Пропустить до основного содержимого

История школы

Домашняя
  

Эмблема Microsoft Windows SharePoint Services

Из истории Мари-Турекской средней школы

Мари-Турекская средняя общеобразовательная полная школа имеет богатую историю…

В 1845 году в доме священника Павла Чистосердова было открыто приходское начальное училище, ставшее первым учебным заведением во всей округе. Первыми учителями в нем были священники Константин Старцев и Сергей Увицкий. В 1871 году было открыто двухклассное училище. В первый год здесь обучалось 87 детей: 62 мальчика и 25 девочек. Через шесть лет было построено двухэтажное каменное здание училища. В 1917 году на основе ранее существовавшего учебного заведения была основана школа крестьянской молодежи с семилетним циклом обучения, переименованная в 1935 году в среднюю. В 1925 году было построено второе деревянное здание (где до пожара 1978 года располагалась начальная школа), второй этаж был достроен в 1929-30 гг. В 1934 году выросло третье здание школы (ныне здесь располагается районный краеведческий музей имени В.П.Мосолова). В 1957 году построено четвертое здание школы (ныне снесено), а в 1967 году – каменный пристрой. Два последних здания возводились под руководством директора школы Д.И.Черепкова. Старожилы помнят также Неверова Н.А., занимавшего этот пост с 1935 по 1937 годы и с 1939 по 1942 годы до ухода на фронт. В промежутке с 1937 по 1939 годы директорствовал Гаврилов И.Г. В годы войны заведовала школой Сорокина (инициалы не установлены), Ватлецов И.А., Кутузова Л.М. и другие. В последние 60 – 70 – 80 – 90 годы директорами были Павлов Филимон Павлович, Перевозчиков Павел Васильевич, Смирнов Станислав Максимович, Ефремова Людмила Аркадьевна.

С 1935 по 1977 годы из стен школы вышло 1937 учащихся, 21 человек окончил школу с золотой медалью, 39 – с серебряной.

Из стен школы вышли такие знаменитые люди, как первый академик из мари Василий Петрович Мосолов, позже ставший вице-президентом ВАСХНИЛ; профессор живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Георгиевич Платунов; сестра его – А.Г.Платунова, преподавательница Казанской художественной школы; преподаватель КГИ А.Д.Бирюкова; заслуженный агроном РСФСР, кавалер ордена Ленина А.И.Романов; Герой Советского Союза И.И.Долганов; Герой Социалистического труда Т.А.Айглова; композитор В.Д.Кульшетов; доктор медицинских наук, профессор, действительный член Нью-йоркской академии наук В.В.Севастьянов; доктор медицинских наук Н.В.Ардашев и другие.

В 1985 – 1986 учебном году школа получила в подарок новое трехэтажное типовое здание с актовым залом, столовой, врачебными кабинетами, спортивным залом, просторными классами и кабинетами.

Жизнь школы отражала в себе и жизнь сельчан. Ф.Романова-Соловьева – бывшая учительница, ступившая на учительскую стезю в 1930 году – вспоминает, что пошла учиться в школу в 1919 году. В первый класс тогда поступали дети в возрасте от семи до двенадцати лет. Многие бросали учебу из-за материальных трудностей. В 1921 году царил голод, и большинство из бросивших школу вновь поступали учиться, так как в школе детям выдавали паек: 2-3 картофелины в день и 50 граммов ржаного хлеба. Учителя жили так же, как и дети. Некоторые из них в школу ходили в лаптях. Жили и учились по принципу самообслуживания. Родители привозили в школу свои дрова, дети пилили, кололи, складывали поленья. Уборка классных помещений, коридоров, топка печей тоже было делом рук учеников. Никто не роптал.

Научившись читать и писать, ученики становились активными помощниками учителей в деле ликвидации безграмотности в деревнях и селах района.

Романова-Соловьева также вспоминает, что некоторые ученики из мари стали носить коленкоровые рубашки и перестали навертывать на ноги суконки (онучи). Старики за такое поведение ругали их, стыдили. Некоторые родители препятствовали участию их детей в театральных постановках.

