или чувства
|
Все вопросы косвенных падежей
|
что, как, чтобы, как будто
|
Все знали, что Вася отличный рыбак
|
Обстоятельственные
|
замещают обстоятельства с разным значением
|
Вопросы, которые задаются к обстоятельствам
|
где, едва, куда, только, потому что, как, хотя
|
Он не помнил, куда положил ключи от машины
|
Приложение 2 ТЕСТ "СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Вариант I
А1. Укажите верное утверждение.
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?
1) Спасибо, что не забываете старика.
2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах,
чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.
А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.
1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.
А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
3) Где роскошь, там нет торговли.
4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.
А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.
2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
4) Я знаю, что он шутит.
А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
2) Если хочешь быть счастливым, будь им.
3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
4) Даша забыла, зачем пришла.
А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1) Тому, что было, уже не бывать.
2) Я не должна его любить, ибо я замужем.
3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.
А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
4) Что он не придет, мне было ясно сразу.
А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.
А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.
2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)?
На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен
как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить
на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.
1)8 2) 7 3) 4 4) 6
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.
2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
3) Мы знали что завтра будет не сделано.
4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.
3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
Приложение 1
Вид придаточного
|
Чем прикрепляется?
|
Примеры
|
Образа действия или степени
|
Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.
|
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
|
Места
|
Где, куда, откуда
|
Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.
|
Времени
|
Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.
|
Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
|
Условия
|
Если (если…то), когда, раз и др.
|
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
|
Причины
|
Потому что, оттого что, благодаря тому что, так
|
Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой
|
Цели
|
Чтобы, для того чтобы и др.
|
Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.
|
Сравнения
|
Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.
|
Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло
|
Уступки
|
Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни
|
Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.
|
Следствия
|
Так что
|
Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.
|
Приложение 2
1.Найдите главное и придаточное, определите вид придаточных предложений, расставьте недостающие знаки препинания.
1) Я записал этот рассказ так как слышал его из уст товарища.
2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.
3) У Даши так билось сердце что пришлось закрыть глаза.
4) Я с удовольствием поговорю коли хороший человек.
5) Всякая работа тоже игра если любить работу.
6) Там, где родился Разин робости люди не любят.
2.Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
3. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени
(1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать.
(2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне.
(3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.