Что такое ПМПК?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Цель ПМПК – определить специальные условия и образовательный маршрут для детей и подростков в возрасте до 18 лет, которые не усваивают программу обучения детского сада (школы) и/или имеют особенности в физическом и/или психическом развитии. Комиссия, в которую входит педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-психиатр или невролог, проводит комплексное диагностическое обследование и определяет образовательный маршрут и необходимый перечень специальных условий для получения образования.
Обратите внимание, что ПМПК:
- НЕ выставляет и НЕ снимает диагноз (этот вопрос решается в медицинском учреждении).
- НЕ принимает решения о необходимости обучения ребенка на дому (этот вопрос решается в медицинском учреждении).
- НЕ комплектует коррекционные группы (классы). Данную функцию выполняют специалисты районного отдела образования.
- НЕ определяет статус «ребенок-инвалид» (этот вопрос решается в учреждениях медико-социальной экспертизы), а устанавливает наличие ограниченных возможностей здоровья у ребенка.
Помните, что ПМПК дает рекомендации, а право выбора рекомендуемой программы остается за родителями.
С какими вопросами и проблемами
обращаются родители на ПМПК?
По собственной инициативе родители (законные представители) обращаются в ПМПК очень редко, хотя именно они раньше других могут заметить отклонения в развитии своих детей.
Основные вопросы, с которыми обращаются родители на ПМПК:
• комплексная диагностика общего уровня развития ребенка и выявление отклонений в развитии;
• предупреждение и оказание помощи детям раннего возраста с подозрениями на отклонения в развитии слуха, зрения, нервной системы, задержку развития;
• определение образовательного маршрута и специальных условий обучения ребенка в образовательной организации.
Кроме того, заключение ПМПК запрашивают специалисты:
• образовательных организаций для уточнения образовательного маршрута (программы обучения), соответствующего уровню развития ребенка и его индивидуальным возможностям;
• медико-социальной экспертизы при оформлении/подтверждении инвалидности.
Как пройти обследование на ПМПК?
Пройти обследование может любой желающий. Для этого следует обратиться в Центральную или Территориальную ПМПК по месту жительства.
Алгоритм прохождения ПМПК:
1. Оформить предварительную запись лично или по телефону ПМПК, который вы можете узнать на образовательном портале Республики Марий Эл. Предварительная запись осуществляется родителями (законными представителя) или с их согласия.
2. Подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:
• паспорт родителя (законного представителя); документы, подтверждающие статус опекуна или приемного родителя;
• свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет (копия, заверенная в установленном порядке и оригинал документов);
• направление на ПМПК (обследование может проводиться по направлению образовательных организаций, органов здравоохранения, социальной защиты населения и других организаций);
• направление Территориальной ПМПК с результатами ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
• амбулаторная карта ребенка с результатами дополнительного обследования: офтальмолога, отоларинголога, невролога, хирурга/ортопеда;
• справка от психиатра (для детей старше 4 лет);
• направление на МСЭ (при оформлении инвалидности) / направление на МСЭ и ИПРА (при подтверждении инвалидности);
• педагогическая характеристика от воспитателя / классного руководителя (оригинал, заверенный печатью и подписью руководителя образовательной организации);
• коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (оригинал, заверенный печатью и подписью руководителя образовательной организации);
• табель успеваемости (для школьников);
• образцы письменных работ по русскому языку и математике за текущий учебный год, рисунки ребенка.
3. В назначенный день прийти на комиссию. Обследование детей проводится только в присутствии родителей (законных представителей), которые заполняют заявление / соглашение на проведение обследования.
4. Ознакомиться с результатами обследования. По результатам обследования специалисты ПМПК консультируют родителей и выдают копию заключения. Копия заключения предоставляется по месту требования и является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальными условиями для получения им образования.
Почему дети дома выполняют похожие задания, а на ПМПК нет?
Новая обстановка и незнакомые взрослые часто являются стрессовой ситуацией для дошкольника. Это может привести к распаду неустойчивых знаний, умений и навыков ребенка. Чтобы избежать этого специалисты ПМПК во время обследования всегда «идут за ребенком», т.е. учитывают его желание играть определенной игрушкой, сидеть у мамы на коленях, выйти в коридор и пр. В более сложных случаях рекомендуется перенести или продлить время обследования, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться к новой обстановке. Если сложности установления контакта со взрослыми указаны в характеристике, то специалисты ПМПК обязательно учитывают это и проводят обследование в отдельной игровой комнате.
Если вы хотите, чтобы ребенок справлялся с предложенными заданиями уверенней, мы советуем придерживаться простых рекомендаций:
• не забывайте, что эмоциональное состояние ребенка - это отражение состояния родителей. Будьте спокойны и создайте у ребенка позитивное отношение к процессу обследования, настройте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с педагогами;
• помните, что плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Приводите ребенка на ПМПК соматически здоровым. В случае болезни ребенка обязательно сообщите об этом и перенесите диагностическое обследование на другой день.
С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?
Наша речь интенсивно развивается с рождения. Уже с двух месяцев у ребенка наблюдается гуление, с пяти месяцев - начинает соединять звуки (появляется лепет), к году у ребенка должно быть около восьми слов, а к двум годам – простая фраза. Если родители заметили отставание речевого развития у ребенка, не стоит откладывать поход к логопеду. Выслушав специалиста, вы получите полезную информацию об особенностях и способах развития речи вашего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Помните, упущенного времени не вернуть.
Почему детям с речевыми нарушениями
рекомендуют лечение у невролога?
Речь - это продукт деятельности всего организма, прежде всего центральной нервной системы. Сбой в работе нервной системы всегда отражается на речевом развитии ребенка. Это связано с дисбалансом в развитии речевой мускулатуры и нарушениями проводимости нервных импульсов. Сниженный или повышенный тонус мышц органов артикуляционного аппарата, нарушение фонематического восприятия приводит к нарушениям звукопроизношения, сложностям введения (автоматизации) в речь звуков.
Лечение у невролога носит рекомендательный характер, но каждый родитель должен знать, что без поддерживающего лечения эффективность коррекционных занятий снижается.
Кто такой учитель-дефектолог? Почему к нему направляют?
Родителей детей дошкольного возраста, как правило, беспокоит только одна проблема – «мой ребенок плохо говорит». Но за этим часто скрывается проблема отставания в развитии познавательной деятельности ребенка. Такому ребенку может помочь учитель-дефектолог, который занимается развитием высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Среди родителей распространены ошибочные мнения о работе дефектолога. Например, считается, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, имеющими грубые нарушения в развитии. Это не соответствует действительности, дефектолог – это широкопрофильный педагог, который может помочь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью.
Продолжительность занятий с дефектологом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть цикл регулярных занятий на протяжении нескольких лет или курс, направленный на восполнение пробелов в знаниях. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.
На вопросы ответили специалисты Центральной ПМПК ГБУ Республики Марий Эл "ЦППМСП "Детство":
О.А.Маркова и А.П.Павловская, педагоги-психологи;
Л.В.Кудряшова и Л.К.Стадухина, учителя-дефектологи;
А.Е.Сашинская, учитель-логопед;
Н.В.Полушина, врач-невролог.