Пропустить до основного содержимого

Новоторъяльский муниципальный район

Домашняя
Общие документы
Горячая линия
Муниципальная система оценки качества образования
Навигатор дополнительного образования детей
Электронная очередь в Детский сад
Новости Минпросвещения России
  
Новоторъяльский муниципальный район > Страницы истории > Страницы истории  

Страницы истории

Регламентация деятельности
Нормативные документы
Общие документы
Деятельность
План работы на год
План на декабрь 2024
Сотрудники
Независимая оценка качаства образовательных организаций
Опека. Охрана прав детства.
Национальный проект "Образование"
Модернизация школьных систем образование
Модернизация образования
Страницы истории
Центр "Точка роста"
Всероссийский день правовой помощи детям
Неделя ИТ в Марий Эл
Образование
Общее образование
Прием в школу
Дошкольное образование
Электронная очередь в детский сад
Районный методический кабинет
Оздоровление детей
Воспитательная работа
Дистанционное обучение
Государственная итоговая аттестация обучающихся
Мониторинг качества образования
Мониторинг образования
Дети с ОВЗ
Платные образовательные услуги
Муниципальные услуги
Совет молодых педагогов
Противодействие коррупции
Организация обучения детей с Украины
Обращение граждан
Обращения граждан
Списки
Отчеты
Фотоальбом
фоторепортаж с районных мероприятий
Поздравления
Райком Профсоюза
Обсуждения
форумы
Рисунки
2024-Год семьи
Узлы
Пользователи и группы
Полезные ссылки
Целевая модель ДОД
Безопасность
Безопасность
 

Образовательные учреждения Новоторъяльского района с 1930 г. по 1958 г.


В 1930-1941 годах советский народ решил задачу реконструкции всего народного хозяйства, социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В наших краях в эти годы быстрыми темпами создавалась социалистическая промышленность, была осуществлена коллективизация сельского хозяйства. Развернулась культурная революция, что выразилось в ликвидации безграмотности среди взрослого населения, осуществление всеобщего начального, и затем семилетнего обучения, качественным улучшением учебно-воспитательной работы в школе. Во всех населенных пунктах района при участии общественности проведен учет детей школьного возраста. Повсюду развернулась массово-разъяснительная работа среди населения и родителей учащихся. Спланировано открытие новых классов-комплектов и школ.

В 1921 г. на территории района было 27 школ, в 1926 учебном году в Новоторъяльском районе функционировало 46 школ. В 1932 году на базе Новоторъяльского кантона был образован район, кантон-исполком был преобразован в райисполком. В отчете райисполкома за 1934 год особо отмечены успехи в народном образовании, что в начальных классах был стопроцентный охват детей. В 1933 году в районе было 70 школ, в низ обучалось 6757 учащихся. Тогда в наш район входили Верхушнурская, Ургакшская, Тумьюмучашская, Шосальская и другие школы. При открытии Ронгинского и Куженерского районов около 20 школ отошли в эти районы. В 1935 году 11 школ отошли во вновь открываемый Пектубаевский район.

XIV областная партийная конференция в июле 1932 года в своем решении «О введении всеобщего семилетнего обучения записала: «Считать боевой задачей областной партийной организации введение всеобщего обязательного семилетнего обучения в Марийской области в 1933-34 учебном году». Облоно и райсполкомом предлагалось открыть новые и расширить функционирующие школы. В районе началось строительство школ. В 1934 году построены три новые школы на 150 тыс. рублей. На средства населения построено 11 школ. С 1936 по 1939 год было начато строительство Немдинской школы, перестраивались Коряковская, Оршинская и другие школы. Всего перестраивалось 10 школ.

В начале 40-х годов была построена Немдинская школа, в конце 30-х годов простроено здание Новоторъяльской неполной средней школы.

В конце 30-х годов в основном все школы разместились в просторных уютных помещениях, в которых были созданы необходимые условия для учебы и отдыха по тому времени. В этот период перешли в просторные и светлые классы учащиеся Захарятской, Ожигановской, Йошкарпамашской начальной школы.

Список школ Новоторъяльского района

в 1937-1938 учебном году

Средние – Староторъяльская.

Неполные средние школы – Елембаевская, Кукмаринская, Кузнецовская, Куанпамашская, Масканурская, Новоторъяльская, Оршинская, Черно-Грязинская

Начальные – Большенурминская, Борисятская, Вильяльская, Емиличевская, Захарятская, Йошкар-Помашская, Корневская, Кужнурская, Логинская, Маркеловская, Ожигановская, Оленевская, Ошканерская, Провальская, Руинская, Русско-Шуйская, Сухореченская, Сугр-Энерская, Староторъяльская, Татар-Энерская, Токтар-Солинская, Шанерская, Шуйбелякская, Чобыковская, Чендемеровская, Эркан-Солинская, Янгранурская.

