Пропустить до основного содержимого

ГБОУ ДО Республики Марий Эл "Республиканская спортивная школа "

Домашняя
  
ГБОУ ДО Республики Марий Эл "Республиканская спортивная школа " > Положения > Домашняя  

Домашняя

Опросы
Оценка качества работы государственных организаций дополнительного образования детей
Сведения об образовательной организации
Новости
История школы
Достижения
Основные сведения
Основные сведения
Адреса проведения образовательной деятельности
Руководство. Педагогический состав
Кадровый состав
Квалификация педагогов
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура и органы управления
Структурные подразделения
Документы
Навигатор ОДОД
Локальные акты
Устав
Лицензия
Санитарно-эпидемиологическое заключение
Коллективный договор
План финансово-хозяйственной деятельности
Правила внутреннего распорядка
Отчет о самообследовании
Государственное задание
Расписание учебно-тренировочных занятий
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль
Доступная среда
Доступная среда
Антикоррупционная деятельность
Антикоррупционная деятельность
Гражданская оборона
Гражданская оборона
Образование
Уровень образования
Образовательные услуги
Летний лагерь
Учебно-методическая работа
Учебный план
Календарный учебный график
Формы и сроки обучения
Календарный план
Численность обучающихся
Дополнительные общеобразовательные программы
Положение о языках образования
Образовательные стандарты
Образовательные стандарты
Федеральные государственные требования
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Питание
Финансово-хозяйственная деятельность
Финансово-хозяственная деятельность
План финансово-хозяйственной деятельности
План финансово-хозяйственной деятельности (bus.gov.ru)
Платные образовательные услуги
Платные образовательные услуги
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Стипендии
Положения о соревнованиях. Графики проведения.
Баскетбол
Биатлон
Бокс
Волейбол
Дзюдо
Комплексные спортивные мероприятия
Лыжные гонки
Легкая атлетика
Пулевая стрельба
Теннис
Футбол
Шахматы
Школьная баскетбольная лига КЭС-баскет
Новости
История Лиги
Положение
График игр
Результаты игр
Фотографии
Президентские игры и состязания
Президентские состязания
Президентские игры
Фото Президентские игры
ВСЕРОССИЙСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ СРЕДИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
Справочная информация
Информация для поступающих
Список ДЮСШ республики
Формы заявлений
Вакантные места для приема (перевода)
Вакансии
Вакантные места для учеников
Обращения и запросы
Узлы
Фотогалерея
Фотографии
Пользователи и группы
Карта сайта

 Рисунок 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

                                 ПРИКАЗ

9 апреля 1987 г. N 228

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ШКОЛЕ ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ ПО ВИДАМ СПОРТА

 

(с изм. и доп., внесенными Приказами

Госкомспорта СССР от 06.06.1988 N 229;

от 30.06.1989 N 269; от 12.09.1989 N 381)

 

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

 

 

Приказываю:

 

Ввести в действие с 1 сентября 1987 года Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах, утвержденное Госкомспортом СССР, ВЦСПС, Минпросом СССР и Госпрофобром СССР по согласованию с Минздравом СССР, спортивным комитетом Минобороны СССР, Центральным советом ВФСО "Динамо" (прилагается).

 

 Источник: Сайт Законодательство СССР http://www.worklib.ru/laws/ussr/10003901.php

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ (ДЮСШ),

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ШКОЛЕ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮШОР)

 

(с изм. и доп., внесенными Приказом

Госкомспорта СССР от 12.09.1989 N 381)

 

 

 

I. Общий раздел

 

1. Настоящее Положение распространяется на детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва независимо от ведомственной принадлежности.

 

2. Детско-юношеские спортивные школы открываются в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816.

3. Спортивные школы являются внешкольными учреждениями, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности должны:

 

осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

 

вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта;

 

выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в школах-интернатах спортивного профиля и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, ШВСМ;

 

обеспечить приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния.

 

4. В соответствия с номенклатурой спортивных школ, утвержденной Постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 8 апреля 1974 г., протокол N 4, спортивные школы подразделяются на две категории: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

 

5. Решение о реорганизации ДЮСШ в специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва и введении предусмотренных для них условий оплаты труда принимают Министерство просвещения СССР, Всесоюзный совет ВДФСО профсоюзов, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, спортивный комитет Министерства обороны СССР, Центральный совет ВФСО "Динамо" и Центральный совет ВДСО "Трудовые резервы" по согласованию с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту.

