Организация работы психолго-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в ДОУ
ПМПк дошкольного образовательного учреждения создается в соответствии с « Методическими рекомендациями по психолого – педагогическому сопровождению детей в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования» ( письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»).
ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266 – 1 « Об образовании» и другими законами Российской федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, договором между образовательным учреждением и родителями ( законными представителями) детей (воспитанников), настоящим Положением.
ПМПк создается с целью обеспечения диагностико – коррекционного, психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей.
Целями деятельности ПМПк является коллективная разработка и планирование комплексной системы , обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей :
а) с нарушением речевого развития,
б) с нарушением психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи ПМПк:
1. своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития;
2. выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников ( речи, памяти, работоспособности и других психических функций);
3. изучение эмоционально – волевого и личностного развития воспитанников;
4. составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизиологического развития, оценка их эффективности;
5. организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Контингент детей , представленных на ПМПк;
- дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
-дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
- с речевыми нарушениями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ребенок с ОВЗ получает дошкольное образование по общеобразовательной программе на основе индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида направлена на улучшение психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ, на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.
Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы и подготовки к школьному обучению.
В связи с отсутствием специалистов (учителя-логопеда, педагога психолога) основная нагрузка по работе с детьми ОВЗ возложена на воспитателей группы.
Ежедневно, во второй половине дня воспитатели выполняют работу с детьми ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту. В это время остальные дети заняты самостоятельной деятельность (игровой, продуктивной, досуговой и др.) и находятся под присмотром младшего воспитателя.
Содержание работы воспитателя с детьми
ОВЗ в группах общеразвивающей направленности
Сроки |
Содержание работы |
1-16 сентября |
Составление индивидуальных маршрутов развития, заполнение документации. |
19 сентября – 31 мая |
Фронтальные занятия по расписанию, индивидуальные занятия. |
16 - 31 мая |
Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей. Заполнение документации. |
Для успешного усвоения детьми АОП разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
-принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
-принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;
- принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Организация и проведение индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) по образовательному маршруту осуществляется во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются:
1. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте.
2. Дидактические игры по развитию связной устной речи. Составление описательных рассказов.
3. Дидактические игры на развитие познавательных процессов.
4.Дидактические игры по развитию временных, пространственных и математических представлений.
5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя поможет предупредить появление стойких нежелательных отклонений в поведении, сформировать в группе коллективные, социально-приемлемые отношения.
Большое значение для речевого, умственного и физического развития дошкольника с ОВЗ имеет игра. В играх дети учатся сравнивать предметы по форме, величине, цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. В подвижных играх удовлетворяется потребность детей в движениях, развивается координация, выносливость, точность. В сюжетно-ролевых и играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, овладевают выдержкой и решительностью, навыками общения со сверстниками, активной речью. Немаловажное значение для развития речевых навыков имеет изобразительная деятельность. Работа с бумагой, красками, пластилином, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, а отражение и углубление представлений у детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с предметом, действием, признаком, усвоения приставочных глаголов (отрезал, вырезал, разрезал и т.д.).
Основные средства работы с воспитанниками
- развивающая речевая среда;
- образцы правильной литературной речи;
- разнообразные образцы речевого этикета;
-четкость, красочность, полнота, грамматическая правильность речи сотрудников;
- слежение за правильным произношением;
- слежение за темпом и громкостью речи детей;
- поощрение детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организация диалога между детьми и взрослыми;
- поощрение детского словотворчества, речетворчества.
Методы и приемы работы с воспитанниками
Методы |
Приемы |
Наглядный |
· Предметная наглядность
· Предметные и сюжетные картинки
· Расположение предметов по образцу
· Выкладывание последовательностей
· Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
· Выкладывание логических цепочек |
Словесный |
· Вопрос как стимул к речевой активности
· Оценка детской речи
· Рассказ о проделанной работе
· Договаривание по образцу
· Комментирование собственных действий
· Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
· Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
· Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
· Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
· Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…) |
Практический |
· Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание)
· Угадывание предметов на ощупь
· Выполнение действий по словесной инструкции
· Запоминание и выполнение инструкций.
· Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики
· Рисование в воздухе |
Игровой |
· Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
· Использование игрушек и сказочных персонажей
· Исправление «ошибок» педагога или персонажа
· Перевоплощения и выполнения соответствующих действий |
Репродуктивный |
· Словесный образец
· Одновременное проговаривание
· Повторение, объяснение, указание
· Словесные упражнения |