В 1939 г. Коряковская и Логинская школы переведены в Пектубаевский район.

В 1940 г. в районе функционировало 37 школ, из них средних 1 (Староторъяльская), неполных средних школ – 9, начальных – 27, в них обучалось 5187 учащихся.

В 1941-42 учебном году в районе было 2 средних школы: Староторъяльская, Новоторъяльская, всего учащихся 1250; 7 неполных средних школ – 1686 учащихся; 27 начальных школ – 2214 учащихся.

В 1942-1943 уч.году в районе было 3 средних школы: Новоторъяльская, Немдинская, Староторъяльская. 7 неполных средних школ - Кузнецовская, Токтарсолинская, Куанпамашская, Оршинская, Елембаевская, Кукмаринская, Масканурская. 27 начальных школ - Шуйбелякская, Чобыковская, Сугр-Энерская, Татар-Энерская, Староторъяльская, Вильяльская, Янгранурская, Борисятская, Шанерская, Ожигановская, Оленевская, Захарятская, Провальская, Руинская, Русско-Шуйская, Сухореченская, Ошканерская, Корневская, Йошкар-Помашская, Маркеловская, Чендемеровская, Емиличевская, Эркан-Солинская, Тушнурская, Мунангинская, Большенурминская, Кужнурская.

Всего учащихся – 4607, из них в средних школах – 983, в неполных средних – 1632, в начальных – 1992.

На январь 1958 года в районе было:

5 средних школ: Новоторъяльская, Немдинская, Масканурская, Оршинская, Староторъяльская.

15 семилетних школ: Большелумарская, Большенурминская, Елембаевская, Йошкар-Помашская, Кузнецовская, Кукмаринская, Куанпамашская, Маркеловская, Ошканерская, Токтарсолинская.

41 начальная школа: Апшатнурская, Борисятская, Вильяльская, Егошинская, Емиличевская, Захарятская, Кужнурская, Корневская, Кердемучашская, Купсолинская, Оленевская, Ожигановская, Ожансолинская, Провальская, Русскошуйская, Симашатская, Тушнурская, Татарэнерская, Черногрязинская, Чендемеровская, Эркансолинская, Шанерская, Шуйбелякская, Янгранурская, Руинская, Сугр-Энерская.



Материал взят из республиканского архива. Автор Трегубова О.А., ветеран педагогического труда.


Заслуженные учителя РФ и РМЭ, народные учителя РМЭ, работники образования, награжденные правительственными наградами (указать вклад в образование)


  1. Онучина Нина Александровна, 20.10.1934 г.р., заслуженный учитель РСФСР.

1963-1989- учитель химии, заместитель директора Новоторъяльской средней школы, в 1987 г. присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»

  1. Иванова Елизавета Михайловна, 9.05.1924 г.р. С 1953 по 1955 г. учитель марийского языка Новоторъяльской средней школы, автор учебников «Марий литература» для 4 классов, «Марий йылме» для 5-6 классов награждена медалями «За трудовую доблесть» «За доблестный труд».в 1964 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» в настоящее время на пенсии.

  2. Сапаев Василий Федорович -1923-1990г. работал в Татарэнерской начальной школе Новоторъяльского района, затем 20 лет преподавал марийский язык и литературу в Немдинской средней школе. Автор первого марийского букваря. Написал и издал около 20 художественных произведений. В 1971 г. закончил аспирантуру НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР. В 1965 г. присвоено почетное звание заслуженный учитель школы РСФСР

  3. Бирюкова Татьяна Степановна, 6.07.1947 г.р. В 1966 г. начала работать в Захарейковской начальной школе, 1966 г. зав. отделом школ и учащихся молодежи Новоторъяльского РК ВЛКСМ. 1972 г. - Новоторъяльская школа-интернат организатор по внеклассной работе, директор Дома Пионеров. 1985 г. начала работать зав. РМК; 1998 г. заведующая отделом образования. Организовала всесоюзную экспериментальную площадку 1989-1994г. «Семья в системе общественного воспитания» В Староторъяльской, Масканурской, Пектубаевской школах. Активную общественную работу, председатель женсовета п. Новый Торъял. В 2000 году награждена Почетной грамотой Республики Марий Эл.

