Виртуальная консультация для родителей:
Ребёнок постоянно капризничает, никого не слушает.
Родители уже все перепробовали. Они в растерянности. Почему у ребенка непростой характер – в генах ли дело или в воспитании, часто трудно понять. Нервные дети бывают чрезмерно возбудимыми, раздражительными, плаксивыми, заторможенными, впечатлительными… Они могут иметь проблемы со сном, нарушения физического развития. Важно понимать, что основная причина нервозности- тягостные переживания. Трудный ребенок плохо адаптируется в детском коллективе, не поддается воспитанию. Есть версия, что проблема трудности рождается вместе с ребенком. Не стоит отчаиваться! Сегодня к категории «трудных» можно отнести каждого третьего ребенка. По словам психоаналитика Клода Альмос, выражение «у меня трудный ребенок» сейчас на слуху. Этот термин подразумевает идею, согласно которой должны существовать дети, с трудом поддающиеся воспитанию по своей природе.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ РЕБЕНОК.
Он чувствует себя личностью с ранних лет. У него повышенная потребность в успехе и внимании. Главная проблема демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Поэтому он сделает что угодно, лишь бы заслужить её. При этом он часто проявляет негативистские эмоции: критикует воспитателей, друзей, родителей…
Причина детской демонстративности – недостаток внимания взрослых, ощущение себя в семье заброшенным, недолюбленным. Бывает, что завышенные требования проявляются избалованными детьми. Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания или даже «создают» себе болезни. Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается.
Характер эмоций, которые такой ребенок вызывает у окружающих, для него принципиально не важен. Он будет доволен и злостью и похвалой. Его принцип: «Лучше пусть ругают, чем не замечают». Часто из демонстративных детей вырастают актеры и другие публичные люди. Постарайтесь мягко направить ребенка в театральную студию или музыкальную школу. Обходитесь без нотаций и назиданий, не обращайте внимания на его легкие проступки, как можно менее эмоционально делайте замечания и наказывайте.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК.
Природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга компенсируют. Не бывает идеальных детей! Одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других, как недостаток. Застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьёзные проблемы с детьми. Стеснительность, тревожность, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента: сдержанностью. В большинстве случаев они связаны с низкой самооценкой. Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых людей, искать убежища у матери.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАСТЕНЧИВОСТЬ:
· Ранняя и болезненная разлука с матерью;
· Излишняя строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
· Завышенные требования к ребенку.
ПОВЫШАЙТЕ САМООЦЕНКУ МАЛЫША:
1. Не сравнивайте его с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил и заразился вашей верой.
2. Не торопите его, дайте время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель или новая квартира.
3. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Увещевания и нотации взрослых не принесут результатов. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь ребенок до 7 лет живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла.
4. Нельзя кричать ни на детей. Ни в присутствии детей!
5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.
6. Повышенная требовательность родителей опасна. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.
ОБИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК.
Обида, как известно, «разъедает душу». Человек, который постоянно живет с этим чувством, страдает сам и создает дискомфорт окружающим, волей-неволей превращаясь в изгоя. Трудность обидчивых детей в том, что они верят в пренебрежительное отношение к ним людей.
С одной стороны, самооценка обидчивых детей достаточно высока. С другой – у них существует явное ощущение «недооцененности».
Родительская любовь и доброжелательность – необходимые условия его воспитания, и они не должны зависеть от конкретных успехов и достижений крохи. Взрослые должны стремиться избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать своё превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими. Для преодоления обидчивости нужно показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни. И что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, общаются).
«Сдвинуть ребенка с Фиксированности» на себе можно. Открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество, созидание и полноценное общение. Такие традиционные занятия как рисование, лепка, конструирование открывают богатые возможности для этого. Малыш должен испытать удовольствие от самого процесса игры. Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям и поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его.
Дошкольный возраст (до 7 лет) - этап интенсивного формирования личности. В это время ещё можно перевоспитать его. По мере взросления сделать это будет труднее.
Нервный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, неосознанную агрессивность по отношению к нему. Плохо и то и другое. Здравым смыслом и опытом здесь не обойтись. Необходимы специальные знания, совет врача. Нервный или трудный ребенок – источник ссор в семье. Зачастую он становится причиной развода. Порождая страх перед появлением в семье еще одного такого же ребенка, он может остаться единственным.