Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» информирует о целях, задачах, механизмах и результатах реализации республиканского инновационного проекта «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством дополнительного образования» (на период 2016 – 2018 гг).
ГБУ Республики Марий Эл «ЦППМСП «Детство» присвоен статус региональной инновационной площадки (Приказ Минобрнауки Республики Марий Эл от 20 сентября 2016 г. № 1192 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки образовательным организациям Республики Марий Эл).
Цель проекта – к 2017 году обеспечить средний уровень развития творческих способностей у 50 % детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством совершенствования системы дополнительного образования в ЦППМСП «Детство».
Задачи проекта:
1) Создать необходимые условия (материально-технические, методические, кадровые) для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста
в реализации творческой активности в различных видах деятельности;
2) обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
3) определить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством дополнительных образовательных услуг;
4) разработать и адаптировать программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста;
5) разработать структурно-функциональную модель развития творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста;
провести педагогический мониторинг творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Марий Эл:
По состоянию на 1 января 2016 года в республике Марий Эл воспитывается 1526 детей с ОВЗ дошкольного возраста. Ежегодно специалисты Центра осуществляет консультирование и психолого-педагогическое сопровождение более 700 детей с ОВЗ. 40% детей достигают условно-возрастной нормы; у 41% детей отмечено значительное улучшение, у 19% детей – незначительная динамика, что обусловлено комплексными нарушениями в развитии.
Успешность проекта обеспечивается:
- дифференциальной диагностикой детей с ОВЗ дошкольного возраста;
- использованием индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и его коррекции в процессе обучения;
- сопровождением ребенка с ОВЗ на разных уровнях (тьюторы, взаимодействие с родителями, ППМС-центром);
- участием родителей в непосредственно образовательной деятельности;
- специальной подготовкой педагогов, специалистов и администраторов дошкольных образовательных организаций и школы.
Пилотное исследование результатов реализации программ дополнительного образования детей с ОВЗ и коррекционной работы с детьми в Центре указывают, что 28 % детей выходят на норму развития и в дальнейшем продолжают образование в ДОУ общеразвивающего вида. 65% – имеют устойчивую положительную динамику в развитии, у 7% – отмечается незначительная динамика в развитии, это объясняется степенью выраженности нарушений.
Текст инновационного проекта и план мероприятий по его реализации.
Материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта:
Программы дополнительного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей с инвалидностью
Программа дополнительного образования «Академия маленьких волшебников», разработанная педагогом доп. образования Долгополовой Н.С., предназначена для развития художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Академия маленьких волшебников», ребенок расширяет свои социальные связи, принадлежность к определенной системе позитивных общепринятых ценностей. У ребенка повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимании того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и окружающим.
В программе дополнительного образования «Радуга», разработанной музыкальным руководителем Кочетковой Л.Н., систематизирован опыт работы педагога по проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья танцевальной (музыкально-ритмической) деятельности. В отличие от других программ, в которых главное внимание уделяется технике движения, в данной программе на первое место ставится именно образная, игровая сторона танца. В программе представлен учебно-тематический план работы, методы и приемы, направленные на формирование танцевальной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитатель Кузьминых Т.И. составила и апробирует дополнительную образовательную программу «Тропинка к себе». В программе представлены формы и методы образовательной и коррекционной работы педагога по развитию коммуникативных умений и сотрудничества у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством арттерапии. Программа предполагает чередование разнообразных видов совместной (коллективной) деятельности детей:
- наблюдения за окружающим миром
- эксперименты (красками, природным материалом)
- игровые упражнения
- изодеятельность
- конструирование
- экскурсии
Воспитатель Мельникова Н.А. составила и апробирует дополнительную образовательную программу «Волшебные пальчики». В программе представлен цикл интегрированных занятий, включающих в себя обучающий, здоровьесберегающие и психологический компоненты, способствуя, тем самым, формированию у старших дошкольников с ОВЗ предпосылок к успешной социализации в школе посредством сохранения (укрепления) здоровья, содействия развитию эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала ребенка с ОВЗ. Цель программы – раскрытие творческих потенциальных возможностей детей с ОВЗ посредством изодеятельности.
