"Первые книги ребёнка"
Какая книжка у вас в детском саду была самой любимой? Конечно сказка.Может, быть не все помнят её название, но, наверное доброе, светлое впечатление осталось навсегда в вашей жизни. Очень важно, какой будет первая книга. Она с одной стороны вызывает у ребёнка потребность общения с книгой, с другой - будет развивать художественный вкус, речь, словарный запас, умственные способности.
Ребёнок знакомится с литературой в раннем возрасте, когда ещё не может построить развёрнутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как же помочь ребёнку?
Условно в детской литературе можно выделить два направления.
Первое - художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребёнка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именнок книге за нужными сведениями.
Первое прочитанное литературное произведение, как правило, вызывает у ребёнка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. Взрослый может спросить: "О ком этот рассказ? Что они делали?"Детям постарше задают вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: "Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? "Почему?".
Очень важно, чтобы книга вызывала у ребёнка стремление узнать больше. Если вы прочитали рассказ об осени, обсудите,как и что изменилось в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готовые ответы, а помочь найти его в книге. Нужно не только подерживать, но и подпитывать первое естественное любопытство ребёнке. Ему интересно абсолютно всё. Кроме того, дороги минуты особой близости со взрослым, совместные переживания.
Когда ребёнок подрпстёт, можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, атлас и расскажите, как и что на нем обозначено. Покажите карту звёздного неба и поговорите о том, какие звёзды можно увидеть над крышей вашего дома. Конечно, такие беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся интересом ребёнка.
Второе направление детской художественной литературы - художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их. Это происходит, прежде всего, в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивает от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочка; выстраивает игрушечных зверей перед теремком.
В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей - драматизации русских народных сказок. Можно и дома создать условия для самореализации ребёнка.
Разные виды театвов можно сделать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки,настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.