Взаимодействие и общение
дошкольников со сверстниками
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с ровесниками ребенок самостоятелен и независим. В процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.
В старшем дошкольном возрасте дети сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения происходит в игре - ведущей деятельности дошкольников.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1 – 2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д.
Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Дети 5 – 6 лет значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.
У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года.
Объясняя свои предпочтения, они отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте существенное место в игре занимает обсуждение ее правил. При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом» и т.п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет…?»).
В ролевом взаимодействии увеличиваются попытки контролировать действия друг друга. При возникновении конфликтов дети стремятся объяснить, почему они так поступили. При этом чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.п.).
Общение вне игры становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями.
Следует обратить внимание на детей отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, а также на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.