 

Примечание. На базе существующих ДЮСШ, СДЮШОР могут создаваться республиканские, областные, краевые, республиканские (АССР) спортивные школы ДСО и ведомств, задачей которых кроме функций, определенных настоящим Положением, является организационно-методическое руководство деятельностью спортивных школ. Положение об этих школах утверждается республиканскими ДСО и ведомствами, которым в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения предоставлено право открытия спортивных школ, по согласованию с государственными комитетами союзных республик по физической культуре и спорту. Учитывая специфику видов спорта и условия работы, особенно в сельской местности, республиканские, краевые, областные спортивные школы могут открывать на базе подведомственных им ДЮСШ группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

6. Условием открытия ДЮСШ и СДЮШОР является наличие собственной или арендуемой спортивной базы, необходимой для проведения учебно-тренировочного процесса, квалифицированного руководящего и тренерско-преподавательского состава, административных помещений, возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря, обеспеченности финансированием для содержания минимального количества учебных групп, предусмотренного настоящим Положением.

 

7. Количество отделений по видам спорта в ДЮСШ и СДЮШОР устанавливается вышестоящей организацией, в ведении которой находится спортивная школа, по согласованию с соответствующими государственными комитетами союзных и автономных республик по физической культуре и спорту, краевыми, областными комитетами по физической культуре и спорту.

 

Количество учебных групп в ДЮСШ и СДЮШОР устанавливается в зависимости от специфики вида спорта и имеющихся условий, но не ниже минимального количества, определенного разделом "Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы ДЮСШ и СДЮШОР для одного отделения", согласно Приложению 1.

 

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА (ДЮСШ)

 

8. Детско-юношеская спортивная школа осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки.

 

9. Основным показателем работы ДЮСШ является количество учащихся, вступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства. При невозможности поступления выпускников ДЮСШ в СДЮШОР, ШИСП и ШВСМ ДЮСШ может по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной (краевой, республиканской) спортивной школы (спортивных клубов) создавать группы спортивного совершенствования. Необходимым условием для этого является наличие контингента учащихся, условий, позволяющих выполнять режим учебно-тренировочной работы (квалифицированные тренерско-преподавательские кадры, материально-спортивная база).

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮШОР)

 

 

10. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва создается по одному или нескольким видам спорта на базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке юных спортсменов.

 

Условием реорганизации ДЮСШ в СДЮШОР является наличие контингента для формирования не менее двух групп спортивного совершенствования по виду спорта.

 

11. Основной задачей СДЮШОР является подготовка спортсменов высокой квалификации, способных пополнить составы кандидатов в сборные команды страны, республики и команды мастеров по игровым видам спорта.

 

12. СДЮШОР формирует учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

СДЮШОР через один год после присвоения ей специализации должна полностью соответствовать комплектованию, предусмотренному для этой категории школ.

 

13. Открытие групп спортивного совершенствования производится ДСО и ведомствами, в ведении которых находятся спортивные школы, по согласованию с соответствующими государственными комитетами автономных республик по физической культуре и спорту, краевыми и областными комитетами по физической культуре и спорту и при условии утверждения списочного состава групп.

 

14. Открытие групп высшего спортивного мастерства производится республиканскими ДСО и ведомствами, спортивным комитетом Министерства обороны СССР по согласованию с соответствующими государственными комитетами союзных республик по физической культуре и спорту при условии утверждения списочного состава групп.

 

15. В отдельных случаях, где нет ДЮСШ по данному виду спорта, в СДЮШОР разрешается иметь группы начальной подготовки.

 

(с изм. и доп., внесенными Приказом Госкомспорта СССР от 12.09.1989 N 381)

 

16. По истечении олимпийского цикла сеть СДЮШОР, кроме утвержденных к предыдущему году, переутверждается в установленном порядке.

 

В случае снижения показателей работы по подготовке кандидатов и резерва в сборные команды страны СДЮШОР может быть переведена решением соответствующей вышестоящей организации по подчиненности по согласованию с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту на условия оплаты труда, предусмотренные для ДЮСШ. При этом ДЮСШ может продолжать работать в режиме СДЮШОР в течение двух лет.

 

При улучшении работы по подготовке кандидатов и резерва в сборные команды страны эта школа может быть вновь переведена в номенклатуру СДЮШОР на общих основаниях.

 

II. Комплектование и деятельность ДЮСШ и СДЮШОР

 

17. ДЮСШ и СДЮШОР комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, работающей молодежи и военнослужащих.

 

18. Возраст поступающих и занимающихся в ДЮСШ и СДЮШОР должен соответствовать требованиям, указанным в разделе "Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ", согласно Приложению 1.

 

Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.

 

Учебно-тренировочные группы комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную спортивную подготовку и выполнивших приемные нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.

 

Группы спортивного совершенствования комплектуются из числа спортсменов, прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по специальной физической и спортивной подготовке.

 

Группы высшего спортивного мастерства комплектуются из числа спортсменов, прошедших предшествующий этап подготовки и соответствующих требованиям к кандидатам в сборную команду страны или ее резервному составу.

 

19. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей общей и специальной физической подготовки. Учащиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не переводятся. Такие спортсмены, кроме учащихся групп высшего спортивного мастерства, могут решением педагогического совета спортивной школы продолжать обучение повторный год, но не более одного раза на данном этапе подготовки.

