Федеральные государственные образовательные стандарты – ключевые документы, формирующие структуру и содержание образовательного процесса. Министерством просвещения Российской Федерации доработан и вынесен на общественную экспертизу проект новых ФГОС.
Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. Действующий стандарт включает только общие установки на формирование определённых компетенций, задаёт рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на эти вопросы должна самостоятельно отвечать каждая школа. Это приводит к тому, что образовательная программа одной школы может кардинально отличаться от программы, принятой в соседней.
В текстах стандартов конкретизированы меры по созданию развивающей образовательной среды, обеспечивающей гарантии безопасности обучающихся, детализирована численность административно-управленческого персонала, необходимая для образовательного процесса, повышено внимание к вопросам охраны труда.
Сами предметные результаты в новых ФГОС переориентированы на формирование умений не только заучивать, но и объяснять, анализировать и использовать полученные школьниками знания для решения учебных и практических задач. Таким образом, новые проекты стандартов помогают педагогам выстраивать процесс обучения, максимально учитывая современные вызовы и запросы для следующих образовательных ступеней.
Ознакомиться с проектами ФГОС можно по ссылке regulation.gov.ru
Проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) https://regulation.gov.ru/projects#npa=94553
Существенным отличием проекта ФГОС НОО является:
детализация предметных результатов освоения 9 учебных предметов:
распределены по годам обучения предметные результаты по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир» и «Физическая культура»:
распределены по тематическим модулям (без привязки к годам обучения) предметные результаты по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология». Выбор образовательными организациями тематических модулей по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология» и «Физическая культура» определяется условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностями контингента обучающихся;
конкретизация перечня предметов в обязательных предметных областях:
«Родной язык и родная литература» (родной язык, литературное чтение на родном языке), которая предусматривает, в том числе изучение государственного языка республик с правом образовательной организации самостоятельного распределения предметных результатов освоения и содержания учебных предметов в соответствии с требованиями Стандарта (п. 38.2 ФГОС НОО);
«Основы религиозных культур и светской этики» (Основы религиозных культур народов России, Основы светской этики) с правом выбора модулей родителями (законными представителями) обучающихся (п. 38.6 ФГОС НОО); .
Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – проект ФГОС ООО) https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555
Существенным отличием проекта ФГОС ООО является:
детализация предметных результатов освоения 16 учебных предметов:
распределены по годам обучения предметные результаты по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика (включая алгебру и геометрию)», «Информатика», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Биология» и «География»,
распределены по тематическим модулям (без привязки к годам обучения) - предметные результаты по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура»;
изменения перечня предметов в обязательных предметных областях:
«Родной язык и родная литература» (Родной язык, Родная литература) предусматривает, в том числе изучение государственного языка республик с правом образовательной организации самостоятельного распределения предметных результатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с требованиями Стандарта (п.38.2 ФГОС ООО);
«Иностранные языки» (Иностранный язык) с правом - в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, по выбору родителей (законных представителей) обучающихся и при наличии необходимых условий – включения предмета «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией (п. 26.3.2 ФГОС НОО).