ВИРТУАЛЬНАЯ ПАМЯТКА
ПЯТЬ ТРУДНОСТЕЙ,
С КОТОРЫМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ ПЕРВОКЛАССНИК
1. СТРЕСС
Что может возникнуть?
Детям бывает физически трудно высидеть за партой 3−4 урока в день. Двигательная ак- тивность сокращается в среднем в два раза. Возникает перенапряжение нервной системы и органов ребенка, а также:
– возрастает утомляемость;
– появляются головные боли и недомогания;
– ухудшается аппетит;
– возникают проблемы со сном;
– падает иммунитет.
Как не допустить?
Соблюдать режим дня, полноценный ночной сон (9–10 часов), по желанию ре- бенка – дневной сон, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, психо- логически безопасная обстановка в до- ме. Организовать свободное личное время, когда ребенок может отдохнуть, порисовать, поиграть, почитать книгу.
Что может возникнуть?
Ребенок может испытывать трудности в обуче- нии из-за недостаточной развитости психофи- зиологических функций, на которые приходится наибольшая нагрузка в процессе обучения:
– сложность с концентрацией внимания;
– рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость;
– не сформированность учебной мотивации – дети не понимают роли учителя и не способны объяснить, для чего они ходят в школу.
Как не допустить?
Уделять внимание развитию образ- ного мышления, мелкой моторики, пространственных представлений. Помогут занятия музыкой, рисова- нием, конструированием, лепкой, ап- пликацией. Приобщать ребенка к ин- теллектуальным играм с правилами (нарды, шахматы, шашки). Пройти психофизиологическое обследование.
Что может возникнуть?
Родители, которые привыкли воспринимать ребенка как лидера и самого успешного в кол- лективе, будут испытывать недовольство, воз- мущение, если он с чем-то не справляется. Или родители сравнивают его с собой в школьном возрасте, а также с другими детьми. У такого ребенка может прослеживаться:
– неуверенное поведение;
– повышенная тревожность;
– психосоматические заболевания.
Как не допустить?
Обращать внимание на успехи ребен- ка, даже незначительные. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Про- являть веру в ребенка, эмпатию и без- условную любовь к нему. Опираться на сильные стороны ребенка. При- нимайте индивидуальность ребенка.
Что может возникнуть?
Первоклассники, у которых прослеживается эмоциональная незрелость, с трудностью пере- живают ограничение двигательной активности. А новые обязанности, требования учителя и шко- лы считают утомительными. Обычно такие дети:
– выдерживают с трудом статическую нагрузку – 30–40 минут за партой;
– оставляют дело невыполненным;
– нарушают дисциплину в классе.
Как не допустить?
Развивать волевые качества ребенка. Расширять обязанности и зону его от- ветственности. Увеличьте посильные обязанности по дому. Позвольте ребенку действовать самостоятельно, но при необходимости он должен рассчитывать на вашу помощь. Учите его разбивать большие задания на мелкие.
Что может возникнуть?
Общение особенно тяжело дается тем де- тям, у которых были ограничены контакты со сверстниками. Иногда дети не знают то, как можно поздороваться, познакомиться, попро- сить о помощи, завести дружбу и общение с одноклассниками. У таких детей проявляется:
– застенчивость, замкнутость, отсутствие ин- тереса к коллективным играм;
– ссоры с одноклассниками и отвержение со стороны сверстников.
Как не допустить?
Организовать общение со сверстни- ками. Предложите совместный поход на мероприятия, прогулки и организуйте общее дело: праздник, спектакль, игры, походы. Поощряйте дружбу и общение со сверстниками. Предупредите классно- го руководителя об этом, чтобы сгладить проблемы, которые могут возникнуть.