 

Примечание. Отдельные учащиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока решением педагогического совета при персональном разрешении врача. Перевод осуществляется приказом директора ДЮСШ, СДЮШОР.

 

20. Утверждение количества учебных групп производится организацией, в ведении которой находится ДЮСШ, СДЮШОР. На основании этого администрация спортивной школы осуществляет годовой расчет часов ежегодно до 1 сентября. По окончании учебного года в общеобразовательной школе количественный состав группы может составлять 50% от имеющегося.

 

21. Зачисление учащихся в группы начальной подготовки ДЮСШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей, руководства общеобразовательной школы, с письменного разрешения врача-педиатра поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы. В случае выбытия учащихся из группы тренер-преподаватель обязан доукомплектовать ее в месячный срок.

 

22. Зачисление учащихся в СДЮШОР производится по письменному заявлению поступающего, на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера, по рекомендации ДЮСШ, указанной в карте спортсмена.

 

23. Выпускниками спортивной школы являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта спортсмена с указанием уровня их физических качеств и рекомендациями по дальнейшему спортивному совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР кроме карты спортсмена выдается свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.

 

Зачисление и выпуск учащихся оформляется приказом директора спортивной школы.

 

24. Учащиеся СДЮШОР, направленные для повышения спортивного мастерства в школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства, команды мастеров по игровым видам спорта, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками данной спортивной школы и могут выступать за ее команду. Для доукомплектования группы в нее могут быть зачислены учащиеся с предыдущего года обучения. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость данной группы сохраняются до окончания каждого этапа обучения.

 

СДЮШОР, передавшая для повышения спортивного мастерства в ШИСП, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта отдельных учащихся или учебную группу, остается в номенклатуре данных школ с сохранением группы по оплате труда руководящих работников и специалистов в течение олимпийского цикла.

 

III. Организация учебно-тренировочного процесса

 

25. Учебный год в ДЮСШ, СДЮШОР начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся по учебным программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, и учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

 

26. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (обязательно в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика учащихся.

 

Занятия в группах начальной подготовки могут проводиться в общеобразовательных школах на протяжении учебного года с использованием имеющихся спортивных сооружений. При наличии контингента учащихся в установленных для групп количествах занятия с ними продолжаются и в летние каникулы.

 

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при не менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых тренировочных занятиях в день - трех академических часов.

 

При расчете ассигнований на занятия по современному пятиборью учебные часы должны быть увеличены в 2,5 раза, по спортивной и художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках, прыжкам в воду, акробатике, синхронному плаванию, биатлону, фристайлу, воднолыжному спорту, горнолыжному спорту - увеличены в 2 раза, а по лыжному двоеборью, легкоатлетическим десятиборью, семиборью, пятиборью, конному спорту - увеличены в 1,5 раза с учетом оплаты труда тренеров-преподавателей по видам спорта, входящим в учебную программу. Увеличение количества часов учебных занятий производится при условии одновременного привлечения к работе с группой основного тренера-преподавателя и тренеров-преподавателей по смежным видам спорта.

 

(с изм. и доп., внесенными Приказом Госкомспорта СССР от 12.09.1989 N 381)

 

27. Для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в пределах количества часов учебной программы, установленных режимом учебно-тренировочной работы для данной группы, кроме основного тренера-преподавателя по всем видам спорта может привлекаться дополнительно второй тренер-преподаватель.

 

28. В отделениях спортивной и художественной гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках занятия (до 70% от общего количества учебно-тренировочных часов) могут проводиться с музыкальным сопровождением. В отделениях акробатики, прыжков в воду, прыжков на батуте, фристайла ставки аккомпаниаторов предусматриваются из расчета общего количества часов, выделяемых по учебному плану на хореографию.

 

29. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

 

30. Оздоровительно-спортивные лагеря для детско-юношеских спортивных школ создаются и осуществляют свою практическую работу в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

 

31. Для подготовки команд и учащихся, допущенных к участию в республиканских, всесоюзных и международных соревнованиях, ДЮСШ, СДЮШ имеют право в пределах ассигнований на учебно-тренировочную работу проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к республиканским и до 18 дней к всесоюзным и международным соревнованиям.

 

IV. Идейно-воспитательная работа

 

32. Спортивная школа организует и проводит идейно-воспитательную работу с учащимися по утвержденному директором плану.

 

Воспитательная работа должна быть направлена на воспитание марксистско-ленинского мировоззрения, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности и осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся и традиций спортивной школы.

 

Воспитательная работа проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, в свободное время и должна формировать у юных спортсменов потребность к занятиям спортом, постоянному пополнению своих знаний, умений, навыков и творческому применению их в практической деятельности.