  4. Терехов Анатолий Меркурьевич, родился 21.09.1946 г. 35 лет проработал в Немдинской средней школе. Большой вклад внес в развитии военно-патриотического воспитания учащихся Новоторъяльского района, является основоположником краеведческого музея Немдинской средней школы имени Героя Советского союза М.В. Лебедева, подготовил следопытов, вместе с учащимися участвовал в раскопках останков погибших воинов Великой Отечественной войны в Смоленской области. В 1985 г. присвоено звание Заслуженный работник образования Республики Марий Эл. Сейчас является пенсионером.



Победители республиканских конкурсов (дата, название, номинация)


1. Сазонова Татьяна Рудольфовна, 10.06.1969 года рождения, учитель русского языка и литературы МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа», победитель конкурса «Учитель года 1997 г.»

2. Домрачева Тамара Витальевна, 18.07.1955 года рождения, учитель биологии МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа». Победитель республиканского конкурса «Учитель года - 2005», Заслуженный работник образования Республики Марий Эл, победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

3. Богданова Зоя Федоровна, 8.11.1959 года рождения, учитель истории МОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа». Победитель конкурса « Лучшие учителя России» 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

4. Садовина Лидия Анатольевна, 09.04. 1958 г.р., учитель марийского языка и литературы МОУ «Немдинская средняя общеобразовательная школа», победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

5. Еросланова Римма Ивановна, 06.01.1969 г.р., учитель математики ГОУ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования». Стаж работы 16 лет, победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование».


Методисты РОО, ГУО: курирующие образование, проработавшие более 25 лет (1 чел.)


Смоленцева Надежда Павловна, 11.06.1957 г.р., зав. РМК. Начала работать методистом Дома пионеров с 1980 г., заведующей РМК с 1996 года. С 2003 года идет реализация проекта «Новые формы повышения квалификации педагогов в условиях сельского социума». Создание районного детского научного общества «Эврика». Делится опытом работы с коллегами. Под руководством Смоленцевой Н.П. школы активно участвуют в различных конкурсах республиканского и российского уровня.


Педагоги, внесшие вклад в образ, в разные годы (за особые заслуги)

(1-2)


Егошин Александр Федорович, ветеран педагогического труда, учитель физики МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа», создал систему подготовки учащихся к олимпиаде. Его учащиеся неоднократно были победителями республиканских олимпиад.

Садовин Леонид Николаевич, 1947 г.р.

С 1975 по 2006 г. работал в Шуринской средней школе, ветеран педагогического труда.


Лучшие работники ОУ

(1-2)


1. Стрельцова Людмила Александровна, 11.01. 1955 г.р., учитель русского языка и литературы МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа». Стаж работы 30 лет. Углубленное изучение русского языка и литературы, высокий уровень подготовки учащихся и ЕГЭ, методическая работа с учителями русского языка и литературы района, организация работы мастер-класса, спецкурсов по новой форме экзамен в 9 классе.

2. Чемекова Галина Николаевна, 19.05.1960 г.р., учитель химии и биологии МОУ «Немдинская средняя общеобразовательная школа», стаж работы 22 года. Создала систему научно-исследовательской работы учащихся, её ученики являются победителями республиканских научно-практических конференций по экологии, биологии, научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущие».


Использование инновационных программ и технологий+национ.компонент



Новые Инновационные программы (описание, с указанием 1 ОУ)


Федеральные площадки

(тема, научный руководитель, результаты публикации)


1989-1994гг. – Всесоюзный эксперимент по проблеме «Семья в системе общественного воспитания». Руководитель эксперимента - Бирюкова Татьяна Степановна, заведующая районного методического кабинета.

Базовые школы эксперимента:

1.Староторъяльская средняя школа.

Директор – Ельмекеев Иван Николаевич, заслуженный работник образования РМЭ, Отличник народного просвещения.

Заместитель директора по УВР – Соболев Александр Сергеевич.

Заместитель директора по ВР – Горбунова Надежда Александровна, заслуженный работник образования РМЭ, Отличник народного просвещения.


2.Масканурская основная школа.

Директор – Егошин Виталий Анатольевич.

Заместитель директора по УВР – Домрачева Валентина Васильевна, Отличник народного просвещения.


3.Пектубаевскаясредняя школа.

Директор – Шерстнева Нина Сергеевна, заслуженный работник образования РМЭ.

Заместитель директора по ВР – Анцыгин Иван Иванович.


Издана книга Бирюковой Т.С. «Возрождение традиции народной педагогики» и Воспоминания «Всем миром». ВНИК «Школа-микрорайон» АПН СССР, Москва, 1991 г.