Особым периодом в жизни школы и поселка были годы войны. Весомый вклад в победу над фашистской Германией был сделан учителями и учащимися школы. Многие из них ушли на фронт и не вернулись. Среди них Н.А.Неверов, Еремей Романов, Кугерге Чепаков, Николай Леухин и многие другие.

Имена участников войны никогда не будут забыты. Об этом напоминает обелиск учителям и учащимся, погибшим в годы войны, установленный возле старого здания школы 3 сентября 1970 года. У входа в школу была укреплена мемориальная доска, сообщающая о том, что в Мари-Турекской средней школе учился Герой Советского Союза Иван Иосифович Долганов.

В начале 60-х годов силами учащихся школы был заложен парк в поселке Мари-Турек, который радует жителей по сей день.

С 1985 по 2005 годы одиннадцать классов закончили 1967 учащихся, из них на золотые и серебряные медали – 76 человек. 32 выпускника, получив педагогическое образование, вернулись работать в родную школу. Коллектив учителей составляет 92 человека, из них имеют высшую категорию 13 учителей, первую категорию 37 учителей, вторую категорию 7 человек. Четыре человека имеют звание «Заслуженный учитель Марий Эл», это Османова М.А., Гаюк А.М., Андреева А.Я., Сафиуллина Д.Г. 13 человек удостоены звания «Отличник просвещения». 

Призванными на фронт стали вчерашние школьники и бывшие выпускники школы. Одному из них - Долганову Ивану Иосифовичу 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Свой героический подвиг наш земляк совершил летом 1944 года в боях за освобождение Литвы.

Несомненно, что неисчислимые невзгоды и лишения легли в годы войны на плечи жителей и села Мари – Турек, впрочем, так жила вся страна. Но те, кто ушел на фронт и те, кто остался в тылу, выстояли, не согнулись. Все от мала до велика совершали свой незаметный каждодневный подвиг выживания, сумев при этом не растерять сострадание, сочувствие, доброту, любовь.

Жизнь продолжалась, несмотря на огромное горе и тяготы. Школа продолжала работу. После объявления войны все учителя были отозваны из отпусков (Неверова Глафира Алексеевна – воспитательница, Шабалина Клавдия Николаевна и др.). Учителя работали на заготовке дров для школы. С этой целью ездили за деревню Шаганур. Потом ученики старших классов распиливали бревна, кололи дрова, а ученики младших классов складывали дрова в поленницы. Школьники также проявляли свое усердие во всех сельскохозяйственных работах: проводили прополку, возили навоз, сгребали сено, помогали матерям и сестрам, севшим за руль трактора.

Также была организована работа на детской площадке при школе.

Уже в августе стали приезжать эвакуированные из Московской и других областей страны. Среди них было много образованных людей, в том числе учителей, воспитателей, врачей, библиотекарей и т.д. Многие были приняты на работу в школу вместо ушедших на фронт мужчин-учителей.

Приступили к работе в нашей школе из эвакуированных еще до начала занятий: Либензон Мира Григорьевна в качестве преподавателя немецкого языка с 15 августа 1941 года; Лифшиц Хацкель Моисеевич в качестве преподавателя немецкого языка в старших классах с 18 августа 1941; Подольская Е.И. назначена заведующей Мари–Турекской избой-читальней, Полонская Зинаида Ефимовна назначена учителем физкультуры и географии с 20 марта 1942 года и др.

Гвоздев М.Г. вспоминает, что в их доме проживали две эвакуированные семьи: одна из Тулы, а другая – из Москвы. Некоторые семьи временно проживали в школьном здании. Кутузова Л.М. вспоминала, как по ночам эвакуированные дети при любом шуме вскакивали и испуганно кричали: «Мама, мамочка, спаси! Сирена! Бежим!». Жители Мари–Турека помогали этим людям, глотнувшим горя раньше других. Собирали зимние вещи, давали продукты, и т.д.

