Национальная президентская школа-интернат для одаренных детей в современном виде является результатом труда многих людей за более чем полувековой период и служит примером для подражания молодым и гордости за успехи и веру в правильно выбранный путь. Каждая школа-интернат является неотъемлемой частью образовательной системы республики и страны, и её история- это часть их истории. В 1955 году на XX съезде КПСС были приняты директивы пятилетнего плана, в которых предусматривалось открытие в стране учебных заведений нового типа – школ-интернатов. В январе 1956 года ЦК КПСС провел совещание секретарей ОК КПСС по идеологии, на котором в разной форме потребовал быстрого разрешения вопроса о школах-интернатах. В 1958 г. Совет Министров МАССР принял решение об открытии музыкально-художественной школы-интерната на базе средней школы № 12 г. Йошкар-Ола. Началось строительство спального корпуса со столовой и спортивного зала интерната, которое закончилось к осени 1960 г. В 1960 году, выполняя решение ХХI съезда Коммунистической Партии Советского Союза о преобразовании системы народного образования в СССР, Совет Министров МАССР принял решение об открытии нашей школы-интерната в г.Йошкар-Ола.10 мая 1960 года был издан приказ Министерства просвещения Марийской АССР за № 12/к § 8 о назначении директором школы-интерната г. Йошкар-Ола Галкина Дмитрия Фирмоновича. В соответствии с этим приказом был издан приказ № 1 по школе-интернату г. Йошкар-Ола Марийской АССР от 14 мая 1960 года: «…считать приступившим Галкина Дмитрия Фирмоновича к исполнению обязанностей директора школы-интерната г.Йошкар-Ола МАССР с 16 мая 1960 года).
Само Постановление Совета Министров Марийской АССР № 491 появилось только 16 августа 1960 г. и называется «Об изменении сети школ, школ-интернатов и детских домов в республике»: «Рассмотрев материалы, представленные Министерством просвещения республики, Совет Министров Марийской АССР постановляет: 1. Открыть с 1 сентября 1960 года: Волжскую школу-интернат на 240 мест, Семеновскую школу-интернат на 210 мест, Йошкар-Олинскую школу-интернат на 210 мест, Люльпанскую школу-интернат на 260 мест. 2. Закрыть с 1 сентября 1960 года: …Йошкар-Олинский детский дом, воспитанников школьного возраста в количестве 36 человек перевести в школы-интернаты… 3.Обязать Министерство просвещения республики(тов.Хлыбова), Йошкар-Олинский горисполком… обеспечить до 1 сентября с.г. завершение строительства открываемых школ-интернатов, завоз в них необходимого инвентаря, организованное направление детей для воспитания. Председатель Совета Министров Марийской АССР Г.Кондратьев. Зам.Управляющего Делами Совета Министров МАССР К.Еплеев.» (Из архива школы).
С 26 мая по 23 августа 1960 г. был набран коллектив интерната: 1 директор, 1 завуч, 24 педагога(учителя, они же воспитатели), 18 работников, 207 учеников.
Приказом № 6 по школе-интернату от 29 августа 1960 года были зачислены с 1 сентября 1960 года в школу-интернат в соответствии с направлением Министерства Просвещения Марийской АССР и Горисполкома г.Йошкар-Олы в 1 а класс- 32 человека, в 1 б класс в соответствии списка отборочной комиссии Министерства культуры Марийской АССР- 23 музыкально-одаренных детей, во 2 класс- 30, в 3 класс- 27 художественно-одаренных детей, в 4 класс- 33, в 5 класс- 30, в 6 класс- 32, затем были зачислены еще 2 ученика.
В 1960-1961 учебном году марийский язык не преподавался, приказом № 41 от 1 сентября 1961 года учителем марийского языка и литературы в 5 б классе с 5 часами в неделю с 1 сентября 1961 года назначена была Рыбакова Прасковья Гавриловна(книга приказов, 1961 г.).
Миссия школы-интерната в то время была в поиске, нахождении и обучении талантливых детей из дальних деревень республики из многодетных семей с целью поддержки со стороны государства.
15 января 1993 года школа-интернат Переименована в Республиканскую специальную музыкально-художественную школу-интернат № 1.
25 июня 1999 г. школа стала ГОУ «Национальная президентская школа-интернат № 1 Республики Марий Эл для одаренных детей». С 1 апреля 2008 г. она разделилась на две образовательные организации: ГОУ ДОД РМЭ «Национальная президентская школа искусств» и ГБОУ РМЭ «Национальная общеобразовательная школа-интернат основного общего образования».19 февраля 2013 г. обе школы переехали в новое здание «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования для одаренных детей», где реализуют свои образовательные программы по договору сетевого взаимодействия. Школа представляет 1 здание, 2 корпуса: учебный корпус- 3 этажа, общежитие- 4 этажа. Всего 17326,4 кв.м., 65 помещений. Вместе- это Республиканский центр развития одаренных детей, где работают более ста работников, 307 учеников, в т.ч. 180 воспитанников интерната.
