Бутакова Светлана Юрьевна – учитель информатики МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в 2007 году
Модуль
Решение геометрических задач на построение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС-3D
6 часов, для 8-11 классов
КОМПАС-3D — самая популярная российская система автоматизированного проектирования (САПР), являющаяся любимым инструментом сотен тысяч инженеров-конструкторов и проектировщиков в России и многих других странах. Всенародное признание ей обеспечили мощный функционал, простота освоения и работы, поддержка российских и международных стандартов, широчайший набор отраслевых приложений.
Предлагаемый учебный модуль рассматривает применение КОМПАС при решении геометрических задач на построение из школьного курса предмета Геометрия.
В школьном курсе геометрии не только изучаются различные геометрические модели (теоремы), но и рассматривается процесс их построения. Важное место занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы геометрического построения. С помощью САПР КОМАПС 3D удобно проводить геометрические построения, которые занимают существенное место в курсе геометрии.
Чертеж - язык общения инженеров. Современные САПР говорят на языке техники. Сегодня - это язык начертательной геометрии и инженерной графики. Новым является создание математической модели, в первую очередь геометрической. Это требует хорошего владения координатным методом, т.е. методами аналитической геометрии, и развитого пространственного мышления.
Основная цель курса – дать учащемуся современные знания в применении компьютера при решении геометрических задач на построение, рассматриваемых в школьном курсе геометрии. Содержание курса расширяет возможности использования материалов образовательной программы для внедрения новых педагогических технологий не только учителю информатики, но и учителям математики, технологии и черчения. Материалы данного учебного модуля могут использоваться на уроке и во внеурочной деятельности.
Учебный план
Занятие 1
Введение. Системы компьютерного черчения.
Основные элементы построения: точка, отрезок, луч, прямая, окружность, обозначения.
Построение окружности, заданного радиуса.
Занятие 2
Построение угла, равного данному.
Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
Построение треугольника по трем сторонам.
Задачи для тренировки:
1. На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложите отрезок ВС так, чтобы ВС = 2АВ.
2. Постройте окружность с центром в точке К данного радиуса АВ, проходящую через две данные точки О и С.
3. Дан треугольник АВС. Постройте другой, равный ему треугольник PQR.
Занятие 3
Построение перпендикуляра к прямой.
Построение биссектрисы угла.
Задачи для тренировки:
1. Разделите угол А на четыре равные части.
2. Постройте углы 60о и 30о.
3. На стороне ВС треугольника АВС постройте точку М, равноудаленную от вершин А и С.
Занятие 4
Построение треугольника по двум сторонам и радиусу описанной окружности.
Постройте окружность, описанную около данного треугольника.
Задачи для тренировки
1. Постройте угол, равный 45о.
2. Дан треугольник АВС. Постройте медиану ВМ.
3. Дан треугольник АВС. Постройте высоту СН треугольника.
Занятие 5
Постройте треугольник АВС по стороне и прилежащим к ней углам.
Постройте равнобедренный треугольник по боковой стороне и углу при основании.
Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету.
Задачи для тренировки:
1. Постройте равнобедренный треугольник по боковой стороне и высоте, опущенной на основание.
2. Постройте треугольник по двум сторонам и высоте, опущенной на третью сторону.
Занятие 6
Постройте окружность, вписанную в данный треугольник.
Постройте треугольник по стороне и проведенным к ней медиане и высоте.
Даны три точки : А, В, С. Постройте точку Х, которая одинаково удалена от точек А и В и находится на данном расстоянии от точки С.
Задачи для тренировки:
1. На данной прямой найдите точку, равноудаленную от двух данных точек.
2. Даны четыре точки: A, B, C, D. Найдите точку Х, которая одинаково удалена от точек А и В и одинаково удалена от точек С и D.
Итоговая работа
Для получения «Зачет» выполните один из предложенных вариантов итоговой работы по изучению модуля «Решение геометрических задач на построение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС-3D».