Пропустить до основного содержимого

Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына"

Домашняя
  
Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына" > Учебный модуль «Шочмо-кушмо ялем» > Часть 1  

Часть 1

Списки
Учителю
Программные материалы
Методические рекомендации
Контрольные и проверочные работы
Фотоматериалы
Пользователю
Инструкция
Луговой марийский язык
Учебный модуль, посвященный «100-летию издания первой марийской газеты»
Учебный модуль "Мемнан ешыште пайрем"
Учебный модуль «Марий талешке кече»
Учебный модуль, посвящённый Дню знаний
Учебный модуль "Тыныслык урок"
Учебный модуль, посвященный «95-летию РМЭ»
Учебный модуль «Тунялан палыме семмастар»
Учебный модуль "У ий пайрем"
Учебный модуль "Шернур кундем"
Учебный модуль «Шернур кундемын лӱмлӧ енже-влак»
Ким Васин – энциклопедий шинчымашан айдеме
Учебный модуль "Морко кундем"
Учебный модуль «8 Март - Удырамаш пайрем»
Учебный модуль «Уярня»
Учебный модуль «Марий калык - кугезе калык»
Учебный модуль «Марий туня»
Учебный модуль «Медведево кундем»
Учебный модуль «Ключников-Палантай Иван Степанович-икымше марий композитор»
Учебный модуль «Марий калык Кугу сарыште»
Учебный модуль «Школ-интернат - марий интеллигенцийын апшатгудыжо»
Учебный модуль «Кенгеж каныш шуэш»
Учебный модуль «Йочан пиалже-тыныслык»
Учебный модуль «Марий туныктыш институтлан – 85 ий»
Учебный модуль «Валентин Христофорович Колумб – поэт-новатор»
Учебный модуль «Илыш-корно парт кокла гыч тў‰алеш»
Учебный модуль «Аван кече»
Учебный модуль «Марий тиште кече»
Учебный модуль «Марий калык талешке-влак»
Учебный модуль «По памятным местам Якова Павловича Майорова-Шкетана»
Тест по марийскому языку (7 класс)
Николаев Сергей Николаевич
Театр - илыш воштончыш
Ойлончым член шот дене лончылымаш (паша тетрадь)
Викторин. Ший пуян Ший Пампалче йомак почеш (Своя игра модыш семын)
Учебный модуль «Сад-пакчаште»
Учебный модуль «Шочмо кечет дене, шергакан Марий Элем!»
Учебный модуль «Теле» 5 класс
Учебный модуль «Кугу сар тулышто»
Учебный модуль «Самырык талешке-влак»
Учебный модуль «Спорт дене келшена - таза лийына!»
Учебный модуль «Шочмо-кушмо ялем»
Учебный модуль «Школ илыш»
Учебный модуль «Мыйын йолташем»
Учебный модуль «Шошо - сылне пагыт»
Учебный модуль «Измаил Варсанофьевич Ефимов – тале сӱретче»
Учебный модуль «У ий дене!»
Учебный модуль «Чодыраште»
Учебный модуль «День национального героя»
Учебный модуль «Мотор шыже, толметым шижам…»
Учебный модуль «Икымше гана чодыраште»
Учебный модуль «Пакчаште»
Учебный модуль «КАЙЫК-ВЛАК»
Горномарийский язык
Учебный модуль, посвященный творчеству П.Першута
Учебный модуль «А.В.Григорьев-первый марийский художник»
Учебный модуль «МАРЫ ЛИТЕРАТУРЫН КЛАССИКШӸ Н.В.ИГНАТЬЕВ»
Учебный модуль «В.Сузы - горномарийский писатель»
Учебный модуль «2017 шы и - экологи и»
Учебный модуль «Шабдар Осып «Цымыр ви доно»
Учебный модуль «Кырык сирем – шачмы вӓрем»
Учебный модуль «Мырызы шӱмӓн поэт Иван Иванович Светлов»
Справочные материалы
Ссылки на полезные ресурсы
Словари
Проекты
Положения конкурсов
Горномарийская экспедиция РАН

Часть 1.

 

ЧТЕНИЕ (Лудмаш)

 

 

Прочитайте текст, переведите на русский язык. Выполните задания А-В

Кажне еҥын шке шочмо ялже уло. Мыйынат шке шочмо Йыр ялем эн мотор да сылне. Тудо Морко кундемын ик чечен лукешыже верланен. Йырваш чодыра. Ял покшелне пӱя уло. Кеҥежым да телым ме тыште шуко колым кучена. Тудо пеш сайын чӱҥга. Ял покшечын памаш йоген лектеш. Вӱдшӧ моткоч тамле. Кажне еҥ, эртен ошкылшыжла, тиде яндар вӱд дене шӱргыжым ниялта. Вӱдава дечын пиалым йодеш.

Иктаж-кӧ мыйым олашке илаш куснаш йодеш гын, мый тореш лиям. Вет ялыштак веле шӱлаш ласка да илашат сай. Тазалыкетат пеҥгыдырак лиеш. Йоча-влакат яндар южышто модаш кумылан улыт. Мый шке шочмо ялем моткоч йӧратем да тудын дене кугешнем. Йӧратыза шке ялдам, шочмо мландыдам да шке ача-авадам, кова-кочадам.

Соловьёв Дмитрий

Словарь (мутер):

Ик чечен лукешыже – в одном красивом (прекрасном) уголке

Верланен - расположился

Йырваш - вокруг

Сайын чӱҥга – хорошо клюёт

Ял покшечын – посередине деревни

Йоген лектеш - вытекает

Эртен ошкылшыжла – проходя мимо

Шӱргыжым ниялта – ополаскивает лицо

Вӱдава дечын – у матери воды

Илаш куснаш – переехать жить

Тореш – против

Модаш кумылан улыт – рады поиграть

Кугешнем - горжусь

 

Задания к тексту:

А. Найдите в тексте.

1) У меня тоже моя родная деревня самая красивая и прекрасная. 2) Вокруг лес. 3) Летом и зимой мы здесь много рыб ловим. 4) Каждый прохожий, проходя мимо, этой чистой водой ополаскивает лицо. 5) Если кто-нибудь попросит меня переехать жить в город, я буду против. 6) И здоровье будет крепче. 7) И дети на свежем воздухе рады поиграть. 8) Я свою родную деревню очень люблю и горжусь ею. 9) Любите свою деревню, родной край и своих родителей, дедушек-бабушек.

 

Б. Составьте стихотворение «Ялем». Для этого расположите части стихотворения в правильном порядке.

 

 

В.  Игра «Разведчики». Я называю начало предложения, вы найдите это предложение и прочитайте:

1) Тудо Морко кундемын…

2) Ял покшечын…

3) Кажне еҥ, эртен…

4) Иктаж-кӧ мыйым…

5) Тазалыкетат пеҥгыдырак…

6) Йӧратыза шке ялдам…