Директорами школы-интерната в разные периоды развития были Галкин Дмитрий Фирмонович, Пряников Дмитрий Геннадьевич, Миронов Лазарь Гаврилович, Гордеев Иван Иванович, Смирнов Николай Алексеевич, Хайбуллин Вадим Александрович. Они с коллективом школы-интерната работали над становлением и развитием школы-интерната.
Сегодня школа является современной образовательной организацией, отвечающей требованиям времени. Миссия школы–осуществление полноценной обучающей, воспитательной и развивающей деятельности, формирующей духовно развитую, интеллектуальную, нравственно убеждённую личность с
жизненными ценностями и нравственными ориентирами, с чувством социальной ответственности, выявление одаренных детей и подготовка творческих и национальных кадров для республики. Основная цель развития школы - переход образовательного учреждения в новое качественное состояние и экспериментальная апробация модели «Формирование развивающей этнокультурной образовательной среды в условиях школы-интерната для одаренных детей». Основные задачи: обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; реализация системы взаимосвязанных мер, мероприятий, действий, направленных на осуществление образовательных проектов по основным направлениям развития школы.
Являясь базой для проведения мероприятий различного уровня: от школьного до международного, школа внедряет в образовательный процесс разные проекты, в т.ч. совместные: пилотной площадки Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»(с 1.09.2016 г.), типовой комплексной модели учительского роста, ориентированной на поддержку школ, функционирующих в сложных социальных условиях» (ноябрь, 2016 г.), совместный проект с ГБОУ г. Москвы «Школа № 138» о всестороннем и эффективном сотрудничестве по повышению использования образовательного потенциала сторон и развитии системы образования, об обмене опытом в сфере разработки новых образовательных технологий, средств обучения и воспитания обучающихся (внедрение платформы «Московская электронная школа», системы оценки качества образования, включающей в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся, независимые обязательные и добровольные диагностики обучающихся и педагогических работников, организация предпрофессионального и профильного обучения в школах по различным направлениям и др.)(26.12.2017г.), совместное выполнение научно-исследовательских работ с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» «Разработка концепции и стратегии развития этнографического туризма как фактора гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»(01.09.2016-31.12.2019гг) и «Русский язык»(01.09.2017-31.12.2018гг) и др.
Школа работает над темой инновационной площадки «Деятельность образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся: управленческий подход».
Обучающиеся и педагоги каждый год участвуют в конкурсах различного уровня, становясь победителями и лауреатами.
Книги о школе:
1.Пряников Г.Д. Родник юных талантов: Проблемы педагогики одаренных детей.- М.: Новая школа, 1995.- 136 с., 24 с.ил.-ISBN 5-7301-0187.
2.Родник талантов не иссякает.- Медведево: Издательство «Сельские вести», 2010.- 48 с.
Язык образования: русский
График работы:
Для воспитанников, учителей и воспитателей:
06.45-08.00 подъем, зарядка, утренний туалет, самообслуживание воспитанников
07.00-07.40 завтрак
1 смена 07.00-07.20
2 смена 07.20-07.40
08.00-14.00 уроки в школе
09.30-09.50 полдник 1 смены
10.30-10.50 полдник 2 смены
13.10-14.00 обед
1 смена 13.10-13.40
2 смена 13.40-14.10
14.45-18.30 индивидуальные групповые занятия по расписанию в ГБУ ДО РМЭ «Национальная президентская школа искусств»
16.00-16.20 полдник ( 1-4 классы)
Самоподготовка воспитанников в зависимости от индивидуальных и группвых занятий по расписанию ГБУ ДО РМЭ «Национальная президентская школа искусств»
1-5 классы 17.00-18.30
5-9 классы 17.00-19.00
18.30-19.20 ужин
1 смена 18.00-18.30 (6-9 классы)
2 смена 18.30-19.00 (1-5 классы)
20.00-20.20 второй ужин (5-9 классы)
19.00-20.00 (21.30) работа по плану воспитателей
Продолжительность уроков для учащихся установить:
1 класс – 35 минут
2-9 классы – 40 минут
Отбой: 1-4 классы в 20.00
5-9 классы в 21.30
Условия организации и обеспечения образовательного процесса.
Тип здания - типовое
Год ввода в эксплуатацию – 1960 (новый корпус открыт в 2012 году)
Проектная мощность общежития - 180
Фактическая наполняемость - 260
Общая площадь, занимаемая школой 7341,1 кв.м
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять качественный образовательный процесс. Всего в школе работает 49 педагогических работников.
При школе работает школа искусств, которая ведет работу с детьми по трем основным направлениям художественного образования – музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Форма обучения: очная
Нормативные сроки обучения: 9 лет
Срок действия государственной аккредитации: до 25 декабря 2025г.
Задачи:
Для решения главной задачи школы, заложенной в образовательной программе, в школе были созданы следующие условия:
· составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
· создана и утверждена структура методической службы школы;
· все УВЦ имеют четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
· мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
· работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
· работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.