Республиканские площадки

(тема, научный руководитель, результаты публикации)


МОУ «Токтарсолинская основная общеобразовательная школа». Тема – «Развитие творческих способностей учащихся сельского социума на основе создания школы-комплекса».

Директор школы – Небогатиков Евгений Викторович.

Научный руководитель – Домрачева Светлана Алексеевна.

Куратор – Смоленцева Надежда Павловна, зав.РМК, Отличник народного просвещения.



Лицеи, гимназии


-


Лучшее ОУ в настоящее время (1 ОУ)


МОУ «Новоторъяльская средняя общеобразовательная школа».

Директор – Мосунова Татьяна Юрьевна, Отличник народного просвещения.

Заместитель директора по УВР – Новоселова Ирина Васильевна, Почетный работник общего образования РФ.

Заместитель по научно-методической работе – Бирюкова Оксана Вячеславовна.

Заместитель директора по воспитательной работе – Якимова Ирина Александровна.

  1. Школа является победителем российского конкурса по отбору лучших школ России, активно внедряющих инновационные технологии, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  2. Создана система предпрофильного и профильного обучения.

  3. Активно внедряются в учебно-воспитательный процесс:

- информационно-коммуникационные технологии,

- новые программы,

- здоровьесберегающие технологии обучения.

  1. В школе ежегодно проводятся районные и республиканские семинары управленческих и педагогических работников.

  2. Школа имеет 2 педагогов-победителей республиканского конкурса «Учитель года», 1 педагога-победителя конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  3. Развивается проектная деятельность педагогов и учащихся.

  4. Является «Школой года-2006» муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район»



Образовательные учреждения до 1917г.




Образовательные учреждения 1917-1945 г.





Образовательные учреждения 1945-1990г.




Образовательные учреждения 1990-2007г.




Приоритетные направления


  1. Реализация национального проекта в области образования

  2. Работа по повышению качества образования

Ведущие направления

  • Совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

  • повышение качества управления образовательным процессом

  • содействие росту профессионального мастерства педагогов

  • укрепления и охрана здоровья обучающихся

  • обеспечение условий для перехода системы образования на предпрофильную подготовку и профильное обучение

  • обеспечение качественной подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и средней школы

  • осуществление мониторинга условий и результатов образовательной деятельности системы образования района


  1. Развитие профессиональной компетентности руководителей, педагогов района через:

  • совершенствование методов аналитической деятельности в системе управления образовательных учреждений

  • совершенствование педагогического мастерства на основе разнообразных форм методической работы

  • изучение и внедрение современных образовательных технологий, развитие информационно-коммуникационных технологий

  • Развитие научно-исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся


  1. Развитие системы воспитательной деятельности на основе:

    • Внедрения современных технологий воспитания, направленных на духовно-нравственное развитие личности и творческую самореализацию ребенка

    • Использования разнообразных форм работы школы, семьи, общественности в условиях социума, расширения форм работы ОУ с семьями

    • Повышения психолого-педагогического и методического уровня педагогов, классных руководителей, структур ОУ, отвечающих за воспитание детей и подростков


  1. Создание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, сотрудников ОУ через:

      • реализацию районной целевой программы «Безопасность ОУ на 2006-2007 г.г»., муниципальной целевой программы «Школьное питание на 2007-2010 г.г.»,

      • осуществление контроля за соблюдением санитарного законодательства, законодательства по охране труда.



Проектная деятельность

(название проектов, годы участия в конкурсах проектов)





Участие в российских олимпиадах, конкурсах,

мероприятиях


2005 год, август – Конкурс, объявленный «Росгосстрах», на лучшее стихотворение и рисунок, учащиеся НТСШ отмечены Благодарственным письмом.

2005 год, декабрь – Конкурс рисунков «Мой край на почтовой марке», принимали участие учащиеся 4а,б,в классов. Коллектив школы отмечен благодарственным письмом.

2005 год – Всероссийский фестиваль «Открытый урок», дипломом отмечена Ерганова Людмила Александровна.

2005 год – Федеральное агентство лесного хозяйства отметило дипломом лауреата в конкурсе «Подрост» Стародубцева Петра.

2006 год – 4 сочинения учащихся 6 б класса приняли участие в Российском конкурсе «Моя классная – самая классная!», все 4 отмечены дипломами.

2006 год, декабрь – Российский конкурс «Почта будущего», дипломом победителя отмечена Смирнова Настя, 6 б.

2007 год – окружная олимпиада Приволжского Федерального округа по русскому языку, дипломом победителя отмечен Бастраков Никита, 10 а.

2007 год, май – Конкурс «С благодарностью за Победу», «Почта России», дипломом участников конкурса отмечены учащиеся НТСШ.