Несмотря на войну к праздникам в селе работники культуры и коллектив школы устраивали концерты. В канун 24-годовщины Великого Октября как раз закончили переоборудование здания бывшей церкви в Дом культуры, и был организован силами школьников и учителей концерт. Об этом событии вспоминает бывший ученик школы, разведчик-нелегал в Аргентине в 60-е годы Владимир Мартынов: «Я, будучи уже во втором классе, принимал участие в праздничном концерте, играл в так называемом шумовом оркестре, организованном нашим директором школы Неверовым. Играли – кто на деревянных ложках, кто на гребенках с папиросной бумагой, кто на бутылках, частично заполненных водой в разных уровнях, а кто на балалайке. Мне же достался тяжелый бронзовый школьный звонок, который во время исполнения «Светит месяц, светит ясный» вдруг вырвался из моих рук и покатился по сцене к рампе. Под аплодисменты и смех зрителей я сполз со стула, с которого я еле доставал ногами до пола. Пробежался по сцене, поднял звонок, снова взобрался на стул и подключился к оркестру, который в этот момент уже исполнял «Во поле березонька стояла».

Учебный год в годы ВОВ часто начинался не с первого сентября, а позже, после выполнения сельхозработ: теребили лен, вязали снопы и ставили в «бабки», копали картофельное поле и собирали картофель. После работы в колхозе варили картошку в мундире и давали ее с молоком, но без хлеба. Весной после уроков опять шли вместе с классными руководителями на работу: перебирали картофель, пропалывали посевы и т.д.

Руководством РОНО уделялось огромное внимание выполнению учебной программы, постоянно проводились проверки, выявлялось соответствие учителей занимаемой должности. Иногда, в условиях нехватки учителей, назначали на должность учителя начальных классов лучших учеников 10 класса. Например, десятиклассник Очеев Тихон Яковлевич в апреле 1942 года без отрыва от учебы был назначен учителем в начальные классы.

Как вспоминает бывший ученик школы Иванов Анатолий Петрович (в 1940 пошел в первый класс): «Учиться было трудно, не было одежды, не хватало еды (крестьяне должны были платить продовольственный налог, собирали посылки на фронт, или причиной голода в некоторые годы мог быть неурожай). В одном классе учились дети разных возрастов. Учебники были старые, тетрадей не хватало, приходилось писать на старых газетах или в старых тетрадях между строк».

Зимой в классах было холодно: экономили дрова, или их часто не хватало. Ученики сидели в пальто, в варежках. Некоторые учителя вспоминают, что квартиры приходилось отапливать даже соломой. Писали чернилами из сажи, из красной свеклы. В школе работал буфет, где можно было купить стакан чая или киселя. Зарплата учителя в этот период составляла около 400 рублей (по тем временам небольшие деньги), да и купить что-либо было сложно, так как снабжение осуществлялось по карточкам. По воспоминаниям Шабалиной К.Н., на себя с двумя детьми она получала по 300 грамм хлеба в день. Однажды директор школы предложила ей обменять три метра ситца на 11 фунтов муки.  Клавдия Николаевна с радостью согласилась, из этой муки она варила «болтушку» - вкуснейшее блюдо по тем временам. А из ситца  директор сшила два платья для детей – сирот, первоклассниц. Действительно, в годы войны, да и в послевоенные годы самой шикарной одеждой в селе у школьников была фуфайка – ватная стеганая куртка. Из обуви – лапти, которых хватало только на неделю. Весной делали из дерева колодки и обували их поверх лаптей, что спасало  немного от воды и грязи. Шапки часто шили из овечьих  шкур, брюки из холста, который заранее красили.  

Особенно трудно было в 1943, 1944 годах. Было голодно, так как случился неурожай, и поэтому порой приходилось довольствоваться гнилой картошкой, по весне крапивой, клевером. Дети собирали почки с веток елей, и они им казались сладкими как земляника. Из листьев липы пекли лепёшки, добавляли зёрна лебеды. Весной людей поддерживал ещё берёзовый сок, почти под каждой берёзой лежали ребятишки с соломинкой во рту, и пили живительную влагу. Было большим счастьем получить на Новый год в качестве подарка несколько свекольных пряников.

На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте.

Во время войны в стране был создан фонд обороны, в который население сдавало свои скромные сбережения, подчас последние. Но, несмотря на лишения, все хотели приблизить час победы. Не остались в стороне и учащиеся Мари-Турекской школы. Они внесли 1423 рубля на строительство авиаэскадрильи «Марийский пионер».

