Пропустить до основного содержимого

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство»

Главная страница
Сведения об образовательной организации
  
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» > Вики-страницы > Региональная инновационная площадка  

Региональная инновационная площадка

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Поддержка семей, имеющих детей
Рекомендации
Консультанты
Центральная ПМПК
Социальный отдел
Музей педагогической славы
Медицинская деятельность
Региональная инновационная площадка
Антикоррупционная политика
Схема-расположения
Паспорт дорожной безопасности
Жизнь Центра
Информация
Карта сайта
Пользователи и группы

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» информирует о целях, задачах, механизмах и результатах реализации республиканского инновационного проекта «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством дополнительного образования» (на период 2016 – 2018 гг).

ГБУ Республики Марий Эл «ЦППМСП «Детство» присвоен статус региональной инновационной площадки (Приказ Минобрнауки Республики Марий Эл от 20 сентября 2016 г. № 1192 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки образовательным организациям Республики Марий Эл).

 

Цель проектак 2017 году обеспечить средний уровень развития творческих способностей у 50 % детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством совершенствования системы дополнительного образования в ЦППМСП «Детство».

 

Задачи проекта:

1)     Создать необходимые условия (материально-технические, методические, кадровые) для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста
в реализации творческой активности в различных видах деятельности;

2)     обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;

3)     определить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей  детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста посредством дополнительных образовательных услуг;

4)     разработать и адаптировать программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста;

5)     разработать структурно-функциональную модель развития творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста;

провести педагогический мониторинг творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.

 

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Марий Эл:

По состоянию на 1 января 2016 года в республике Марий Эл воспитывается 1526 детей с ОВЗ дошкольного возраста. Ежегодно специалисты Центра осуществляет консультирование и психолого-педагогическое сопровождение более 700 детей с ОВЗ. 40% детей достигают условно-возрастной нормы; у 41% детей отмечено значительное улучшение, у 19% детей – незначительная динамика, что обусловлено комплексными нарушениями в развитии.

Успешность проекта обеспечивается:

- дифференциальной диагностикой детей с ОВЗ дошкольного возраста;

- использованием индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и его коррекции в процессе обучения;

- сопровождением ребенка с ОВЗ на разных уровнях (тьюторы, взаимодействие с родителями, ППМС-центром);

- участием родителей в непосредственно образовательной деятельности;

- специальной подготовкой педагогов, специалистов и администраторов  дошкольных образовательных организаций и школы.

Пилотное исследование результатов реализации программ дополнительного образования детей с ОВЗ и  коррекционной работы с детьми в Центре указывают, что 28 % детей выходят на норму развития и в дальнейшем продолжают образование в ДОУ общеразвивающего вида. 65%  имеют  устойчивую положительную динамику в развитии, у 7% отмечается незначительная динамика в развитии, это объясняется степенью выраженности нарушений.

 

Текст инновационного проекта и план мероприятий по его реализации.

 

Материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта:

Программы дополнительного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей с инвалидностью

Программа дополнительного образования «Академия маленьких волшебников», разработанная педагогом доп. образования Долгополовой Н.С., предназначена для развития художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Академия маленьких волшебников»,  ребенок расширяет свои социальные связи, принадлежность к определенной системе позитивных общепринятых ценностей. У ребенка повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимании того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и окружающим.

В программе дополнительного образования «Радуга», разработанной музыкальным руководителем Кочетковой Л.Н., систематизирован опыт  работы педагога по проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья танцевальной (музыкально-ритмической) деятельности. В отличие от других программ, в которых главное внимание уделяется технике движения, в данной программе на первое место ставится именно образная, игровая  сторона танца. В программе представлен учебно-тематический план работы, методы и приемы, направленные на формирование танцевальной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитатель Кузьминых Т.И. составила и апробирует дополнительную образовательную программу «Тропинка к себе». В программе представлены формы и методы образовательной и коррекционной работы педагога по развитию коммуникативных умений и сотрудничества у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством арттерапии. Программа предполагает чередование разнообразных видов совместной (коллективной) деятельности детей:

- наблюдения за окружающим миром

- эксперименты (красками, природным материалом)

- игровые упражнения

- изодеятельность

- конструирование

- экскурсии

Воспитатель Мельникова Н.А. составила и апробирует дополнительную образовательную программу «Волшебные пальчики». В программе представлен цикл интегрированных занятий, включающих в себя обучающий, здоровьесберегающие и психологический компоненты, способствуя, тем самым, формированию у старших дошкольников с ОВЗ предпосылок к успешной социализации в школе посредством сохранения (укрепления) здоровья, содействия развитию эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала ребенка с ОВЗ. Цель программы – раскрытие творческих потенциальных возможностей детей с ОВЗ посредством изодеятельности.