 

 

 

V. Руководство школой

 

33. ДЮСШ, СДЮШОР возглавляет директор, назначаемый из числа специалистов, имеющих физкультурное или педагогическое образование и опыт работы с детьми. Директор осуществляет общее руководство работой спортивной школы и несет ответственность за организацию и состояние всей учебно-тренировочной, воспитательной, методической и административно-хозяйственной работы, за подбор и расстановку тренерско-преподавательского и административно-хозяйственного персонала.

 

34. Заведующий учебной частью (заместитель директора) назначается из числа специалистов, имеющих физкультурное образование и стаж тренерско-преподавательской работы в области физического воспитания и спорта не менее 5 лет. Он несет ответственность за организацию учебного процесса и воспитательной работы, организацию работы по повышению квалификации тренеров-преподавателей по спорту, обеспечивает проведение спортивных соревнований в школе и выступление учащихся в районных, городских и других спортивных соревнованиях. Осуществляет контроль за проведением учебно-тренировочных занятий, выполнением учебных планов, программ по видам спорта и расписанием занятий. Руководит работой по пропаганде физической культуры и спорта и распространению передового опыта. Совместно с общественными организациями организует социалистическое соревнование, проводит воспитательную работу в коллективе. Подготавливает необходимые материалы по тарификации и присвоению тренерам-преподавателям по спорту квалификационных категорий.

 

35. Директор и заведующий учебной частью (заместитель директора) назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке организацией, в ведении которой находится школа.

 

36. Организационную, воспитательную, оздоровительную и методическую работу в спортивной школе систематически осуществляет инструктор-методист, имеющий, как правило, высшее физкультурное образование или опыт педагогической работы в течение 3 лет.

 

В его функции входят осуществление контроля за проведением учебно-тренировочных занятий, выполнением поурочных программ по видам спортивно-учебных планов и расписанием занятий, организация пропаганды физкультурно-массовой и спортивной работы. Он руководит работой методического кабинета в школе и организует оснащение его необходимыми наглядными пособиями, оборудованием и инвентарем. Ведет учебно-методическую документацию, учет разрядников и спортивных рекордов школы. Осуществляет связь с медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими институтами, общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами и другими организациями по вопросам учебно-воспитательного процесса. Осуществляет методическое руководство и координацию работ по внеклассной деятельности общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ в районе, городе.

 

37. Старший инструктор-методист назначается из числа лиц, имеющих стаж работы в должности инструктора-методиста не менее 3 лет и, как правило, высшее физкультурное образование, а также прошедших переподготовку на факультетах (курсах) повышения квалификации институтов физической культуры.

 

Он руководит работой инструкторов-методистов и осуществляет контроль за их деятельностью, обеспечивает работу методического кабинета, организует мероприятия школы как методического центра в районе (городе), несет ответственность за проведение общешкольных мероприятий по воспитанию учащихся. В своей работе старший инструктор-методист непосредственно подчиняется заведующему учебной частью (заместителю директора).

 

38. Директору, заведующему учебной частью (заместителю директора), старшему инструктору-методисту и инструктору-методисту спортивной школы разрешается вести учебные занятия в своей школе не более 50 часов в среднем в месяц с оплатой из расчета ставок тренеров-преподавателей по спорту с соответствующими квалификацией (образование, категорийность) и стажем тренерско-преподавательской работы.

 

39. Тренерско-преподавательский состав школы комплектуется из числа специалистов, как правило, имеющих высшее физкультурное образование <*>.

--------------------------------

<*> В тех случаях, когда тренерско-преподавательского состава недостаточно для проведения занятий с группами начальной подготовки, можно привлекать к этой работе с почасовой оплатой учителей физической культуры, инструкторов и других специалистов физического воспитания (в том числе пенсионеров), а также студентов старших курсов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания пединститутов.

 

Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся. Организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость. Обеспечивают безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Ведут систематический учет результатов по общей и специальной физической, технической и спортивной подготовке занимающихся (карта спортсмена).

 

Тренеры-преподаватели по спорту систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, оказывают помощь общеобразовательным школам и другим учебным заведениям в организации и проведении воспитательной и учебно-тренировочной работы, проводят там показательные выступления и занятия. Разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедряют наиболее эффективные формы тренировок и методы идейного воспитания спортсменов.

 

Продолжительность рабочего времени тренеров-преподавателей не должна превышать 41 часа в неделю. Тренерам-преподавателям определяется учебно-преподавательская нагрузка (до шести академических часов в день или до 36 часов в неделю). В течение остальной части рабочего времени выполняется организационная, методическая работа.

 

Тренеры-преподаватели, работающие с неполной недельной нагрузкой (совместители), должны так же, как и штатные, выполнять организационно-методическую и воспитательную работу, привлекаться к организации спортивных соревнований.

