Пропустить до основного содержимого

Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына"

Домашняя
  
Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына" > Учебный модуль "Мемнан ешыште пайрем" > Часть 2  

Часть 2

Списки
Учителю
Программные материалы
Методические рекомендации
Контрольные и проверочные работы
Фотоматериалы
Пользователю
Инструкция
Луговой марийский язык
Учебный модуль, посвященный «100-летию издания первой марийской газеты»
Учебный модуль "Мемнан ешыште пайрем"
Учебный модуль «Марий талешке кече»
Учебный модуль, посвящённый Дню знаний
Учебный модуль "Тыныслык урок"
Учебный модуль, посвященный «95-летию РМЭ»
Учебный модуль «Тунялан палыме семмастар»
Учебный модуль "У ий пайрем"
Учебный модуль "Шернур кундем"
Учебный модуль «Шернур кундемын лӱмлӧ енже-влак»
Ким Васин – энциклопедий шинчымашан айдеме
Учебный модуль "Морко кундем"
Учебный модуль «8 Март - Удырамаш пайрем»
Учебный модуль «Уярня»
Учебный модуль «Марий калык - кугезе калык»
Учебный модуль «Марий туня»
Учебный модуль «Медведево кундем»
Учебный модуль «Ключников-Палантай Иван Степанович-икымше марий композитор»
Учебный модуль «Марий калык Кугу сарыште»
Учебный модуль «Школ-интернат - марий интеллигенцийын апшатгудыжо»
Учебный модуль «Кенгеж каныш шуэш»
Учебный модуль «Йочан пиалже-тыныслык»
Учебный модуль «Марий туныктыш институтлан – 85 ий»
Учебный модуль «Валентин Христофорович Колумб – поэт-новатор»
Учебный модуль «Илыш-корно парт кокла гыч тў‰алеш»
Учебный модуль «Аван кече»
Учебный модуль «Марий тиште кече»
Учебный модуль «Марий калык талешке-влак»
Учебный модуль «По памятным местам Якова Павловича Майорова-Шкетана»
Тест по марийскому языку (7 класс)
Николаев Сергей Николаевич
Театр - илыш воштончыш
Ойлончым член шот дене лончылымаш (паша тетрадь)
Викторин. Ший пуян Ший Пампалче йомак почеш (Своя игра модыш семын)
Учебный модуль «Сад-пакчаште»
Учебный модуль «Шочмо кечет дене, шергакан Марий Элем!»
Учебный модуль «Теле» 5 класс
Учебный модуль «Кугу сар тулышто»
Учебный модуль «Самырык талешке-влак»
Учебный модуль «Спорт дене келшена - таза лийына!»
Учебный модуль «Шочмо-кушмо ялем»
Учебный модуль «Школ илыш»
Учебный модуль «Мыйын йолташем»
Учебный модуль «Шошо - сылне пагыт»
Учебный модуль «Измаил Варсанофьевич Ефимов – тале сӱретче»
Учебный модуль «У ий дене!»
Учебный модуль «Чодыраште»
Учебный модуль «День национального героя»
Учебный модуль «Мотор шыже, толметым шижам…»
Учебный модуль «Икымше гана чодыраште»
Учебный модуль «Пакчаште»
Учебный модуль «КАЙЫК-ВЛАК»
Горномарийский язык
Учебный модуль, посвященный творчеству П.Першута
Учебный модуль «А.В.Григорьев-первый марийский художник»
Учебный модуль «МАРЫ ЛИТЕРАТУРЫН КЛАССИКШӸ Н.В.ИГНАТЬЕВ»
Учебный модуль «В.Сузы - горномарийский писатель»
Учебный модуль «2017 шы и - экологи и»
Учебный модуль «Шабдар Осып «Цымыр ви доно»
Учебный модуль «Кырык сирем – шачмы вӓрем»
Учебный модуль «Мырызы шӱмӓн поэт Иван Иванович Светлов»
Справочные материалы
Ссылки на полезные ресурсы
Словари
Проекты
Положения конкурсов
Горномарийская экспедиция РАН

Часть 2.

 

ЧТЕНИЕ и ГОВОРЕНИЕ (лудмаш да кутырымаш)

 

 

 

 

 

В1. Прочитайте текст и выполните задание по ссылке:

http://learningapps.org/display?v=p1obgavz217

 

Мыйын ешем.

Мый тендам шке ешем дене палымым ыштынем. Ме ешыште нылытын улына. Мыйын авам школышто пашам ышта. Тудо библиотекарь. Ачам шофер, кевытлаш сатум шупшыкта.  Мöнгö толмеке, авам кочкаш  шолта, ачам вольыкым онча. Мый 6 –шо классыште тунемам. Шольым йочасадыш коштеш. Школ гыч толмеке, урокым ыштем, авамлан полшем. Пашам пытарымеке, уло еш дене телевизорым ончена, книгам лудына. Тÿрлö пайремым веселан эртарена. Пайремлан авам тÿрлö кочкышым ямдыла: мелнам, салмамуным, уячам, перемечым.

 

В2. Рассмотрите рисунок и  составьте  5 вопросительных предложений.

 

 

 

В3. Прочитайте  пословицы, соотнесите правильный перевод и проверьте себя по ссылке http://learningapps.org/display?v=p9y9y5rok17

 

    

1.     Кугу еш дене илаш куштылго

Полная семья как полная хлебница.

2. Таза ешыште- таза шÿлыш.

В большой семье живут дружно.

3.Тичмаш еш тичмаш киндерке дене иктак.

Лес тоже любит большую семью.

4. Чодырат тÿшка ешым йöрата.

В здоровой семье - здоровый дух.

5. Икоян ешыште келшен илат.

В большой семье жить легко.

 

В4. Прочитайте текст, переведите на марийский язык.

Туара - обязательное блюдо в праздники, во время молений и семейных праздников. Их клали поверх каравая хлеба и поверх горки блинов на праздничном столе. Гостей всегда встречали с пышными блинами, хлебом-солью. Блины пекли в печи. Горка блинов, обильно смазанных маслом - одно из самых необходимых кушаний на праздничном столе.

 

В5. Посмотрите по ссылке видеосюжет «Марийская народная еда» https://www.youtube.com/watch?v=HrDMSIoPaps ответьте на вопросы:

1. Ожно марий калык могай кочкышым ямдылен?

2. Овартыш мелнам кузе ыштат?

3. Марий калыкын кухньыштыжо мынар тÿрлö кочкышым палемдаш лиеш?

4. Марий калык мыняр тÿрлö подкогыльым кÿэштеш?

5.Рестораныште але кафеште марий кочкышым ямдылат мо?

6.Сÿаным але уна-влакым озавате мо дене налаш лектеш?

 

В6. Прочитайте текст по ссылке «Марий кочкыш» и составьте диалог «Команмелнам  ыштыме нерген». http://www.fumus.ru/mariwoman/languages/mari/kitchen.html