В годы войны не затихала и тимуровская работа. Так, Мальцева В., пионервожатая школы писала на страницах районной газеты «Путь Ленина» о том, что тимуровская команда помогает семьям фронтовиков. Кроме того, ребята готовили даже театральные постановки: например, пьеса «Сон партизана».

Дел у школьников было много, но не забывали они о своем непосредственном труде – учёбе. 17 июня 1944 года, как сообщает газета «Путь Ленина», в средней школе села проводились экзамены по иностранному языку на аттестат зрелости. От выпускников требовали свободного перевода незнакомого текста на немецком языке и качества знаний основ грамматики языка. Учащиеся хорошо выдержали экзамен. Из десяти выпускников половина сдала на «пятёрки». Таким образом, Мари-Турекская средняя школа в отношении иностранного языка не отставала от лучших школ республики.

Итак, средняя школа села Мари-Турек жила в годы войны напряженной жизнью. Уделялось внимание тому, чтобы все подлежащие обучению дети посещали занятия. Сельсовет часто помогал тем, кому не в чем было идти в школу обувью или одеждой. В конце войны  была даже открыта школа для взрослых.

Учителя и ученики школы как могли тоже своим трудом, своей учебой, посылками, письмами на фронт и другими делами приближали Победу. И этот день всё-таки настал. Шабалина К.Н. вспоминала, что об окончании войны она узнала рано от старой женщины из деревни Энгербал. Она ходила от дома к дому и сообщала эту радостную весть. Также было прочитано сообщение об окончании войны диктором Романовой Ольгой по районному радио. Вскоре после того, как было сделано сообщение, на стадион (радиорубка находилась в деревянном доме возле стадиона) стали стекаться люди. На лицах одних светилась радость, другие не могли сдержать своих слез. Буквально через час стадион был полон людей. Был проведен митинг. Вел его председатель райисполкома Савинцев, от районного комитета партии выступил первый секретарь Кусакин. Секретарь райкома ВЛКСМ  Комелина отметила огромную роль молодежи  в Отечественной войне и призвала её на новые  трудовые подвиги. А учителя пораньше собрались в школе, и тоже кто плакал, а кто ликовал от радости. Это был самый радостный и незабываемый день за последние годы.

Учителя и ученики в трудные для страны годы вносили свою посильную лепту в освобождение страны от фашистских захватчиков. Бывшие ученики, вчерашние выпускники, учителя школы в первые же дни войны оказались на фронтах войны. Погибшим в годы войны учителям и ученикам в садике перед начальной школой установлен обелиск как дань памяти за их мужество, жертвенность, героизм. Выпускнику школы Долганову Ивану Иосифовичу, командиру орудия было присвоено высокое звание Героя Советского Союза за отражение танковых атак противника в боях за освобождение Литвы.

Тяжелым был труд и в тылу во время войны. Поэтому не зря говорят, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. Особенно в годы войны досталось подросткам, у которых по сути не было детства, им рано пришлось повзрослеть. Они получили закалку на полях и фермах, на предприятиях, в холодных школьных классах, они внесли неоценимый вклад в общее дело. В будущем они самоотверженно трудились и в мирное время, удостоившись высоких наград и званий. Среди них Герой Социалистического Труда Т.Я. Айглова, кавалер высших государственных наград и званий П.А.Османов и другие. Их первой и потому особо ценной наградой была медаль: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Время все дальше и дальше уносит нас от тех грозных дней. Наш долг помнить о том, что было сделано нашими бабушками и дедушками, детьми суровой поры, чье детство опалено войной. Мы должны помнить, чем им приходилось жертвовать ради нашей сегодняшней мирной жизни.

Бывшие выпускники, свидетели суровой поры приходят часто в школу для встреч с нами, кого они оградили от военных невзгод, потерь, ужасов.