 

40. В отделениях по видам спорта из числа ведущих тренеров-преподавателей приказом директора школы назначаются старшие тренеры-преподаватели по спорту, имеющие стаж работы в должности тренера-преподавателя по спорту не менее 4 лет, если под руководством каждого из них работает не менее 2 тренеров-преподавателей с полной нагрузкой. При этом два совместителя учитываются как один штатный тренер-преподаватель. Старшие тренеры-преподаватели могут назначаться для руководства как отделением в целом, так и группами начальной подготовки, учебно-тренировочными группами, группами спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, узкой специализации в виде спорта, а также составами юношей и девушек.

 

Старший тренер-преподаватель по спорту выполняет функции, предусмотренные для тренеров-преподавателей, контролирует соблюдение тренерами дисциплины, правил и норм, обеспечивающих безопасность занятий, и несет ответственность за правильное комплектование групп и повышение спортивного мастерства учащихся, организацию и планирование учебного процесса, проведение приемных и контрольных испытаний, прохождение учащимися в установленные сроки медицинского обследования, ведение учета работы, разработку индивидуальных перспективных планов подготовки высококвалифицированных спортсменов, соблюдение правил проведения спортивных соревнований, проведение мероприятий по повышению квалификации тренеров-преподавателей.

 

41. На период временного отсутствия тренера-преподавателя работа с группами осуществляется тренерско-преподавательским составом школы за счет перераспределения и уплотнения рабочего времени по графику, утвержденному приказом директора школы <*>.

--------------------------------

<*> Почасовая оплата за тренерско-преподавательскую работу в порядке замещения производится в соответствии с п. 32 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 29 декабря 1976 г., протокол N 10, п. 1, по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов.

 

Работа тренерско-преподавательского состава спортивных школ оценивается:

 

в группах начальной подготовки - с учетом стабильности состава учебных групп, уровня освоения учащимися программ ДЮСШ, включая выполнение требований по общей физической подготовке, количества занимающихся, поступивших по конкурсу в учебно-тренировочные группы, помощи общеобразовательной школе в организации и проведении спортивно-массовой работы;

 

в учебно-тренировочных группах - по стабильности состава групп, выполнению нормативных показателей по общей и специальной физической подготовке, результатам, достигнутым в соревнованиях, подготовке из числа выпускников инструкторов-общественников и судей по спорту;

 

в группах спортивного совершенствования - с учетом выполнения занимающимися программных требований, в т.ч. по спортивной подготовке, количества подготовленных кандидатов в сборные команды страны, республик, г. г. Москвы и Ленинграда, занятого ими места в республиканских и всесоюзных соревнованиях;

 

в группах высшего спортивного мастерства - с учетом количества подготовленных кандидатов в сборные команды страны (основной и резервный состав), результатов их выступления на всесоюзных и международных соревнованиях.

 

42. За успехи в подготовке спортсменов, направлении учащихся в ШИСП, ШВСМ, СДЮШОР тренеры-преподаватели представляются в установленном порядке к присвоению квалификационных категорий, почетных званий, награждению грамотами и другими видами поощрений.

 

43. В ДЮСШ, СДЮШОР создается педагогический совет, в состав которого входят: директор (председатель совета), заведующий учебной частью (заместитель председателя), старший инструктор-методист, инструктор-методист, старшие тренеры-преподаватели по спорту, врач, председатель родительского комитета, представители органов народного образования, профтехобразования, физкультурных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций.

 

Педагогический совет проводится не реже одного раза в квартал. На своих заседаниях заслушивает и обсуждает вопросы учебно-тренировочной, идейно-воспитательной, методической, спортивно-массовой работы, врачебного контроля, хода смотра-конкурса, социалистического соревнования и принимает решения по ним.

 

44. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, на которых под руководством старших тренеров-преподавателей по спорту не реже одного раза в месяц рассматриваются вопросы учебно-тренировочной и воспитательной работы, индивидуального планирования подготовки спортсменов, участия в соревнованиях, заслушиваются сообщения и доклады тренеров-преподавателей по спорту по совершенствованию методики тренировочного процесса, проводятся открытые тренировочные занятия с последующим их обсуждением и обменом опытом работы.

 

VII. Обязанности и права учащихся

 

45. Учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР обязаны: постоянно повышать свою теоретическую, общую и специальную физическую подготовку, совершенствовать спортивное мастерство, выполнять намеченные планы индивидуальных и групповых занятий, соблюдать спортивный режим и гигиенические требования, систематически вести дневник спортсмена. Сочетать занятия спортом с успешной учебой в общеобразовательной школе или другом учебном заведении. Систематически посещать учебно-тренировочные занятия, поддерживать порядок и дисциплину, выполнять указания руководителей и тренеров-преподавателей по спорту. Быть примером дисциплинированного и культурного поведения, равняться в своем поведении на лучших спортсменов, поддерживать и приумножать традиции своего коллектива. Активно участвовать в политико-воспитательных мероприятиях, проводимых спортивной школой. Выступать в соревнованиях за ДЮСШ, СДЮШОР или организацию (ведомство, ДСО), в ведении которой она находится. Быть активным помощником преподавателя физической культуры в общеобразовательной школе, профтехучилище или другом учебном заведении. Строго соблюдать требования медицинского контроля, регулярно проходить диспансеризацию. Бережно относиться к спортивному инвентарю и имуществу.

