Пропустить до основного содержимого

РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул.Чехова 70а

0+
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА
Страничка заведующего
Зачисление воспитанников
Обращения
  
РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул.Чехова 70а > .ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2024 > адаптация  

адаптация

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД ШАГИ К УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребёнка.

Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности.

Пришла пора!

Знают ли родители о том, что их психологическая готовность отдать своего подросшего малыша в дошкольное
учреждение – одно из условий его успешной адаптации! Маме и папе важно не испытывать чувство вины, тревожности и сомнений в правильности своих действий, важно быть уверенными, что «пришла пора» и детский сад это лучшее место для их ребёнка.

Вам необходимо привыкнуть к мысли: "Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками и развиваться. Я хочу, чтобы он пошёл в садик".

Облегчение периода адаптации в ваших руках.

Привыкание ребёнка к новым условиям можно разделить на два этапа:

1 этап – когда вы только знакомите малыша с понятием "детский сад", рассказываете, что его ждёт и обучаете всему, что пригодится в саду,

2 этап – первые месяцы посещения детского сада, когда у ребёнка уже складывается собственное впечатление о новом месте.

ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ !

С чего начать?

Чтобы поход в детский сад не стал для крохи серьёзным стрессом, начать готовиться лучше заранее – минимум за два-три месяца.

Сводите ребёнка на экскурсию, изучите территорию садика, понаблюдайте за детьми на прогулке – обсудите, чем они занимаются, во что играют. Формируйте у малыша положительное отношение к садику – рассказывайте про то, что хорошего его ждёт – новые друзья, увлекательные занятия, интересные игры, прогулки два раза в день. Читайте сказочные истории о посещении садика, играйте "в садик" с игрушками. Но не переусердствуйте, будьте честными – завышенные ожидания могут навредить адаптации.

Заранее познакомьтесь с воспитателями и обстановкой в самом детском саду (групповая, спальная, раздевалка) поиграйте на его территории.

Одиночество.

Потренируйтесь ненадолго оставлять малыша одного в комнате. Конечно, соблюдая все необходимые меры предосторожности. Поручите ему перед уходом следить за порядком или выполнить какое-нибудь задание по дому. По возвращении расспросите ребёнка о том, как он провёл время, поблагодарите за помощь.

Выход в свет.

Малышу важно научиться спокойно проводить время без мамы в окружении незнакомых людей. Здесь будут полезны групповые развивающие занятия, детские комнаты в больших супермаркетах – словом, любые ситуации, в которых ребёнку будет интересно и комфортно без родственников. С таким опытом он гораздо легче будет воспринимать расставания с мамой в детском саду.

Я сам!

Научите ребёнка есть с помощью вилки и ложки, одеваться, раздеваться, пользоваться горшком; помогите ему  научиться вразумительно попросить о помощи. Малыш гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке, если большинство действий он сможет совершать сам, без помощи посторонних.

За столом.

Чаще всего еда в саду отличается от той, которую ребёнок привык есть дома. Поэтому заранее познакомьте малыша к традиционным блюдам детсадовского меню – борщом, гороховым супом, компотом, запеканкой, рыбой. Обратите внимание, сколько времени ваш ребёнок проводит за столом (приём пищи в саду занимает приблизительно 30 минут) и постарайтесь не устраивать перекусов. Если у малыша есть проблемы с аппетитом, заранее поговорите об этом с воспитателем, попросите не настаивать и проявить терпение.

Режим дня.

До трёх лет дети успевают привыкнуть к определённому распорядку дня, принятому дома. Минимум за 2-3 месяца начинайте перестраивать ребёнка на режим детсада: подъём, завтрак, прогулка, обед и дневной сон в строго отведённое время. Постарайтесь перестроить режим малыша так, чтобы он легко просыпался за час-полтора до того времени, когда нужно будет идти в сад. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Если ребёнок не спит днём, попросите его просто полежать в кровати, почитайте книжку, расскажите сказку или поиграйте – например, пусть малыш закроет глаза и попробует по памяти описать все предметы, которые находятся в комнате, прекрасно подойдут и игры на развитие воображения.

ПО-Е-ХА-ЛИ !

И вот, наконец, подготовка закончилась, и важный день настал: ваш малыш идёт в детский сад!

Неизведанное пространство, где много незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Привыкание ребёнка к новым условиям может проходить по-разному. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.

Психологи выделяют несколько типов адаптации:

Первый и самый распространённый вариантадаптация активнаямалыш плачет, не хочет отпускать маму, по утрам говорит, что больше в сад не пойдёт.

Другой тип поведенияотложенная адаптацияпоначалу ребёнок с удовольствием ходит в детский сад, взахлёб рассказывает о том, что нового узнал, и утром, убегая в группу, даже забывает попрощаться. Но через две-три недели он осознает, что ходить в садик теперь придётся постоянно, и начинаются капризы и переживания.

Пассивная адаптация на первый взгляд незаметнамалыш спокойно идёт в сад, не капризничает, играет с другими детьми. В данном случае признаки адаптации бывают скрытымименяются вкусовые привычки, продолжительность сна, может появиться агрессивность.

Важно помнить, что какой бы тип привыкания не переживал ваш ребёнок, через два-три месяца острая фаза, как правило, проходит, и малыш полностью приспосабливается к новым условиям. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо соблюдать несколько полезных правил.

Спокойствие, только спокойствие.

В первые дни вы, конечно, будете переживать и расстраиваться не меньше ребёнка. Настройтесь! Возьмите себя в руки, вашего волнения малыш ни чувствовать, ни уж тем более видеть не должен.

Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.  Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Учитесь прощаться.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и ещё больше расстраивается.

