Реализация мероприятий ФЦПРО в 2012-2013 г.
Толстова Наталья Алексеевна, директор, к.п.н.,
Васина Лариса Александровна,
заместитель директора по научно-методической работе
ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего
(полного) общего образования с углубленным изучением
отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
E-mail: odarkuzma@mail.ru
В последнее десятилетие правительством России был взят курс на развитие и комплексную модернизацию образования. В настоящее время стратегической задачей государственной политики в этой области является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества, которое реализуется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями. Сегодня, согласно модернизации российского образования, одним из приоритетов образовательной политики нашего государства вновь осознана необходимость именно социального партнёрства.
В рамках деятельности базовой организации Марийского института образования по реализации мероприятия «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ФЦПРО на 2011-2015 годы» щкола-интернат с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска осуществляет следующие подмероприятия: «Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием», «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам».
В 2012 году на базе учреждения прошли обучение и повысили свою квалификацию педагогические и управленческие работники системы образования республик Марий Эл и Чувашии. Для них были организованы методические семинары, выездные курсы, сетевые стажировки, дистанционное обучение. Слушатели первого потока дистанционного обучения в количестве 32 человека обучались по теме «Реализация принципа государственно-общественного управления образованием в современной образовательной политике РФ». Подавляющее большинство курсантов второго потока обучения составляли педагогические работники образовательных учреждений Республики Чувашия. Такие темы, как «Государственно-общественное управление образованием: понятие и подходы», «Проектная деятельность Совета ОУ», «Социальное партнерство в образовании» - эти лишь небольшая часть лекций, включенных в программу курсов.
Для слушателей были организованы стажировки по темам «Организация деятельности Управляюшего совета ОУ», «Публичная отчетность ОУ в условиях государственно-общественного управления» на базе школы-интерната г. Козьмодемьянска. В ходе стажировки были разработаны и защищены проекты, направленные на реализацию плана действий по развитию государственно-общественного управления в своих образовательных учреждениях. Слушатели получили возможность проанализировать разработанные материалы в аудитории, выявить имеющиеся недоработки и исправить содержательные пробелы. Такой качественный профессиональный анализ помог слушателям курсов повысить самооценку, утвердиться в желании использовать принципы государственно-общественного управления в школах.
На протяжении всего обучения для слушателей также были организованы две стажировки. Одна из них – сетевая – проходила в форме сеанса видеоконференцсвязи (ВКС) в формате круглого стола. В ВКС приняли участие представители ГБОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования», а также образовательных учреждений г. Козьмодемьянска, города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Предметом обсуждения на ВКС стали вопросы разработки модели государственно-общественного управления образовательным учреждением, стратегии взаимодействия с управляющими советами, использования информационных ресурсов для осуществления публичной презентации, организации мероприятий по самоуправлению учащихся в школе. Формой проведения второй стажировки явился семинар «Государственно-общественное управление как стратегический ресурс модернизации системы образования». В результате обучения на семинаре слушатели ознакомились с современными моделями общественного участия в управлении образовательным учреждением, методами и технологиями эффективного государственно-общественного управления в образовании; овладели навыками организации работы по оценке эффективности деятельности по расширению общественного участия в управлении образовательным учреждением и принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении проектами.
В 2013 году работа была направлена на решение следующих задач:
1) повышение квалификации педагогов и распространение лучшего опыта в области ГОУО с акцентом на развитие участия общественности в управлении;
2) обеспечение методической поддержки реализации принципа государственно-общественного управления образованием в современной школе;
3) информационное обеспечение и популяризация среди жителей республики ГОУО.
Мероприятия и взаимосвязанные действия по выполнению поставленных задач включали:
· Организацию и проведение семинаров, конференций (334 участника):
- Республиканский семинар «Развитие творческой одаренности обучающихся в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
- IV межрегиональная НПК «Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как условий социализаций личности»
- Республиканский семинар «Совершенствование интегрированной развивающей среды как ресурса развития одаренности школьников»
· консультационную поддержку практической реализации модели ГОУ в выявлении и развитии детской одаренности (27 участников)
· публикации в СМИ о деятельности органов ГОУО (11 публикаций).
Достигнуты следующие основные количественные показатели реализации проекта:
Доля обучающихся школы-интерната, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с ФГОС от общей численности школьников - 26%
Доля выпускников 9 класса, проживающих в сельской местности, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения – 62%
Возможности объективной оценки качества образования реализуются на трех уровнях: начальное общее, основное общее и среднее общее образование
Доля обучающихся, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием ИКТ) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории – 38%.
Реализация школой-интернатом мероприятий ФЦПРО по направлению «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» в 2012-2013 включала эффективную организации стажировок педагогических и руководящих кадров, диссеминацию опыта в организацию образовательного процесса, гарантирующего доступное качественное образования.
Функциональное назначение модели типового решения проекта заключается в построении системы управления информационной безопасностью в образовательном учреждении; обеспечение организации СКФ и защиты ПД; развитие профессионального мастерства, стимулирование усилий педагогического коллектива на повышение качества образования, инновационной культуры; создание и развитие системы дистанционного методического и технического сопровождения.
В 2012 году на базе учреждения повысили свою квалификацию в области организации и поддержки образовательного процесса, а также управленческой и административной деятельности, основанной на комплексной автоматизации с использованием современного информационного обеспечения 125 педагогических и управленческих работников системы образования:
· Стажировка по теме «Информационные технологии в управлении ОУ»
· Обучающий семинар «Информационная безопасность образовательного учреждения»
· Вебинар «Содержательное наполнение сайтов образовательных учреждений».
Регулярно осуществлялась консультационная поддержка формирования публичных докладов и содержательного наполнения сайтов образовательных учреждений. Закуплено и установлено оборудование «Мобильный компьютерный класс», которое активно используется для сопровождения публичных мероприятий; в научно-методической работе; в урочной деятельности и внеурочной деятельности.
В 2013 году работа по реализации мероприятий проекта велась в следующих направлениях:
Организационное направление:
- Выявление профессиональных потребностей педагогических работников по проблемам ИК-технологий системы управления качеством образования
- Организация методических консультаций для педагогов по включению в экспериментальную деятельность, нацеленную на развитие образовательной информационной среды ОУ.
Образовательное направление:
- Организация обучающего семинара по ознакомлению педагогических работников с методами организации и поддержки образовательного процесса с использованием современного информационного обеспечения,
- Проведение педагогического совета для теоретического осмысления передового опыта управленческой деятельности, основанной на комплексной автоматизации ОУ,
- Организация обучающего семинара-практикума по ознакомлению родителей с современными программно-техническими способами и средствами обеспечения информационной безопасности,
- Организация практического занятия по формированию электронных публикаций и содержательного наполнения электронных портфолио,
- Организация заседаний школьных методических объединений по теме «Совершенствование содержательного наполнения персональных сайтов учителей».
Техническое направление:
Совершенствование методических регламентов по управленческой и административной деятельности, основанной на комплексной автоматизации образовательной организации.
Диагностическое направление:
- Мониторинг информатизации образовательного процесса в школе.
В перспективе развития проекта до 2015 года на базе школы-интерната будут осуществлены мероприятия по дальнейшему ознакомлению педагогических работников с методами организации и поддержки образовательного процесса, а также управленческой и административной деятельности, основанной на комплексной автоматизации общеобразовательных учреждений с использованием современного информационного обеспечения; внедрению современных программно-технических способов и средств обеспечения информационной безопасности; методическому сопровождению формирования и координации единого информационного пространства.