 

В процессе обучения в СДЮШОР каждый учащийся должен выполнить требования и получить звание инструктора-общественника и судьи по спорту.

 

46. Учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР имеют право бесплатно пользоваться во время учебно-тренировочных занятий и выступлений в соревнованиях инвентарем, оборудованием, спортивной формой и обувью, спортивными сооружениями, принадлежащими школе, а также организации, в ведении которой она находится.

 

47. За спортивные успехи, примерное поведение и активное участие в общественной жизни учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР поощряются занесением в Книгу почета школы, объявлением благодарности, награждаются грамотами и т.п.

 

За нарушение правил внутреннего распорядка к учащимся могут применяться меры дисциплинарного взыскания вплоть до исключения учащегося из спортивной школы по решению педагогического совета.

 

VIII. Врачебный контроль

 

48. Врачебный контроль в группах начальной подготовки осуществляется кабинетом врачебного контроля территориальной поликлиники согласно Положению о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 г. N 1672.

 

Врачебный контроль за лицами, занимающимися в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером. Врач спортивной школы осуществляет медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревнований спортивной школы, контроль за объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, принимает участие в составлении и утверждении индивидуальных планов подготовки спортсменов.

 

На каждого учащегося заполняется врачебно-контрольная карта установленного образца, которая хранится в медицинском кабинете школы или во врачебно-физкультурном диспансере (кабинете врачебного контроля территориальной поликлиники).

 

IX. Документация школы

 

49. ДЮСШ, СДЮШОР должны иметь следующую документацию:

 

анализ работы за прошедший год; годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией; месячный план работы школы, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово-хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и профессионально-техническими училищами, организации внутришкольного контроля;

 

протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей и специальной физической, технической подготовке, графики проведения испытаний;

 

личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей СДЮШОР, утвержденные Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, согласно Приложению 2;

 

расписание учебных занятий;

 

журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей по спорту (типовые);

 

списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, утвержденные приказом, с указанием возраста, стажа занятий и спортивной подготовленности на начало учебного года;

 

тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;

 

протоколы педагогических и тренерских советов;

 

личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и других документов;

 

копии отчетов по форме 5-фк <*>.

--------------------------------

<*> Списки учащихся по учебным группам и их заявления, годовые отчеты по форме 5-фк должны храниться в школе не менее 10 лет.

 

50. Тренеры-преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей по спорту.

 

X. Учебно-спортивная база,

штаты, финансирование и отчетность

 

51. ДЮСШ, СДЮШОР должны иметь административные и подсобные помещения, спортивную базу (бассейн, спортивные залы, площадки и т.д.), медицинский кабинет, оздоровительно-спортивный лагерь, кинофотолабораторию, методический кабинет, учебное оборудование, инвентарь, спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, согласно утвержденному табелю <*>.

--------------------------------

<*> Табель спортивного инвентаря и оборудования, спортивной формы и обуви для обеспечения учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ утвержден Приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 25 августа 1978 г. N 1054.

 

Оборудование, инвентарь, методическая литература, наглядные пособия, спортивная форма и обувь приобретаются школой в пределах ассигнований, выделяемых школе.

 

В случае отсутствия собственных спортивных сооружений в смете ДЮСШ, СДЮШОР предусматриваются расходы на арендную плату, которая составляет в дневное время 50% от полной арендной стоимости спортивной базы.

 

52. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса ДЮСШ, СДЮШОР могут иметь специализированный автотранспорт (спецмашины для перевозки лодок, оружия, спортивных саней, саней-бобов; коневозки; спецмашины для сопровождения велосипедистов, спортсменов по спортивной ходьбе, бегунов на длинные дистанции; плавсредства (моторные лодки, катера и др.)), который приобретается в пределах ассигнований ДЮСШ, СДЮШОР.

 

53. Штаты спортивных школ утверждаются в установленном порядке организациями, которым предоставлено право их открытия.

 

54. Численность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ, СДЮШОР определяется минимальным количеством учебных групп, предусмотренным требованиями настоящего Положения, и общим количеством часов по учебному плану.

 

55. Штаты рабочих по обслуживанию учебно-тренировочного процесса, ремонту спортивного инвентаря и оборудования утверждаются в установленном порядке с учетом видов спорта, культивируемых в спортивной школе, и категории спортсооружений.