 

 

 
 

Мари-Турекская средняя школа в годы Великой Отечественной войны

Все дальше и дальше от нас война. Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в священной войне. Потому долгом сегодняшних школьников является рассказать о них, живших тогда в страшных сороковых - роковых. Каждый, на своем месте добросовестно выполняя свой долг, вносил лепту в общее дело, верил, что в будущем не будет войн. Выстраданное не оправдалось, люди все еще пытаются решать свои проблемы далеко немирным путем. История войны – это история отдельного человека. В судьбе каждого отразилась судьба страны. Точно также судьба страны отразилась и в судьбе Мари-Турекской средней школы – небольшого детского царства, в котором им пришлось быстро повзрослеть. Жизнь школы в годы – это своеобразный слепок жизни страны.

18 июня 1941 года в Мари–Турекской средней школе состоялся долгожданный праздник: 47 выпускников с волнением получили аттестаты зрелости. Мечтали учиться дальше, чтобы получить специальность в учебных заведениях страны. С этой мечтой встречали рассвет на «Холодном ключе» (место паломничества выпускников всех поколений). Но эти мечты были нарушены Великой Отечественной войной. 27 человек сражались за свободу Родины, среди них трое девчат: Клава Курбатова, Катя Кузьминых, Соня Леухина. Восемь парней погибли в боях.

Через 50 лет, в 1991 году к памятнику-обелиску в садике у начальной школы, пришли с цветами оставшиеся в живых, уже поседевшие и состарившиеся, но молодые душой одноклассницы и одноклассники. Организаторами встречи стали староста класса Гвоздев Михаил и его закадычный друг Золотых Георгий. Рискнули собрать одноклассников через 50 лет. Ведь в живых остались на тот момент всего 30 человек, а приехать смогли только 15. Какая это была встреча? Это надо было видеть! Многие очень сильно изменились, некоторые не узнавали друг друга. Да и было отчего. На всех следы войны, хлестко она прошлась по ним, всем сполна раздала и горя, и «белой краски», но не отняла проклятая у них дружбу, любовь к родным местам и друзьям. Не было конца расспросам, воспоминаниям. Классная руководительница этого класса Кутузова Лидия Михайловна впоследствии вспоминала: «Много у меня было выпускников за 42 года учительской работы, но 10 класс 41 года был очень запоминающимся. Как-то подобрались ребята дружные, бойкие, трудолюбивые и самостоятельные. Наверное, поэтому и с любовью, и с гордостью, и со слезами я вспоминаю их».

Директор краеведческого музея Г.С. Золотых встречал у порога бывшей их школы, а ныне прекрасного музея всех своих одноклассников. Провел содержательную беседу по его богатым залам. А в конференц-зале за чашкой чая слушали записи воспоминаний о тех, кто воевал. 5 парней сразу после получения аттестата поехали поступать в разные военные училища. Поступили, выучились и воевали на разных фронтах. В живых (к моменту юбилейной встречи) - остался только Георгий Сергеевич Золотых – курсант Подольского военного училища, получивший боевое крещение в жестоких боях под Москвой. После того как Москву отстояли, оставшихся в живых курсантов вернули в училище, отправив доучиваться в Бухару. После его окончания Георгий Сергеевич был направлен на Северо-Западный фронт. Там при освобождении города Старая Русса Новгородской области его тяжело ранило, вернулся домой инвалидом. В послевоенные годы работал военруком Мари-Турекской средней школы. Учился в сельскохозяйственном институте, после чего работал в ПУ-25 – преподавателем, позже заместителем директора по учебно-производственной работе, всего 27 лет. В 1983 году вышел на заслуженный отдых и еще шесть лет директорствовал в районном краеведческом музее.

Еще до училища Георгий познакомился со своей будущей женой Полиной. Она тоже была призвана в ряды Красной Армии. Работала военной медицинской сестрой госпиталя в Ивановской области. Поставила на ноги тысячи раненых бойцов и многие из них снова ушли на фронт. После расформирования госпиталя Полина вернулась в Мари-Турек и почти полвека проработала медицинской сестрой в больнице, в том числе и после выхода на пенсию.