В первое посещение детского сада не оставляйте ребёнка сразу одного, побудьте немного в группе, понаблюдайте, как он себя ведёт. Освоился и спокойно играет с другими детьми – попробуйте выйти ненадолго. Если соберётесь уйти на час или дольше, не делайте это тайком, проговорите: "Я сейчас схожу в магазин, а потом обязательно за тобой вернусь! " Ребёнок должен понять, что мама уходит не навсегда.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать ею каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Придумайте и отрепетируйте с малышом определённый способ расставания (воздушный поцелуй, "дай пять", поцеловать, помахать рукой, сказать "пока" или что-нибудь подобное), такой маленький ритуал позволит ребёнку быстрее привыкнуть к неприятному моменту. После этого сразу уходите:  уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, стоите в дверях или заглядываете в окна, тем больше добавляете переживаний ребёнку и воспитателям, демонстрируя своё недоверие, которое передаётся ребёнку.

Но не стоит уходить из группы неожиданно, скрыться "под шумок" и избежать слез расставания для ребёнка это сильный стресс. Всегда прощаться, не исчезать без предупреждения – это важно для поддержания доверительных отношений между вами и ребёнком.

Продумайте стимул – хорошо, если во время утреннего прощания дома и потом в саду мама или папа будет говорить не о том, как хорошо в саду (концентрируя внимание ребёнка на садике и на расставании), а на том, как вы встретитесь и что будете делать вместе вечером. И ребёнок, заскучав, будет цепляться мыслями именно за это – за мороженое, которое вы пообещали купить, или за кекс, который вы вместе испечёте.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Если вы сильно переживаете из-за расставания с малышом, а ваш ребёнок тяжело переносит расставание с мамой, поручите задачу отвести его в сад кому-нибудь из близких: мужу, бабушке или дедушке. Замечено, что если в садик отводит папа – процесс расставания менее драматичен. Так как, малышу уже знакомо чувство расставания с отцом: он знает, что ему надо идти на работу.

Воспитатель.

В садике в идеале передавайте ребёнка воспитателю в руки. Заранее познакомьтесь с воспитательницей и познакомьте с ней ребёнка. Ваш ребёнок зависит от этого человека. Здоровайтесь с воспитательницей по утрам с улыбкой и называйте её по имени, отчеству. Вечером спросите, как дела у ребёнка: как спал, кушал, плакал ли. Благодарите за то, что воспитатель так внимательна.

Режим посещения.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время "на отдых", то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

Желательно отводить ребёнка в садик и забирать его из садика в одно и то же время. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня.

Ребёнку будет легче, если он будет знать, кто будет его приводить, а кто забирать из садика. Говорите ему, когда его заберёте. Для ребёнка время абстрактно, поэтому измеряйте время моментами режима, понятными малышу, после полдника, с вечерней прогулки, после ужина.

Подберите гардероб.

Вещи для детского сада должны быть комфортными и максимально простыми, чтобы ребёнок мог сам без труда переодеваться. Минимум застёжек, а если они есть, то лучше, чтобы они находились спереди. Обувь тоже должна быть удобной, предпочтительно на липучках. Для того чтобы вещи не потерялись, каждую важно промаркировать (обычно это начальные буквы фамилии и имени ребёнка).

Положительный настрой.

Встречая малыша после садика, интересуйтесь, как он провёл день. Обсуждайте все, что произошло с момента вашего расставания. Цените его успехи, подсказывайте выходы из сложных ситуаций. Подчёркивайте, что он ходит в садик, совсем как мама с папой на работу. Хвалите ребёнка и себя за успехи как можно чаще. Подбадривайте с помощью позитивных сообщений: "Мы молодцы", "Ты отлично справляешься!", "Мама гордится тобой", "Я очень рада, что ты весело провёл время в группе". Не пугайтесь, если малыш вечером возбуждён или плачет. Это может быть реакцией на новые впечатления. Он переутомлён и нуждается в разрядке. Приласкайте ребёнка и поговорите с ним.

В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребёнку придётся ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!

Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт не скоро, чем будет ждать ею целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.

Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдёшь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что садэто нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще.

СТАНЬ БАРОНОМ МЮНХАУЗЕНОМ ПОМОГИ СЕБЕ:

Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ею не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в садэто момент отделения ребёнка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы  тоже "рвётся" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придётся идти в сад.

Итак, чтобы помочь себе нужно:

◎  быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребёнка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребёнок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

◎  поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстаётся с самым дорогим человеком с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придёте, ещё не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберёте малыша из сада. Хуже, когда ребёнок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач это помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

◎  заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

ВАЖНЫЙ ШТРИХ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЛАВНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В НОВЫЕ УСЛОВИЯ

В  самый  первый  день  постарайтесь  оставаться  спокойными,  дети  хорошо чувствуют  родительскую  тревогу. Настраивайтесь  на  радостное  событие.

Время в саду  нужно   увеличивать  постепенно.  Самая  общая  схема  может  выглядеть  примерно  так:   поначалу ребёнок  приходит  всего на  2 часа;   через  несколько дней,  когда  эмоциональное   состояние  ребёнка  и  другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются (1-2 неделя)  – остаётся до обеда, позже (2-3 неделя)    и на дневной сон. А потом (3-4 неделя)  – и на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

Время пребывания ребёнка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребёнком.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребёнка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Кто же лучше мамы и папы знает о своём малыше, поэтому в беседах с воспитателями рассказывайте больше об индивидуальных особенностях вашего ребёнка.

И самое главное – будьте терпеливы, радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху вашего ребёнка, и у вас все обязательно получится, вместе!

МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС В НАШЕЙ «ДРУЖНОЙ СЕМЕЙКЕ»