Воспитатель Кузьмина В.В. составила и адаптирует дополнительную образовательную программу «Играем в сказку – речь развиваем». В программе представлены формы и методы образовательной и коррекционной работы педагога по развитию диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством куклотерапии. Во время проведения занятий педагог использует элементы музыкотерапии и театрализованной деятельности, в ходе которых развиваются творческие способности детей.
Учитель-дефектолог Новоселова Т.Н. разработала дополнительную образовательную программу «Играй-ка». Цель программы – создание условий для развития познавательных и художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через игру.
Отличительными особенностями программы являются:
- использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
- проведение занятий в игровой форме;
- свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.
Методические рекомендации
Пуртова О.Н. Требования к написанию адаптированной дополнительной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации к написанию дополнительной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: написание пояснительной записки, составление учебно-тематического плана; написание календарного плана; проведение мониторинга и оформление диагностических результатов исследования.
Диагностические комплексы
Педагогом дополнительного образования Долгополовой Н.С. составлен диагностический комплекс для исследования уровня развития художественных способностей детей дошкольного возраста. Комплекс представлен тремя диагностическими направлениями: наблюдение, беседа, игра «Угадай-ка» и направлен на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в изодеятельности детьми старшего дошкольного возраста в ходе творческих занятий.
Для определения уровня развития навыков и умений по изодеятельности педагогом дополнительного образования Долгополовой Н.С. и воспитателем Мельниковой Н.А. разработан диагностический комплекс. В диагностическую карту № 1 включены разделы: рисование (показатели – точность движения руки, создание сюжета); аппликация (показатели – создание композиции из готовых форм, владение ножницами); лепка (показатели – владение приемами лепки, создание образа).
Определена шкала уровней (в баллах): 0 – 6 низкий, 7 – 10 – ниже среднего, 11 – 13 – средний, 14 – 16 – выше среднего, 17 – 18 – высокий.
В диагностическую карту № 2 включены разделы: общение, планирование, оценивание, навыки по ручному труду, творчество. Разработана шкала уровней (в баллах): 0 – 6 – низкий, 7 – 11 – средний, 12 – 15 – высокий.
Методические разработки:
Кузьмина В.В. «Игра-путешествие «В гости к осени». В методической разработке представлены методы и технологии по развитию связной речи у детей с ОВЗ посредством сказкотерапии. В разработке представлено обучение пересказу детей методом наглядного моделирования в сказочной форме. Обучение пересказу с применением опорных схем способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания.
Мозалевская Л.П. «Прогулка Колобка». Данная методическая разработка предназначена педагогам для работы с детьми в возрасте 4-5 лет с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Организованная образовательная деятельность носит интегрированный характер с элементами кинезиологии. Учебный материал занятия даётся в игровой сказочной форме, что способствует легкому и доступному усвоению знаний данной категорией детей.
Публикации в сборниках
Бирюкова Н.А., Новоселова Т.Н., Насибуллина, Э.С. «Педагогическое взаимодействие в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно – развивающего процессов в дошкольном учреждении» материалы 10 международной научно-практической конференции 1 марта 2017 года, г. Томск/под ред. А.В. Ящук. - Томск: ЦНТИ, 2017. - 298с.
Бешкарева, Е.М., Пуртова, О.Н., Глазкова Л.А. «Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях ППМС Центра» // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно – развивающего процессов в дошкольном учреждении» материалы 10 международной научно-практической конференции 1 марта 2017 года, г. Томск/под ред. А.В.Ящук. - Томск: ЦНТИ, 2017. - 298с.
Информация о проведении региональных семинаров:
«Организация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (2016).
«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ППМС Центра в рамках реализации ФГОС ДО» (2017).
Обучающие курсы «Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ» совместно с ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» для педагогов дополнительного образования образовательных организаций Республики Марий Эл (2017).
Сведения о контактном лице:
Пуртова Оксана Николаевна, телефон: (8362) 42-36-17, e-mail: detstvo.mariel@yandex.ru
Мероприятия региональной инновационной площадки