За время совместной жизни супруги Золотых воспитали двух сыновей, дали им высшее образование. Игорь работает прорабом на стройке, а Станислав в ПУ-25. В 1993 году супруги Золотых отпраздновали золотую свадьбу. Но годы и ранения берут своё: 20 января 1998 года Георгий Сергеевич умер. 22 июня 1941 года. В селе Мари - Турек  с утра оживленно, все собираются на торжественный митинг и народное гулянье, в честь юбилея марийской автономии. Но в полдень жизнь, полная надежд разом изменилась – объявили: «Война!» 23 июня началась всеобщая мобилизация. Только в первые пять дней войны в военкоматы республики было подано более 10 тысяч заявлений с просьбой об отправке на фронт. Немало заявлений было и от мари-турекцев, в том числе и от выпускников школы, а также учителей.

Например, 30 июня 1941 года был мобилизован в РККА учитель Старостин Петр Ильич, в ноябре – Бирюков Василий Сергеевич, в январе 1942 - Шмаров Аркадий Николаевич, Щелчков Николай Кузьмич, в феврале 1942 года – директор школы Неверов Николай Алексеевич (погиб в том же году под Харьковом). После ухода на фронт Неверова Н.А. временно исполняющей обязанности директора была назначена с 5 февраля 1942 года Кутузова Лидия Михайловна (до этого момента работала завучем). Сама она об этом времени вспоминает так: «Однажды за ночь ушли на фронт сразу несколько учителей: С.Л. Зверев, А.В. Сушкин, Краснов и др. Так получилось и с Н.А. Неверовым. Приходит ко мне ночью и говорит:  «Принимай школу!» Отдал ключи и уехал на фронт, где погиб смертью храбрых».

Призванными на фронт стали вчерашние школьники и бывшие выпускники школы. Одному из них - Долганову Ивану Иосифовичу 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Свой героический подвиг наш земляк совершил летом 1944 года в боях за освобождение Литвы.

Несомненно, что неисчислимые невзгоды и лишения легли в годы войны на плечи жителей и села Мари – Турек, впрочем, так жила вся страна. Но те, кто ушел на фронт и те, кто остался в тылу, выстояли, не согнулись. Все от мала до велика совершали свой незаметный каждодневный подвиг выживания, сумев при этом не растерять сострадание, сочувствие, доброту, любовь.

Жизнь продолжалась, несмотря на огромное горе и тяготы. Школа продолжала работу. После объявления войны все учителя были отозваны из отпусков (Неверова Глафира Алексеевна – воспитательница, Шабалина Клавдия Николаевна и др.). Учителя работали на заготовке дров для школы. С этой целью ездили за деревню Шаганур. Потом ученики старших классов распиливали бревна, кололи дрова, а ученики младших классов складывали дрова в поленницы. Школьники также проявляли свое усердие во всех сельскохозяйственных работах: проводили прополку, возили навоз, сгребали сено, помогали матерям и сестрам, севшим за руль трактора.

Также была организована работа на детской площадке при школе.

Уже в августе стали приезжать эвакуированные из Московской и других областей страны. Среди них было много образованных людей, в том числе учителей, воспитателей, врачей, библиотекарей и т.д. Многие были приняты на работу в школу вместо ушедших на фронт мужчин-учителей.

Приступили к работе в нашей школе из эвакуированных еще до начала занятий: Либензон Мира Григорьевна в качестве преподавателя немецкого языка с 15 августа 1941 года; Лифшиц Хацкель Моисеевич в качестве преподавателя немецкого языка в старших классах с 18 августа 1941; Подольская Е.И. назначена заведующей Мари–Турекской избой-читальней, Полонская Зинаида Ефимовна назначена учителем физкультуры и географии с 20 марта 1942 года и др.

Гвоздев М.Г. вспоминает, что в их доме проживали две эвакуированные семьи: одна из Тулы, а другая – из Москвы. Некоторые семьи временно проживали в школьном здании. Кутузова Л.М. вспоминала, как по ночам эвакуированные дети при любом шуме вскакивали и испуганно кричали: «Мама, мамочка, спаси! Сирена! Бежим!». Жители Мари–Турека помогали этим людям, глотнувшим горя раньше других. Собирали зимние вещи, давали продукты, и т.д.

