Аналитическая справка по итогам работы республиканского семинара «Развитие творческой одаренности обучающихся в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска» 1 марта 2013 г.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей, основанное на идее, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Решение этой проблемы актуализирует необходимость повышения квалификации педагогических кадров, предполагающей освоение методов и технологий, развитие компетенций по теории и практике работы с разными категориями одаренных детей в образовательном учреждении.
В семинаре участвовали 101 человек из г.Козьмодемьянска и Горномарийского района.
Из них:
Специалисты министерства образования и науки РМЭ – 1
Методисты отделов образования – 3;
Директора – 4;
Заместители директоров – 10;
Учителя – 46
Педагоги дополнительного образования - 5
Педагоги-организаторы - 1
Воспитатели - 15
Библиотекари – 2
Педагоги-психологи – 9
Социальные педагоги – 2
Музыкальные руководители – 1
Родители - 2
Список участников семинара (в отдельном файле)
Участников семинара приветствовала Майкова О. М., начальник Управления общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
В теоретической части семинара выступили:
- Толстова Н. А., директор школы-интерната, с информацией о деятельности школы в статусе республиканской инновационной площадки по теме «Комплексная модель развития творческой одаренности обучающихся в учебно-воспитательном пространстве инновационной школы в условиях реализации ФГОС»;
- Толстова О. В., заместитель директора по учебной работе, с докладом «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в урочной деятельности»;
- Куроян М. А., заместитель директора школы-интерната по художественно-эстетическому обучению с сообщением по теме «Пути реализации и развития музыкальной и художественной одаренности обучающихся»;
- Васина Л.А., заместитель директора по научно-методической работе, с презентацией «Воспитание творчеством»
- Шаповалова Т. М., педагог-психолог с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей».
Практическая часть семинара включала три блока: урочная деятельность, внеурочная деятельность и художественно-эстетическое обучение. В первом блоке учителя школы-интерната представили свой передовой педагогический опыт в ходе открытых уроков, занятий элективных курсов по темам: «Дифференцированная подготовка к ЕГЭ по математике в условиях внедрения ФГОС» (Толкушева О. И, учитель математики высшей), «Реализация этнокультурной составляющей в условиях внедрения ФГОС НОО» (Горшкова Т.П., учитель марийского языка и ИКН), «Проектирование индивидуальной образовательной траектории одаренных учащихся по биологии» (Гилазова Л.Н., учитель химии и биологии), «В мире логики» (Бережко О.В., учитель начальных классов).
Блок «Внеурочная деятельность» включал мастер-классы, занятия клубов, открытые внеклассные мероприятия, подготовленные учителями школы-интерната для своих коллег:
- «Игровые методы в работе школьного психолога с одаренными детьми», Шаповалова Т.М., педагог-психолог
- «Развитие творческой одаренности через различные направления и формы этнокультурного образования», Васина Л.А., Горшкова Т.П., Гусева Г.В., Казакова Н.К.
- «День родного языка», Саранова Н.А., зам. директора по ВР
- «Shakespear’s sonnets. He was not of the age but of the time», Васянкина Л.А., учитель английского языка.
Третий блок включал мастер-классы руководителей школьного ансамбля гусляров, ансамбля баянистов и аккордеонистов, уроки изобразительного искусства (композиция и рисунок) и декоративно-прикладного творчества. Учителя г.Козьмодемьянска и Горномарийского района ознакомились с имеющимся педагогическим опытом в области внедрения в учебный процесс видов и форм творческой самореализации, нестандартности художественного мышления учащихся.
Семинар завершился работой педагогического форума «Технологии развития творческой одаренности». На форуме обсуждались проблемы обеспечения квалифицированного методического сопровождения процесса развития творческой одаренности учащихся, в том числе в ИКТ насыщенной среде; организации различных внеурочных мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности в школьных творческих коллективах; отбора среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Участники семинара отметили, что его программа была насыщенной и интересной. Семинар оставил много позитивных впечатлений, стал ещё одной ступенькой для дальнейшей методической работы по обобщению опыта развития творческой и интеллектуальной одаренности. Участники семинара считают, что подобные семинары повышают мотивацию учителей для педагогической работы. Семинар участникам понравился, был продуктивным, полезным, познавательным.
Предложения участников республиканского семинара
«Развитие творческой одаренности обучающихся в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Для повышения результативности работы образовательных учреждений и решения проблем, обсужденных на семинаре, его участники рекомендуют:
I. Руководителям общеобразовательных учреждений г.Козьмодемьянска
1. Изучить и применить опыт работы ОУ, имеющих положительные результаты по управлению и организации работы с одаренными детьми.
2. Поощрять педагогов, подготовивших призеров и победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и учителей участвующих в апробации ФГОС
второго поколения.
3. Уделить особое внимание повышению квалификации учителей, работающих и готовящихся работать по новым стандартам.
4. Изыскать средства для оплаты курсов (семинаров и т.п.) повышения квалификации учителей, работающих с одаренными детьми.
II. Руководителям органов местного самоуправления активнее использовать возможности привлечения бюджетных и внебюджетных средств для стимулирования педагогов и одаренных детей, добившихся высоких результатов во Всероссийской олимпиаде школьников, других конкурсах.
III. Марийскому институту образования предусмотреть проведение обучения педагогов по вопросам поддержки и сопровождения одаренных детей.
Заместитель директора по НМР Васина Л. А.