Воспитатель Кузьмина В.В. составила и адаптирует дополнительную образовательную программу  «Играем в сказку – речь развиваем». В программе представлены формы и методы образовательной и коррекционной работы педагога по развитию диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством куклотерапии. Во время проведения занятий педагог использует элементы музыкотерапии и театрализованной деятельности, в ходе которых развиваются творческие способности детей.

Учитель-дефектолог Новоселова Т.Н. разработала дополнительную образовательную программу  «Играй-ка». Цель программы – создание условий для развития познавательных и художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через игру.

Отличительными особенностями программы являются:

- использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

- проведение занятий в игровой форме;

- свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.

Методические рекомендации

Пуртова О.Н. Требования к написанию адаптированной дополнительной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации к написанию дополнительной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: написание пояснительной записки, составление  учебно-тематического плана; написание календарного плана; проведение мониторинга и оформление диагностических результатов исследования.

Диагностические комплексы

Педагогом дополнительного образования Долгополовой Н.С. составлен диагностический комплекс для исследования уровня развития художественных способностей детей дошкольного возраста. Комплекс представлен тремя диагностическими направлениями: наблюдение, беседа, игра «Угадай-ка» и направлен на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в изодеятельности детьми старшего дошкольного возраста в ходе творческих занятий.

Для определения уровня развития навыков и умений по изодеятельности педагогом дополнительного образования Долгополовой Н.С. и воспитателем Мельниковой Н.А. разработан диагностический комплекс. В диагностическую карту № 1 включены разделы: рисование (показатели – точность движения руки, создание сюжета); аппликация (показатели – создание композиции из готовых форм, владение ножницами); лепка (показатели – владение приемами лепки, создание образа).

Определена шкала уровней (в баллах):  0 – 6 низкий, 7 – 10 – ниже среднего, 11 – 13 – средний, 14 – 16 – выше среднего, 17 – 18 – высокий.

В диагностическую карту № 2 включены разделы: общение, планирование, оценивание, навыки по ручному труду, творчество. Разработана шкала уровней (в баллах): 0 – 6 – низкий, 7 – 11 – средний, 12 – 15 – высокий.

Методические разработки:

Кузьмина В.В. «Игра-путешествие «В гости к осени». В методической разработке представлены методы и технологии по развитию связной речи у детей с ОВЗ посредством сказкотерапии. В  разработке представлено обучение пересказу детей методом наглядного моделирования в сказочной форме. Обучение пересказу с применением опорных схем способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания.

Мозалевская Л.П. «Прогулка Колобка». Данная методическая разработка предназначена педагогам для работы с детьми в возрасте 4-5 лет с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Организованная образовательная деятельность носит интегрированный характер с элементами кинезиологии. Учебный материал занятия даётся в игровой сказочной форме, что способствует легкому и доступному усвоению знаний данной категорией детей. 

Публикации в сборниках

Бирюкова Н.А., Новоселова Т.Н., Насибуллина, Э.С. «Педагогическое взаимодействие в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно – развивающего процессов в дошкольном учреждении» материалы 10 международной научно-практической конференции 1 марта 2017 года,  г. Томск/под ред. А.В. Ящук. - Томск: ЦНТИ, 2017. -  298с.

Бешкарева, Е.М., Пуртова, О.Н., Глазкова Л.А. «Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях ППМС Центра» // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно – развивающего процессов в дошкольном учреждении» материалы 10 международной научно-практической конференции 1 марта 2017 года,  г. Томск/под ред. А.В.Ящук. - Томск: ЦНТИ, 2017. -  298с.

 

Информация о проведении региональных семинаров:

«Организация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (2016).

 «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ППМС Центра в рамках реализации ФГОС ДО» (2017). 

Обучающие курсы «Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ» совместно с ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» для педагогов дополнительного образования образовательных организаций Республики Марий Эл (2017).

 

Сведения о контактном лице:

Пуртова Оксана Николаевна, телефон: (8362) 42-36-17, e-mail: detstvo.mariel@yandex.ru

 

Мероприятия региональной инновационной площадки