Несмотря на войну к праздникам в селе работники культуры и коллектив школы устраивали концерты. В канун 24-годовщины Великого Октября как раз закончили переоборудование здания бывшей церкви в Дом культуры, и был организован силами школьников и учителей концерт. Об этом событии вспоминает бывший ученик школы, разведчик-нелегал в Аргентине в 60-е годы Владимир Мартынов: «Я, будучи уже во втором классе, принимал участие в праздничном концерте, играл в так называемом шумовом оркестре, организованном нашим директором школы Неверовым. Играли – кто на деревянных ложках, кто на гребенках с папиросной бумагой, кто на бутылках, частично заполненных водой в разных уровнях, а кто на балалайке. Мне же достался тяжелый бронзовый школьный звонок, который во время исполнения «Светит месяц, светит ясный» вдруг вырвался из моих рук и покатился по сцене к рампе. Под аплодисменты и смех зрителей я сполз со стула, с которого я еле доставал ногами до пола. Пробежался по сцене, поднял звонок, снова взобрался на стул и подключился к оркестру, который в этот момент уже исполнял «Во поле березонька стояла».

Учебный год в годы ВОВ часто начинался не с первого сентября, а позже, после выполнения сельхозработ: теребили лен, вязали снопы и ставили в «бабки», копали картофельное поле и собирали картофель. После работы в колхозе варили картошку в мундире и давали ее с молоком, но без хлеба. Весной после уроков опять шли вместе с классными руководителями на работу: перебирали картофель, пропалывали посевы и т.д.

Руководством РОНО уделялось огромное внимание выполнению учебной программы, постоянно проводились проверки, выявлялось соответствие учителей занимаемой должности. Иногда, в условиях нехватки учителей, назначали на должность учителя начальных классов лучших учеников 10 класса. Например, десятиклассник Очеев Тихон Яковлевич в апреле 1942 года без отрыва от учебы был назначен учителем в начальные классы.

Как вспоминает бывший ученик школы Иванов Анатолий Петрович (в 1940 пошел в первый класс): «Учиться было трудно, не было одежды, не хватало еды (крестьяне должны были платить продовольственный налог, собирали посылки на фронт, или причиной голода в некоторые годы мог быть неурожай). В одном классе учились дети разных возрастов. Учебники были старые, тетрадей не хватало, приходилось писать на старых газетах или в старых тетрадях между строк».

Зимой в классах было холодно: экономили дрова, или их часто не хватало. Ученики сидели в пальто, в варежках. Некоторые учителя вспоминают, что квартиры приходилось отапливать даже соломой. Писали чернилами из сажи, из красной свеклы. В школе работал буфет, где можно было купить стакан чая или киселя. Зарплата учителя в этот период составляла около 400 рублей (по тем временам небольшие деньги), да и купить что-либо было сложно, так как снабжение осуществлялось по карточкам. По воспоминаниям Шабалиной К.Н., на себя с двумя детьми она получала по 300 грамм хлеба в день. Однажды директор школы предложила ей обменять три метра ситца на 11 фунтов муки.  Клавдия Николаевна с радостью согласилась, из этой муки она варила «болтушку» - вкуснейшее блюдо по тем временам. А из ситца  директор сшила два платья для детей – сирот, первоклассниц. Действительно, в годы войны, да и в послевоенные годы самой шикарной одеждой в селе у школьников была фуфайка – ватная стеганая куртка. Из обуви – лапти, которых хватало только на неделю. Весной делали из дерева колодки и обували их поверх лаптей, что спасало  немного от воды и грязи. Шапки часто шили из овечьих  шкур, брюки из холста, который заранее красили. 

Особенно трудно было в 1943, 1944 годах. Было голодно, так как случился неурожай, и поэтому порой приходилось довольствоваться гнилой картошкой, по весне крапивой, клевером. Дети собирали почки с веток елей, и они им казались сладкими как земляника. Из листьев липы пекли лепёшки, добавляли зёрна лебеды. Весной людей поддерживал ещё берёзовый сок, почти под каждой берёзой лежали ребятишки с соломинкой во рту, и пили живительную влагу. Было большим счастьем получить на Новый год в качестве подарка несколько свекольных пряников.

На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте.