 

56. Финансирование ДЮСШ, СДЮШОР осуществляется организацией, в ведении которой она находится, в соответствии с утвержденной этой организацией сметой.

 

57. ДЮСШ, СДЮШОР ежегодно отчитываются перед организацией, в ведении которой они находятся, и соответствующим госкомитетом по физической культуре и спорту по форме 5-фк статистической отчетности.

 

СДЮШОР направляет статистический (5-фк) и описательный отчеты по установленной форме в Госкомспорт СССР.

 

58. ДЮСШ, СДЮШОР имеют печать и штамп установленного образца.

 

59. Для СДЮШОР устанавливается единая спортивная форма, эмблема, значок и билет учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ

 

(с изм. и доп., внесенными Приказом

Госкомспорта СССР от 06.06.1988 N 229)

 

Общие положения

 

1. В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнения норматива мастера спорта СССР, мастера спорта СССР международного класса, среднего стажа занятий и возраста олимпийцев).

 

2. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.

 

3. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года. Максимальный возраст учащихся групп высшего спортивного мастерства определяется в каждом виде спорта.

 

4. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной. В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной учебной группе.

 

5. Количество установленных в отделении учебных групп (начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) является минимальным.

 

6. Количество учащихся в группах - минимальное. Учитывая особенности вида спорта и возможности школы, в пределах правил техники безопасности, это количество может быть увеличено на пять человек в группах начальной подготовки, на три человека в учебно-тренировочных группах и на два человека в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

7. На период учебно-тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами работы специализированных классов.

 

8. На группу спортивного совершенствования по игровым командным видам спорта предусматривается одновременная работа двух тренеров-преподавателей с нагрузкой каждого из них по 20 часов в неделю.

 

9. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается уменьшение или увеличение недельной нагрузки, но не более чем на два часа в неделю.

 

10. В соответствии с представлением центральных советов ДСО и ведомств и по согласованию с госкомспортами союзных республик решением Госкомспорта СССР в ДЮСШ, СДЮШОР могут открываться экспериментальные группы и отделения по видам спорта. Наполняемость указанных учебных групп, режимы учебно-тренировочной работы и минимальные требования по спортивной подготовке устанавливаются отдельно для каждой учебной группы или отделения по виду спорта.

 

11. В целях профессиональной ориентации учащихся в отделениях спортивной и художественной гимнастики ДЮСШ, СДЮШОР разрешается иметь по одной группе учащихся 13 - 18-летнего возраста и спортивной подготовленности не ниже 1 разряда. Режим учебно-тренировочной работы для данной группы - 12 часов в неделю. Наполняемость группы - 6 - 8 чел.

 

(с изм. и доп., внесенными Приказом Госкомспорта СССР от 06.06.1988 N 229)

 

Рисунок

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                               (Минобрнауки России)

 

ПРИКАЗ

Зарегистрирован в Минюст России

от 02 августа 2012 г.  N 25082

26 июня 2012  N 504

 

 Москва

 

Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении

дополнительного образования детей

 

        В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793) и подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6 ст. 888; N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257; N 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, N 7, ст. 861, ст. 868; N 14, ст. 1627; N 15, ст. 1796),

 

       приказываю:

 

       1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

       2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1053; 1997, N 10, ст. 1169; 2003, N 33, ст. 3266; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 50, ст. 5356; 2009, N 12, ст. 1427).

 

             Министр          Д.В. Ливанов

 

Источник: Сайт Министерства образования и науки РФ

http://минобрнауки.рф/

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об образовательном учреждении дополнительного образования детей

 

I. Общие положения

 

        1. Настоящее Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (далее - Типовое положение) регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей следующих видов:

       центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

     дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

       дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

       станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

       детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);

       детско-юношеские спортивные школы;

       специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

       детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

       специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;

       адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

       2. Государственное и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее - учреждение) может быть автономным, бюджетным или казенным.

       3. Наименование учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

       В наименовании учреждения указываются его вид и при необходимости - специальное, в том числе исторически закрепившееся название учреждения (детская музыкальная школа, центральная пециальная музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская цирковая школа, детская школа художественных ремесел, детская хоровая школа, детская театральная школа, детская школа эстрадного искусства).

       Если в наименовании детских школ искусств (в том числе по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.

       4. Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного (1).

        ___________________________________

       (1) Пункт 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793)

 

        5. Учреждение:

       реализует дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств);

       оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.

       Основные задачи учреждения:

       обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

       выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

       профессиональная ориентация детей;

       создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

       подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

       адаптация детей к жизни в обществе;

       формирование общей культуры детей;

       организация содержательного досуга детей;

       удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

       6. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

       Администрация учреждения оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.

       7. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственном и муниципальном учреждении образование носит светский характер.

       8. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в том числе и иностранными.

       9. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением и уставом учреждения.

       10. Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения (2).

