Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, детей для разностороннего развития личности дошкольника, сохранения и укрепления его физического и эмоционального здоровья
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
- Охрана жизни и здоровья детей;
- Создать условия в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с планом мероприятий, с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Организовать работу по созданию оптимальной предметно-пространственной среды;
- Осуществлять работу по развитию творческих способностей посредством использования интеллектуальных игр, совместной деятельности воспитателя с детьми;
- Продолжать работу, направленную на развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы;
- Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов;
- Продолжить совместную работу детского сада и семьи по проектно-творческой деятельности;
- Осуществлять взаимосвязь всего педагогического коллектива в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Основная образовательная программа дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32 г. Йошкар-Олы «Калинка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ) и с учетом:
- - парциальных программ художественно-эстетического направления
« Красота. Радость. Творчество.» ( под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной),«Камертон»(Э.П.Костиной), «Цветные ладошки» (И.А.Лыковой);
- коррекционных программ «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной) и «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет)» (Н.В.Нищевой).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;
- В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:
- материал семинаров-практикумов;
- план – график повышения квалификации педагогов;
- план аттестации педагогических кадров;
- передовой педагогический опыт
Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.
В содержание методической работы включаются следующие направления:
- воспитательное,
- дидактическое,
- психологическое,
- физиологическое,
- техническое,
- самообразовательное,
- частно-методическое и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет.
В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.
Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.
НАСТАВНИЧЕСТВО
НАСТАВНИЧЕСТВО - необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов, разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющими высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.
Цель наставничества:
Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь
Задачи:
3.1. Ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
3.2. Адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном Учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей воспитателя.
3.3. Развитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения педагогической деятельности.
3.4. Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в МДОУ.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Любая консультация требует от методиста подготовки и профессиональной компетентности.
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении консультаций, методист не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.
Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.
1. Частично-поисковый метод - воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему.
2. Метод объяснения. - этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педагогов методист определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
3. Метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
4. Метод дискуссии - по форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых' невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от методиста высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия.
II. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - второй критерий эффективности методической работы - как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:
- низкий (интуитивный);
- средний (поисковый);
- высокий (мастерский).
В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
III. ЭТАПНОСТЬ - показатели эффективности методической работы.
Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:
1-й этап - теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап - методический - показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3-й этап - практический - самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап - аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.