Во время войны в стране был создан фонд обороны, в который население сдавало свои скромные сбережения, подчас последние. Но, несмотря на лишения, все хотели приблизить час победы. Не остались в стороне и учащиеся Мари-Турекской школы. Они внесли 1423 рубля на строительство авиаэскадрильи «Марийский пионер».

В годы войны не затихала и тимуровская работа. Так, Мальцева В., пионервожатая школы писала на страницах районной газеты «Путь Ленина» о том, что тимуровская команда помогает семьям фронтовиков. Кроме того, ребята готовили даже театральные постановки: например, пьеса «Сон партизана».

Дел у школьников было много, но не забывали они о своем непосредственном труде – учёбе. 17 июня 1944 года, как сообщает газета «Путь Ленина», в средней школе села проводились экзамены по иностранному языку на аттестат зрелости. От выпускников требовали свободного перевода незнакомого текста на немецком языке и качества знаний основ грамматики языка. Учащиеся хорошо выдержали экзамен. Из десяти выпускников половина сдала на «пятёрки». Таким образом, Мари-Турекская средняя школа в отношении иностранного языка не отставала от лучших школ республики.

Итак, средняя школа села Мари-Турек жила в годы войны напряженной жизнью. Уделялось внимание тому, чтобы все подлежащие обучению дети посещали занятия. Сельсовет часто помогал тем, кому не в чем было идти в школу обувью или одеждой. В конце войны  была даже открыта школа для взрослых.

Учителя и ученики школы как могли тоже своим трудом, своей учебой, посылками, письмами на фронт и другими делами приближали Победу. И этот день всё-таки настал. Шабалина К.Н. вспоминала, что об окончании войны она узнала рано от старой женщины из деревни Энгербал. Она ходила от дома к дому и сообщала эту радостную весть. Также было прочитано сообщение об окончании войны диктором Романовой Ольгой по районному радио. Вскоре после того, как было сделано сообщение, на стадион (радиорубка находилась в деревянном доме возле стадиона) стали стекаться люди. На лицах одних светилась радость, другие не могли сдержать своих слез. Буквально через час стадион был полон людей. Был проведен митинг. Вел его председатель райисполкома Савинцев, от районного комитета партии выступил первый секретарь Кусакин. Секретарь райкома ВЛКСМ  Комелина отметила огромную роль молодежи  в Отечественной войне и призвала её на новые  трудовые подвиги. А учителя пораньше собрались в школе, и тоже кто плакал, а кто ликовал от радости. Это был самый радостный и незабываемый день за последние годы.

Учителя и ученики в трудные для страны годы вносили свою посильную лепту в освобождение страны от фашистских захватчиков. Бывшие ученики, вчерашние выпускники, учителя школы в первые же дни войны оказались на фронтах войны. Погибшим в годы войны учителям и ученикам в садике перед начальной школой установлен обелиск как дань памяти за их мужество, жертвенность, героизм. Выпускнику школы Долганову Ивану Иосифовичу, командиру орудия было присвоено высокое звание Героя Советского Союза за отражение танковых атак противника в боях за освобождение Литвы.

Тяжелым был труд и в тылу во время войны. Поэтому не зря говорят, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. Особенно в годы войны досталось подросткам, у которых по сути не было детства, им рано пришлось повзрослеть. Они получили закалку на полях и фермах, на предприятиях, в холодных школьных классах, они внесли неоценимый вклад в общее дело. В будущем они самоотверженно трудились и в мирное время, удостоившись высоких наград и званий. Среди них Герой Социалистического Труда Т.Я. Айглова, кавалер высших государственных наград и званий П.А.Османов и другие. Их первой и потому особо ценной наградой была медаль: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Время все дальше и дальше уносит нас от тех грозных дней. Наш долг помнить о том, что было сделано нашими бабушками и дедушками, детьми суровой поры, чье детство опалено войной. Мы должны помнить, чем им приходилось жертвовать ради нашей сегодняшней мирной жизни.

Бывшие выпускники, свидетели суровой поры приходят часто в школу для встреч с нами, кого они оградили от военных невзгод, потерь, ужасов.

Веб-часть редактора содержимого