       11. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за (3):

       невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

       реализацию не в полном объеме дополнительных образовательных программ, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

       качество образования детей;             

       жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;

       нарушение прав и свобод детей и работников учреждения;

       иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

       ___________________________________

       (2) Пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 23, ст. 3261)

       (3) Пункт 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2012, N 10, ст. 1159)

 

I. Организация деятельности учреждения

 

        12. Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       13. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его государственной регистрации.

       Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет устав, самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

       14. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

       15. Учреждение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, общежития и другие объекты социальной инфраструктуры.

       16. Учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       17. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:

       дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

       дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

       программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки (4);

       учебные планы.

       ____________________________________

       (4) Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354)

 

       18. Режим работы учреждения определяется уставом учреждения.

       19. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

       В каникулярное время учреждение может открывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, туристские базы, а также лагеря, в том числе специализированные (профильные), с постоянными и (или) переменными составами детей (загородные лагеря или лагеря с дневным пребыванием) на своей базе, а также по месту жительства детей.

       20. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

       21. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов его деятельности, а также мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.

       Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

       22. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.

       Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных образовательных программ.

       23. Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности.

       Численный состав объединения по интересам, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения по интересам.

       Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, менять их.

       При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические, цирковые объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

       С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.

       Расписание занятий объединения по интересам составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

       24. В работе объединений по интересам при наличии условий и согласия руководителя объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.

       25. При реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

       Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

       Освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, формы и порядок проведения которой устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации5.

 

III. Участники образовательного процесса

 

        26. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети до 18 лет, обучающиеся (далее вместе — дети), педагогические работники, родители (законные представители).

       27. Правила приема детей в учреждение в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, уставами образовательных учреждений, а также настоящим Типовым положением, определяются учреждением самостоятельно (6.

       Прием в детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств) осуществляется по результатам индивидуального отбора детей с учетом их творческих и физиологических данных.

       __________________________________

       (5) Пункт 1.1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070; 2008, N 44, ст. 4986; 2011 Да 25, ст. 3538)

       (6) Пункт 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070, ст. 6074; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, ст. 787; N 46, ст. 5419; 2011, N 6, ст. 793; N 27, ст. 3871; N 46, ст. 6408; N 47, ст. 6608)

 

        28. Учреждение объявляет прием детей для обучения по дополнительным образовательным программам, а также по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

       Учреждение вправе осуществлять прием детей сверх установленного государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на обучение на платной основе.

       29. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

       30. Права и обязанности детей, родителей (законных представителей), педагогических работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

       31. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом.

       32. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

       К педагогической деятельности не допускаются лица (7):

       лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

       имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

       имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

       признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

       имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

       __________________________________

       (7) Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14,ст. 1553)

 

        33. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

       34. Отношения детей и персонала учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

       35. Права и обязанности работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и трудовым договором.

       36. Педагогические работники учреждения имеют право (8):

       на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом;

       на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

       _____________________________________

       (8) Пункт 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51)

 

       37. Учреждение устанавливает:

       структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников (9);

       заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования (10).

       __________________________________

       9 Подпункт 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2012, N 10, ст. 1159)

       10 Подпункт 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2012, N 10, ст. 1159)

 

IV. Управление учреждением

 

        38. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

       39. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления учреждением.

        Формами самоуправления учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание работников, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.

        40. Устав учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием работников учреждения и утверждаются учредителем в установленном порядке.

       41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор.

       Прием на работу директора учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Директор учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации:

       осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения; планирует, организует и контролирует образовательную, учебнометодическую, творческую и хозяйственную деятельность учреждения;

       действует от имени учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

       соблюдает финансовую дисциплину;

       обеспечивает сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении учреждения;

       заключает договоры (в том числе трудовые договоры), выдает доверенности;

       в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты, в том числе правила внутреннего распорядка учреждения;

       осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации;

       утверждает структуру управления деятельностью учреждения и штатное расписание, распределяет должностные обязанности, поощряет работников и налагает на них взыскания;

       распоряжается имуществом учреждения в пределах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

       открывает лицевые счета и (или) счета в кредитных организациях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

       несет ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач перед учредителем.

 

V. Имущество и средства учреждения

 

        42. За учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления.

       Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

       Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (11).

       Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль за деятельностью образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником (12).

       Учредитель учреждения обеспечивает развитие и обновление материально- технической базы учреждения.

        При включении в состав учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

       ___________________________

       (11) Пункт 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6241; 2009, N 51, ст. 6158)

       (12) Пункт 3 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6241; 2009, N 51, ст. 6158)

 

        42. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

       43. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц (13).

       44. Имущество учреждения, закрепленное за ним учредителем, используется им в соответствии с уставом и изъятию не подлежит, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

       Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

       ________________________________

       (13) Пункт 8 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291; N 50, ст. 6595)