Пропустить до основного содержимого

Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына"

Домашняя
  
Языковой обучающий портал "Марий йылмым тунемына" > Учебный модуль "Марий тиште" > Часть 3  

Часть 3

Списки
Учителю
Программные материалы
Методические рекомендации
Контрольные и проверочные работы
Фотоматериалы
Пользователю
Инструкция
Луговой марийский язык
Учебный модуль, посвященный «100-летию издания первой марийской газеты»
Учебный модуль "Мемнан ешыште пайрем"
Учебный модуль «Марий талешке кече»
Учебный модуль, посвящённый Дню знаний
Учебный модуль "Тыныслык урок"
Учебный модуль, посвященный «95-летию РМЭ»
Учебный модуль «Тунялан палыме семмастар»
Учебный модуль "У ий пайрем"
Учебный модуль "Шернур кундем"
Учебный модуль «Шернур кундемын лӱмлӧ енже-влак»
Ким Васин – энциклопедий шинчымашан айдеме
Учебный модуль "Морко кундем"
Учебный модуль «8 Март - Удырамаш пайрем»
Учебный модуль «Уярня»
Учебный модуль «Марий калык - кугезе калык»
Учебный модуль «Марий туня»
Учебный модуль «Медведево кундем»
Учебный модуль «Ключников-Палантай Иван Степанович-икымше марий композитор»
Учебный модуль «Марий калык Кугу сарыште»
Учебный модуль «Школ-интернат - марий интеллигенцийын апшатгудыжо»
Учебный модуль «Кенгеж каныш шуэш»
Учебный модуль «Йочан пиалже-тыныслык»
Учебный модуль «Марий туныктыш институтлан – 85 ий»
Учебный модуль «Валентин Христофорович Колумб – поэт-новатор»
Учебный модуль «Илыш-корно парт кокла гыч тў‰алеш»
Учебный модуль «Аван кече»
Учебный модуль «Марий тиште кече»
Учебный модуль «Марий калык талешке-влак»
Учебный модуль «По памятным местам Якова Павловича Майорова-Шкетана»
Тест по марийскому языку (7 класс)
Николаев Сергей Николаевич
Театр - илыш воштончыш
Ойлончым член шот дене лончылымаш (паша тетрадь)
Викторин. Ший пуян Ший Пампалче йомак почеш (Своя игра модыш семын)
Учебный модуль «Сад-пакчаште»
Учебный модуль «Шочмо кечет дене, шергакан Марий Элем!»
Учебный модуль «Теле» 5 класс
Учебный модуль «Кугу сар тулышто»
Учебный модуль «Самырык талешке-влак»
Учебный модуль «Спорт дене келшена - таза лийына!»
Учебный модуль «Шочмо-кушмо ялем»
Учебный модуль «Школ илыш»
Учебный модуль «Мыйын йолташем»
Учебный модуль «Шошо - сылне пагыт»
Учебный модуль «Измаил Варсанофьевич Ефимов – тале сӱретче»
Учебный модуль «У ий дене!»
Учебный модуль «Чодыраште»
Учебный модуль «День национального героя»
Учебный модуль «Мотор шыже, толметым шижам…»
Учебный модуль «Икымше гана чодыраште»
Учебный модуль «Пакчаште»
Учебный модуль «КАЙЫК-ВЛАК»
Горномарийский язык
Учебный модуль, посвященный творчеству П.Першута
Учебный модуль «А.В.Григорьев-первый марийский художник»
Учебный модуль «МАРЫ ЛИТЕРАТУРЫН КЛАССИКШӸ Н.В.ИГНАТЬЕВ»
Учебный модуль «В.Сузы - горномарийский писатель»
Учебный модуль «2017 шы и - экологи и»
Учебный модуль «Шабдар Осып «Цымыр ви доно»
Учебный модуль «Кырык сирем – шачмы вӓрем»
Учебный модуль «Мырызы шӱмӓн поэт Иван Иванович Светлов»
Справочные материалы
Ссылки на полезные ресурсы
Словари
Проекты
Положения конкурсов
Горномарийская экспедиция РАН

 

 

Часть III. Грамматика да лексика

 

 

 

Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В1 – В5, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В1 – В5.

 

В 1.1867 ийыште  ________ святитель Гурийын братствыже пелен кусарыше комиссий пашам ышташ т¢‰алын. В ГОРОДЕ КАЗАНЬ

В 2. Комиссий ___________  кугун тунемше Н.И. Ильминский лийын. РУКОВОДИТЕЛЬ

В 3.  Кусарыше комиссий 1867 ийыште __________ курыкмарла савытен. ПЕРВЫЙ МАРИЙСКИЙ БУКВАРЬ

В 4.  Тудын авторжо  Иван Кедров ______ . ЛИЯШ (Icпр., 2 прош. вр.)

В 5.1870 ийыште  ________  букварьым Гавриил Яковлев савыктен. НА ЛУГОВОМ МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Часть IV. Возымаш.

1. Напишите поздравление Маше с днём письменности в Контакте.

Салам лийже,Маша!

Мый тыйым …                 

                        

2.  Напишите приглашение на марийском языке ко Дню марийской письменности.

Праздник будет в актовом зале школы 10 декабря, в субботу, начало в 18.00.

 

Дополнительное задание. Просмотрите презентацию по ссылкам http://vaseninaon.blogspot.ru/p/blog-page_9926.html   http://www.openclass.ru/node/443815  и ответьте на вопросы викторины.

1) «Тиште, тамга» мут-влак  мом ончыктат?

2) Икымше кусарыме «Отче наш» кумалтышмут кушто да кунам лектын?

3) «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков» л¢ман книгам кº возен?

4) Икымше марий грамматике кушто да кунам лектын? Тудын авторжо кº?

5) Икымше марий книга кузе маналтын да кунам  савыкталтын?

6) Икымше марий алфавитын авторжо кº? Кунам лектын?

7) Икымше марий букварьын кº авторжо? Могай ийыште лектын?

8) «Марла календарь» кунам лектын шоген? Кº вуйын шоген?

9) Икымше марий газетын л¢мжº могай лийын, кунам лектын?

10) 1928 ийыште лекше «Марий мутерын» авторжо кº?

 

Ссылки в Интернете:

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://dic.academic.ru/

http://mrmarker.ru/

 

Модуль разработали учителя марийского (государственного) языка

О.Н.Васенина (МБОУ СОШ №21)  и Л.Н. Рябинина (МБОУ Руэмская СОШ)